Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации Новгородской области от 06.08.2002 № 445-рз
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2006 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области", № 8, 2002, ст. 88


Вступил в силу с 6 августа 2002 года (пункт 6 данного документа).



АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2002 г. № 445-рз

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2006 ГОДА

В соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в целях более активного использования возможностей физической культуры и спорта для оздоровления населения области, формирования здорового образа жизни, подготовки спортсменов высокого класса:

1. Одобрить Концепцию развития физической культуры и спорта в Новгородской области до 2006 года (далее - Концепция).

2. Поручить комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту области создать рабочую группу по разработке на основе Концепции проекта Комплексной программы развития физической культуры и спорта в Новгородской области до 2006 года из представителей комитетов области: образования, по охране здоровья населения, государственного образовательного учреждения "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого".

3. Рабочей группе в срок до 20 августа 2002 года представить на утверждение в Администрацию области проект Комплексной программы развития физической культуры и спорта в Новгородской области до 2006 года.

4. Пресс-центру (отделу) Администрации области обеспечить освещение в средствах массовой информации области хода подготовки Комплексной программы развития физической культуры и спорта в Новгородской области до 2006 года.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Главы администрации области Матвееву Г.С.

6. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель
Главы администрации
М.Д.СКИБАРЬ





Одобрена
распоряжением
Администрации области
от 06.08.2002 № 445-рз

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В НОВГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ ДО 2006 ГОДА

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта в области.
Основной целью политики органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта является эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении населения области, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения области и подготовке спортсменов высокого класса.

1. Характеристика состояния развития физической
культуры и спорта в Новгородской области

В течение последних десяти лет в области удалось сохранить систему управления физической культурой и спортом. Выстроена система комплексных массовых спортивных соревнований, охватывающих различные возрастные группы населения, построен ряд крупных спортивных объектов. Спортсмены области завоевали 5 наград на чемпионатах Мира, Европы и около 60-ти на чемпионатах и первенствах страны.
Однако в настоящее время в области охвачено занятиями физической культурой и спортом всего 8,4 процента населения, в Российской Федерации 8 - 10 процентов, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
Не снижается заболеваемость населения области. Из всех хронических заболеваний наибольшую значимость приобрели болезни сердечно-сосудистой системы, легких и эндокринной системы, которые составляют 62 процента. Среди причин преждевременной смертности населения только заболевания сердечно-сосудистой системы занимают 52 - 54 %. Особую тревогу вызывает смертность мужского населения трудоспособного возраста. Частота случаев смерти мужчин, независимо от причин, в 2 - 4 раза превышает смертность женщин.
Анализ заболеваемости населения болезнями органов кровообращения (гипертоническая болезнь), дыхания (бронхиальная астма), эндокринной системы (сахарный диабет) показал их значительный рост во всех районах области. В обращениях населения за медицинской помощью болезни органов кровообращения, дыхания и эндокринной системы занимают значительный удельный вес (60 %) и имеют ярко выраженную тенденцию к ежегодному росту.
К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения области, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
Снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом, наряду с ростом антиобщественных проявлений в молодежной среде, создают реальную угрозу устойчивому социально-экономическому развитию области.
При этом общая ситуация состояния физической культуры и спорта в области характеризуется:
- низким процентом охвата систематически занимающихся физической культурой и спортом всех групп населения, в том числе социально незащищенных слоев населения;
- общим сокращением спортивных сооружений и объектов, и прежде всего по месту жительства, а также недостаточно эффективным использованием имеющихся, потерей за последние десять лет системы детских массовых соревнований во дворах и микрорайонах;
- ослаблением внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, крайне слабой материальной базы физической культуры и спорта в большинстве этих учреждений;
- неудовлетворительным состоянием системы физической культуры и спорта на предприятиях, в организациях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах;
- недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни в средствах массовой информации;
- отсутствием интересов и потребностей у большинства людей заниматься физической культурой и спортом в свободное время, в т.ч. самостоятельно;
- отсутствием материальной заинтересованности специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;
- отсутствием заинтересованности у владельцев фирм и предприятий области, а также инвесторов вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта;
- необходимостью дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере физической культуры и спорта.
Во многих городах и районах области из-за отсутствия финансовых средств на капитальный ремонт спортивные базы находятся в неудовлетворительном состоянии, поэтому зачастую предоставление даже платных услуг населению невозможно. Ежегодно уменьшается количество физкультурных работников, тренеров-преподавателей, при этом увеличивается количество физкультурных работников, возраст которых приближается к пенсионному.
Отсутствуют современные технически и материально оснащенные спортивные базы, для подготовки к международным соревнованиям и Олимпийским играм. С 1980 года спортсмены области не завоевывали Олимпийских наград.

   -------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦1986 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спортсооружений (шт.) ¦ 1228 ¦ 879 ¦ 833 ¦ 951 ¦ 1018 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦из них спортплощадок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(шт.) ¦ 1099 ¦ 299 ¦ 393 ¦ 413 ¦ 468 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество физкультурных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников (чел.) ¦ 1448 ¦ 1289 ¦ 1229 ¦ 1204 ¦ 1140 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦из них тренеров- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦преподавателей (чел.) ¦ 399 ¦ 213 ¦ 263 ¦ 238 ¦ 258 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦% обеспеченности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кадрами ¦ 74,4 %¦ 67,1 %¦ 64,3 %¦ 64,2 %¦60,99 %¦
L------------------------+-------+-------+-------+-------+--------


Обеспеченность спортзалами и спортивными площадками
в городах и районах области

   ----T---------------------T------------------T-------------------¬

¦N/N¦Наименование районов ¦ % обеспеченности ¦ % обеспеченности ¦
¦ ¦ ¦ спортзалами ¦ спортивными ¦
¦ ¦ ¦ ¦ площадками ¦
¦ ¦ +--------T---------+---------T---------+
¦ ¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦1. ¦Батецкий ¦ 39,81 ¦ 40,37 ¦ 39,83 ¦ 40,39 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦2. ¦Боровичский ¦ 31,31 ¦ 31,66 ¦ 127,42 ¦ 128,84 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦3. ¦Валдайский ¦ 36,66 ¦ 37,28 ¦ 49,84 ¦ 50,70 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦4. ¦Волотовский ¦ 66,37 ¦ 67,23 ¦ 55,02 ¦ 55,73 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦5. ¦Демянский ¦ 27,95 ¦ 28,29 ¦ 105,58 ¦ 106,83 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦6. ¦Крестецкий ¦ 39,98 ¦ 40,46 ¦ 56,95 ¦ 57,63 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦7. ¦Любытинский ¦ 21,51 ¦ 21,85 ¦ 48,57 ¦ 49,27 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦8. ¦Маловишерский ¦ 17,74 ¦ 18,05 ¦ 39,80 ¦ 40,49 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦9. ¦Маревский ¦ 31,62 ¦ 31,92 ¦ 70,32 ¦ 70,98 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦10.¦Мошенской ¦ 55,58 ¦ 56,66 ¦ 61,14 ¦ 62,33 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦11.¦Новгородский ¦ 25,29 ¦ 25,49 ¦ 55,17 ¦ 55,60 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦12.¦Окуловский ¦ 20,58 ¦ 21,02 ¦ 32,31 ¦ 33,01 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦13.¦Пестовский ¦ 90,75 ¦ 91,68 ¦ 173,47 ¦ 175,25 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦14.¦Поддорский ¦ 22,94 ¦ 23,37 ¦ 129,73 ¦ 132,17 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦15.¦Парфинский ¦ 34,26 ¦ 34,61 ¦ 100,71 ¦ 101,73 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦16.¦Солецкий ¦ 24,72 ¦ 25,01 ¦ 142,84 ¦ 144,48 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦17.¦Старорусский ¦ 37,79 ¦ 37,98 ¦ 27,24 ¦ 27,38 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦18.¦Холмский ¦ 28,75 ¦ 29,12 ¦ 60,02 ¦ 60,79 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦19.¦Хвойнинский ¦ 32,40 ¦ 33,11 ¦ 81,40 ¦ 83,18 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦20.¦Чудовский ¦ 48,43 ¦ 48,70 ¦ 73,43 ¦ 73,84 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦21.¦Шимский ¦ 29,38 ¦ 29,85 ¦ 98,51 ¦ 100,10 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦22.¦Великий Новгород ¦ 34,14 ¦ 36,84 ¦ 19,31 ¦ 34,47 ¦
+---+---------------------+--------+---------+---------+---------+
¦ ¦Средний показатель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по области ¦ 36,27 ¦ 36,84 ¦ 74,93 ¦ 76,59 ¦
L---+---------------------+--------+---------+---------+----------


Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта для посещения значительной части населения. Под предлогом экономической нецелесообразности ряд организаций отказывается от содержания спортивных и оздоровительных объектов. Значительно сократилось число коллективов физической культуры в организациях области.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений независимо от организационно-правовых форм собственности, всех заинтересованных организаций и учреждений, а также отдельных граждан.

2. Цель и задачи развития физической культуры и спорта

Целью настоящей Концепции является увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения области, достойное выступление Новгородских спортсменов на Олимпийских играх, международных и всероссийских соревнованиях.
Основными задачами в развитии физической культуры и спорта являются:
- обеспечение равных возможностей гражданам области заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;
- реализация федеральных и областных программ, федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;
- улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно среди детей и молодежи;
- формирование у населения области устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, особенно среди детей и подростков, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- создание эффективной системы подготовки спортсменов, находящихся в составе сборной команды России;
- укрепление материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой и спортом.
Для их реализации первоочередными мерами являются:
- создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических условий для вовлечения различных категорий и групп населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;
- обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах организации отдыха населения, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;
- обеспечение подготовки и повышения квалификации физкультурных работников, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов и повышение престижа этой профессии;
- обеспечение минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населения, а также инвалидов.
В условиях низкой обеспеченности спортивными сооружениями основными принципами Концепции в области укрепления материально-технической базы должны стать:
- рациональное и эффективное использование существующей спортивной базы, создание условий для занятий на ее площадях всех слоев населения и увеличение пропускной способности физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений области;
- разработка и реализация областных и муниципальных программ по строительству и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также разработка прогнозных показателей развития материально-технической базы физической культуры и спорта области;
- активное сотрудничество с соответствующими федеральными органами исполнительной власти по вопросам включения в федеральные программы строительства и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений области:
- регионального центра спортивной подготовки в г. Валдае;
- регионального центра гребного и парусного спорта в Великом Новгороде;
- более активного использования спортивной базы г. Пестово, спорткомплекса "Манеж" и Дворца Спорта в Великом Новгороде.

3. Основные направления деятельности по развитию
физической культуры и спорта в области

Необходимость реализации поставленных целей и задач для совершенствования системы физической культуры и спорта в Новгородской области обусловили в качестве приоритетных следующие основные направления развития физической культуры и спорта:
- создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта;
- повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы, физического воспитания в образовательных учреждениях, системе дополнительного образования, специализированных спортивных школах и по месту жительства;
- информационное и научно-методическое обеспечение;
- качественное кадровое обеспечение;
- развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, в том числе малых форм по месту жительства, и повышение эффективности их использования;
- развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
- развитие спорта высших достижений.
Значение физической культуры в сфере воспитания гармонично развитого человека, повышения эффективности использования трудовых ресурсов области, профилактики наркомании, алкоголизма, молодежной и подростковой преступности требует более широкого взаимодействия физической культуры и спорта со здравоохранением, образованием, защитой окружающей среды, экономикой, информационным обеспечением. Результатами такого сотрудничества должны стать совместные инициативы по разработке и принятию правовых актов.
Стратегия совершенствования правовой базы заключается в активном участии этих организаций в законотворческой деятельности как на федеральном, так и областном уровне, а также в совершенствовании правовой и нормативной базы для практической деятельности по развитию физической культуры и спорта в области на основании действующих федеральных законов. Областным законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий для: организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, особенно среди детей, подростков и молодежи, инвалидов и сирот, способствующих формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на оздоровление населения области, строительство спортивных объектов, а также на подготовку спортсменов области - членов сборных команд страны и ее резерва.
Необходима проработка вопросов, связанных с социальной защитой ветеранов спорта, победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы. На уровне области необходима проработка вопросов, связанных с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявление жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на личность и общество.
В вопросах популяризации физической культуры и спорта, формирования у жителей области культа здорового образа жизни важнейшая роль принадлежит информационному обеспечению, деятельности средств массовой информации. Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, в профилактике болезней, в продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.
В этой связи задачей средств массовой информации является:
повышение у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию гуманистических ценностей физической культуры;
активная популяризация самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
настойчивое формирование в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.
Одним из важных направлений пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.
Формирование культуры и обучение населения здоровому образу жизни, занятиям физической культурой должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения. Следует создать региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации. Необходимо использовать в этой связи научные достижения в области спорта, медицины, психологии и других отраслей знаний. Активное участие в осуществлении этой деятельности должны принять соответствующие кафедры Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Реализация целей и задач развития физической культуры и спорта, определенных в настоящей Концепции, требует их кадрового обеспечения. Необходимо обеспечить профессиональную подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности, используя возможности различных факультетов государственного образовательного учреждения "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", продолжить работу по созданию групп по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, прежде всего работающих по месту жительства, оказывать им постоянную помощь в работе. Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включению известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и по созданию новых специальностей, вытекающих из направлений физической культуры, а также по созданию новых междисциплинарных специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.).
Для реализации новых подходов в развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы:
- апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ;
- разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;
- внедрение новых педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;
- расширение системы дополнительного профессионального образования;
- долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием;
- укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку.
Специалистам всех отраслей народного хозяйства, профессионалам из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.) необходимы знания по развитию физической культуры и спорта, по формированию здорового образа жизни.
Существующая в области материально-спортивная база явно не удовлетворяет потребности всех слоев населения в занятиях физической культурой и спортом. Положение осложняется тем, что часть этих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений имеет значительный физический износ. Они не оснащены современным спортивно-технологическим оборудованием, имеется крайний недостаток спортинвентаря и формы. В Любытинском, Демянском, Поддорском, Батецком районах вообще отсутствуют специализированные спортивные залы и занятия проходят в маленьких, приспособленных помещениях.
Деятельность органов муниципальной власти и управления должна быть направлена на: воссоздание сети спортивных площадок по месту жительства, системы подростковых клубов спортивной направленности и обеспечению их работы;
повышение эффективности использования спортивной базы должно быть осуществлено за счет широкой пропаганды физической культуры и спорта, прежде всего в детской, подростковой и молодежной среде, возрождение в полном объеме массовых детских спортивных турниров по месту жительства, привлечения к обеспечению этой деятельности средств спонсоров и инвесторов за счет создания им благоприятных условий.

4. Механизм реализации Концепции развития физической
культуры и спорта

Механизм реализации Концепции по развитию физической культуры и спорта должен включать:

1. Улучшение системы физического воспитания, повышение ответственности родителей за здоровье детей, наделение должным статусом системы физвоспитания в детсадах и яслях, широкомасштабная подготовка для работы в них компетентных педагогов.
Физическая культура как образовательная область и учебный предмет должна быть включена в базисный учебный план образовательных учреждений и обеспечить учащимся с учетом дополнительных внеурочных спортивных занятий необходимый двигательный режим объемом не менее 6 - 8 часов в неделю.
В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:
- урочные формы занятий по предмету физическая культура (физическое воспитание);
- дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом;
- занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- внеклассные занятия (спортивные секции, занятия в спортивных школах);
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- самостоятельные занятия учащихся в режиме реализации спортивно-оздоровительной программы "Президентские состязания" (тестирование уровня физической подготовленности учащихся 1 - 11 классов общеобразовательных учреждений).

2. В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга. Следует формировать в качестве приоритетной формы досуговой деятельности активный отдых, причем планировать и проектировать этот отдых нужно преимущественно как семейный. Концепция семейного, активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.

3. Особое внимание следует придать работе с молодежью по месту жительства. Прежде всего, через возрождение массовых детских соревнований во дворах и микрорайонах. Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения. Совместная работа с военкоматами, органами управления образования и здравоохранения, областным советом Российской оборонной спортивно-технической организацией, союзами спортсменов и ветеранов войн должна быть направлена на:
- реализацию областной целевой программы "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодежи Новгородской области на 2002 - 2005 годы";
- увеличение числа спортивных, военно-спортивных клубов в области и взаимодействие с ними;
- проведение военно-спортивных игр ("Зарница", "Орленок"), спартакиад допризывной молодежи, Дня призывника и других мероприятий, посвященных знаменательным датам;
- привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными и техническими видами спорта.

4. Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это прежде всего возрождение деятельности коллективов физической культуры, создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создании индустрии спортивных товаров.
Наряду с созданием многообразия физкультурно-оздоровительных услуг, насыщением рынка спортивными товарами, оборудованием и инвентарем необходимо сделать физическую культуру и спорт привлекательными для каждого человека, лично заинтересовать его в культурном отношении к своему телу. Это значит, что содержание физической культуры должно пойти по пути индивидуализации, учета интересов каждого человека.
В целях возрождения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, совместно с заинтересованными организациями необходимо добиться увеличения процента отчисления из фонда оплаты труда профсоюзным органам на развитие физической культуры среди работников организаций в Региональном соглашении между областной Федерацией профсоюзов, общественным Фондом "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей)" и Администрацией Новгородской области:
- включение раздела "Физическая культура и спорт" в коллективные договоры предприятий, учреждений и организаций;
- восстановление должности инструктора-методиста физической культуры в организациях;
- проведение дней здоровья, массовых спортивных соревнований, спартакиад в организациях;
- открытие в организациях "комнат реабилитации";
- проведение массовых спортивных праздников и соревнований по различным видам спорта между организациями.
Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, физической подготовки допризывной и призывной молодежи.

5. Спорт высших достижений - отрасль физической культуры и спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий. Организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют учреждения спортивной направленности органов государственного и муниципального управления физической культурой и спортом, органов образования, ведомственных и общественных объединений (детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства).
Совместная деятельность этих органов направлена на решение следующих задач:
- подготовка спортивного резерва в сборные команды области и России;
- определение приоритетных в области видов спорта, координация их развития государственными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом;
- разработка совместно с областными федерациями по видам спорта целевых программ;
- совершенствование деятельности детско-юношеских спортивных школ области независимо от организационно-правовых форм собственности;
- укрепление материально-технической базы детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства;
- решение социальных проблем спортсменов, членов сборных команд России по видам спорта;
- оптимальное управление учебно-тренировочным процессом на разных этапах подготовки на основе анализа соревновательной деятельности;
- создание единого механизма подготовки высококвалифицированных спортсменов (тренировочного и соревновательного процесса, системы восстановления, материально-технического обеспечения, прогнозирования и моделирования различных сторон подготовки);
- научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства совместно с государственными и муниципальными органами управления здравоохранением;
- создание системы непрерывного образования и повышения квалификации тренеров и специалистов, работающих со спортсменами - кандидатами в сборные команды России и ее резерва;
- создание информационного банка данных о подготовке ведущих спортсменов области.

6. На фоне общего ухудшения здоровья населения области, при условии жестких требований большого спорта, очевидно усиление роли врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом. Разработка оздоровительных методик и оценка их эффективности тоже требует четко организованной системы медицинского обеспечения. Для осуществления качественного медицинского контроля на всех уровнях тренировок (от оздоровления до спорта высших достижений), а также в рамках требования приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 337 " О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" необходимо:
- решить кадровую проблему медицинского персонала Центру профилактической медицины комитета по охране здоровья населения области, т.е. выделение и укомплектование дополнительных 5 врачебных должностей по врачебному контролю для качественного наблюдения за спортсменами и для изучения влияния физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие детей и учащихся дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, оказания методической помощи в организации физического воспитания;
- выделить ставки врачей врачебного контроля в районах области согласно установленным нормативам, укомплектовать их врачами и решить вопрос о подготовке врачей по спортивной медицине, оснастить кабинеты врачебного контроля необходимым оборудованием;
- решить вопрос о выделении дополнительных площадей Центру профилактической медицины комитета по охране здоровья населения области и восстановить расформированные подразделения (в соответствии с Положением о врачебно-физкультурном диспансере, утвержденном названным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 337) - клинико-биохимическую лабораторию, кабинет физиотерапии и стоматологический кабинет;
- оснастить спортивное отделение Центра профилактической медицины комитета по охране здоровья населения области недостающей современной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием для качественного обследования спортсменов высшего звена и восстановления в процессе тренировок;
- активнее внедрять в реабилитационную практику средства физической культуры, информировать врачей первичной сети об эффективности оздоровления методом физической культуры.

7. Укрепление материально-технической базы должно включать:
- разработку плана строительства и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в области в 2003 - 2005 годах;
- разработку механизма снижения налогового бремени и коммунальных платежей на физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, обеспечивающие занятия с детьми, инвалидами, социально незащищенными слоями населения, а также инвестиционной привлекательности строительства и использования подобных объектов;
- разработку механизма стимулирования производства в организациях области современного, доступного по цене спортивно-технологического инвентаря и оборудования;
- разработку механизма повышения ответственности юридических и физических лиц за нецелевое и неэффективное использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

8. Финансовые затраты на реализацию мероприятий оздоровительных программ, связанных с активным вовлечением детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, несравнимо ниже затрат на оказание и совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, на содержание в специальных учреждениях молодых правонарушителей, на создание специальных условий для наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов и т.д.
В настоящее время назрела необходимость пересмотра системы взглядов финансовой политики в сфере физической культуры и спорта. С этой целью необходимо решить ряд задач:
- внести корректировку в систему финансирования в областном бюджете отрасли физической культуры и спорта в зависимости от объема и качества оказываемых услуг и конечного результата;
- приоритетное финансирование опорных видов спорта с учетом результатов выступлений спортсменов в составе сборных команд России на чемпионатах Европы и Мира;
- повышение эффективности использования ресурсов и качества услуг в сфере физической культуры и спорта;
- привлечение необходимых средств из федерального бюджета на совместное финансирование целевых федеральных программ в сфере физической культуры, спорта и развития сети спортсооружений при более тесном взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту;
- повышение контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- организация в установленном порядке системы льготного налогообложения участников производственной сферы в зависимости от их вклада в финансирование спортивных и оздоровительных программ;
- привлечение инвестиций из внебюджетных источников.
Практическая реализация задач, обозначенных в Концепции, требует экономической, финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия необходимых нормативных правовых актов областной Думы и Администрации области, а также разработки и реализации соответствующих областных целевых программ, ежегодных планов действий государственных и муниципальных органов власти.
В результате реализации Концепции будет обеспечено:
- увеличение в 1,5 раза числа занимающихся физической культурой и спортом в области;
- создание условий для успешного выступления новгородских спортсменов - членов сборной команды России на всероссийских, международных соревнованиях, Олимпийских играх;
- формирование правовой, материально-технической, научно-методической и педагогической базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры и спорта в области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,