
|  |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 11.05.2001 № 178
(ред. от 29.07.2003)
"О ГУБЕРНАТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВАЯ МАТЬ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Информационно-методический бюллетень", № 5, 2001, ст. 121.
Изменения, внесенные Постановлением Администрации Новгородской области от 29.07.2003 № 209, вступили в силу с 29 июля 2003 года.
------------------------------------------------------------------
Изменения, внесенные Постановлением Администрации Новгородской области от 09.12.2002 № 275, вступили в силу с 9 декабря 2002 года.
АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2001 г. № 178
О ГУБЕРНАТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ
"ЗДОРОВАЯ МАТЬ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2001 - 2003 ГОДЫ
(в ред. постановлений Администрации Новгородской области
от 26.07.2001 № 285, от 09.12.2002 № 275,
от 29.07.2003 № 209)
В целях совершенствования организации медицинской помощи женщинам и детям, снижения уровня материнской и младенческой смертности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую губернаторскую программу "Здоровая мать - здоровый ребенок" на 2001 - 2003 годы (далее - Программа).
2. Комитету финансов области при формировании проекта областного бюджета предусматривать ежегодно средства на реализацию вышеуказанной Программы.
3. Рекомендовать областному фонду обязательного медицинского страхования принять участие в софинансировании Программы.
4. Рекомендовать Главам городов и районов области:
4.1. При формировании проектов бюджетов городов и районов ежегодно предусматривать средства для реализации Программы в размерах, определенных Программой;
4.2. В дополнение к указанной Программе разрабатывать местные программы по охране здоровья матери и ребенка.
5. Рекомендовать федеральному государственному унитарному предприятию "Новгородская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия" организовать постоянную рубрику "Здоровая мать - здоровый ребенок" в передачах областного телевидения и радио.
6. Главам городов и районов области представлять информации о ходе выполнения Программы в Администрацию области ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
7. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
Губернатор области
М.М.ПРУСАК
Утверждена
постановлением
Администрации области
от 11.05.2001 № 178
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВАЯ МАТЬ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2001 - 2003 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы:
губернаторская программа "Здоровая мать - здоровый ребенок" на 2001 - 2003 годы (далее - Программа)
Правовая основа Программы:
Президентская программа "Дети России" на 2001 - 2002 гг.,
федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 2001 - 2002 годы, постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 года № 610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в России"
Дата принятия решения о разработке Программы:
10 августа 2000 года
Руководитель Программы:
главный педиатр области Котова Т.Е.
Разработчик Программы:
комитет по охране здоровья населения области
Исполнители:
комитет по охране здоровья населения,
Администрации городов и районов области (по согласованию), организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности
Обоснование Программы:
в условиях социально-экономического кризиса общества проблемы матери и ребенка достигли предельной остроты и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым.
В Новгородской области нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах.
За последние 10 лет рождаемость снизилась более чем в 2 раза, естественный прирост населения снизился в 10 раз и приобрел отрицательные значения. Есть основания говорить о депопуляции населения области.
Ухудшается состояние здоровья беременной женщины и новорожденного ребенка. За последние 5 лет заболеваемость анемией беременных женщин выросла на 154 процента, токсикозами - на 23,6 процента, инфекциями половой сферы - на 38 процентов.
Результатом реализации губернаторской программы "Здоровая мать - здоровый ребенок" в 1998 - 2000 гг. стала стабилизация и даже некоторое снижение показателя младенческой смертности по области (1997 г. - 18,2 промилле, 1998 г. - 16,8 промилле, 1999 г. - 13,5 промилле), но все же он остается довольно высоким в некоторых районах области (Любытинский - 32,8 промилле, Маловишерский - 31,3 промилле, Старорусский - 29,9 промилле, Новгородский - 29,2 промилле, Солецкий - 29,1 промилле и др.)
Заболеваемость новорожденных по-прежнему высока (1997 г. - 252,4 промилле, 1998 г. - 360,3 промилле, 1999 г. - 173,9 промилле по данным детских консультаций). Увеличивается смертность новорожденных от врожденных аномалий развития. В первые 6 дней жизни от этой патологии погибает около 40 процентов всех умерших в этом возрасте и 25 процентов всех умерших детей до 1 года.
Неуклонно растет заболеваемость детей первого и второго года жизни. При этом наследственная и врожденная патология становится основной причиной инвалидности с детства. На лечение и выхаживание этого контингента больных расходуются огромные средства. В связи с этим особенно актуальной становится проблема совершенствования медико-генетической службы в области, развития дородовой диагностики наследственных заболеваний, предупреждения формирования инвалидности у детей.
Учитывая высокую распространенность фоновых заболеваний среди детей раннего возраста (анемия, рахит, гипотрофия), особое внимание на местах должно быть обращено на обеспечение детей адаптированными молочными смесями, обогащенными витаминами и микроэлементами.
Поддержка грудного вскармливания, широкое распространение практики совместного пребывания матери и ребенка в родильных отделениях должны привести к снижению заболеваемости матери и ребенка.
Некачественное оказание медицинской помощи детям раннего возраста при критических состояниях в условиях городских и районных лечебно-профилактических учреждений нередко становится причиной гибели детей. Многие больницы не располагают необходимым оборудованием и условиями для выхаживания тяжелобольных. Отсутствует стройная система дистанционного консультирования и транспортировки младенцев в отделение реанимации ГМУ "Областная детская клиническая больница" (далее - ДОКБ).
В связи с этим крайне необходима организация эффективной системы взаимодействия организации здравоохранения области с ДОКБ по оказанию экстренной помощи детям при жизнеугрожающих состояниях.
Ведущим звеном этой системы должен стать реанимационно-консультативный центр (РКЦ) ДОКБ, оснащенный специальным автотранспортом (реанимобилем). Помощь опытных, высококвалифицированных реаниматологов РКЦ должна стать доступной детям в любой точке области.
Представляется очень важным укрепление первичного звена здравоохранения, обеспечение каждой больницы минимальным набором медицинского оборудования для планового наблюдения, обследования и лечения детей раннего возраста, в том числе и автотранспортом для организации регулярной выездной работы на селе.
Разумное сочетание регионализации (развития педиатрической службы на местах) и централизации интенсивной и реанимационной помощи детям раннего возраста в ДОКБ приведет к устойчивому снижению госпитальной летальности и младенческой смертности в отдельных районах и в масштабах всей области.
По-прежнему сохраняет свою актуальность качественная подготовка кадров врачей и среднего медицинского персонала, обеспечение условий для наиболее полной реализации их профессионального потенциала.
Цели Программы:
снижение уровня материнской, младенческой заболеваемости и смертности. Профилактика наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей, предупреждение детской инвалидности.
Задачи Программы:
охрана репродуктивного здоровья женщин, медико-экологическое картографирование области по показателям репродуктивной функции женщин.
Совершенствование системы прогнозирования отдельных состояний у беременных с выделением групп риска.
Внедрение стандартов оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Совершенствование диагностики, лечения, медицинской реабилитации при заболеваниях у детей во всех организациях здравоохранения области.
Создание единой системы оказания экстренной медицинской помощи детям во главе с РКЦ при ДОКБ.
Внедрение программы поддержки грудного вскармливания повсеместно в области.
Реализация комплекса мероприятий по профилактике детской инвалидности.
Укрепление материально-технической базы подразделений детства и родовспоможения организации здравоохранения области.
Повышение квалификации специалистов-педиатров и акушеров-гинекологов по вопросам оказания качественной медицинской помощи беременным и детям раннего возраста.
Систематическая работа со средствами массовой информации по освещению вопросов, связанных с формированием здоровой семьи, рождением здорового ребенка.
Механизм реализации Программы:
Программа осуществляется в соответствии с прилагаемыми основными направлениями деятельности и планом мероприятий.
Сроки реализации Программы:
2001 - 2003 годы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
снижение перинатальной и младенческой смертности на 10 процентов:
снижение заболеваемости новорожденных на 15 процентов;
снижение досуточной летальности и ранней неонатальной смертности на 20 процентов,
снижение уровня инвалидизации детей на 10 процентов;
снижение материнской смертности
Система организации контроля за исполнением Программы:
представление информации о выполнении Программы:
Главами городов и районов области ежеквартально - в Администрацию области;
комитетом по охране здоровья населения области ежегодно - в Министерство здравоохранения Российской Федерации
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Ориентировочная стоимость Программы - 83,3 млн. руб.
---------------------------T-----------T-------------------------¬
¦ Источник ¦ Всего ¦ В том числе по годам ¦
¦ финансирования ¦(млн. руб.)+-------T--------T--------+
¦ ¦ ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+--------------------------+-----------+-------+--------+--------+
¦Областной бюджет ¦ 6,3 ¦ 2,7 ¦ 1,2 ¦ 2,4 ¦
+--------------------------+-----------+-------+--------+--------+
¦Бюджеты городов и районов ¦ 14,9 ¦ 6,7 ¦ 4,6 ¦ 3,6 ¦
+--------------------------+-----------+-------+--------+--------+
¦Федеральный бюджет <*> ¦ 4,6 ¦ 1,6 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦
+--------------------------+-----------+-------+--------+--------+
¦Средства обязательного ¦ 54,7 ¦ 13,0 ¦ 13,8 ¦ 27,9 ¦
¦медицинского страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------+-------+--------+--------+
¦Прочие источники ¦ 2,8 ¦ 0,6 ¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦
+--------------------------+-----------+-------+--------+--------+
¦Итого ¦ 83,3 ¦ 24,6 ¦ 22,2 ¦ 36,5 ¦
L--------------------------+-----------+-------+--------+---------
--------------------------------
<*> В рамках Соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации, федеральным фондом ОМС и Администрацией Новгородской области (заключается ежегодно).
(раздел изложен в ред. Постановления Администрации Новгородской области от 09.12.2002 № 275)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Совершенствование организации медицинской помощи женщинам и детям путем:
раннего выявления риска беременности у женщин;
диспансеризации женщин детородного возраста с созданием компьютерных баз данных и компьютерных картотек по фактору риска - патология последа (приложение 1 - не приводится);
диспансеризации женщин детородного возраста с факторами риска в анамнезе: алкоголь, наркотики, тяжелые психические заболевания, эндокринные заболевания, создания компьютерных баз данных и картотек (приложение 1);
своевременной госпитализации беременных групп риска в организации здравоохранения II - III уровня для планового лечения и родоразрешения;
совершенствования метода прогнозирования патологических состояний новорожденных с созданием компьютерных баз данных и компьютерных картотек на группы риска и размещением программы в сети Интернет (приложение 1);
оказания эффективной первичной реанимационной помощи младенцам в любом родильном отделении области;
выполнения комплекса мероприятий по реализации стандартов оказания медицинской помощи детям раннего возраста, находящимся в критическом состоянии (приложение 2 - не приводится);
организации консультативной помощи неонатологам и реаниматологам силами РКЦ ДОКБ (приложение 2);
организации плановой и экстренной перегоспитализации детей в критическом состоянии в отделение интенсивной терапии и реанимации детской областной клинической больницы (далее - ИТАР ДОКБ) (приложение 3 - не приводится);
создания 3-уровневой системы оказания экстренной помощи новорожденным и детям раннего возраста, распределения организации здравоохранения области по уровням с определением объемов оказываемой медицинской помощи детям в зависимости от мощности учреждения (приложения 2, 3);
улучшения качества оказания реанимационной и интенсивной помощи детям в ИТАР ДОКБ (учреждении III уровня);
внедрения программы поддержки грудного вскармливания в учреждениях Великого Новгорода и в масштабах всей области;
расширения практики совместного пребывания матери и ребенка в родильных отделениях и отделениях патологии новорожденных (приложение 4 - не приводится);
централизованной закупки сухих адаптированных молочных смесей для детей первого года жизни (приложение 10 - не приводится);
обеспечения беременных витаминами и железосодержащими препаратами, отпускаемыми на бесплатной основе через амбулаторно-поликлиническую сеть организаций здравоохранения области (приложение 8 - не приводится);
обеспечения детей первого года жизни биопрепаратами, отпускаемыми на бесплатной основе (приложение 9 - не приводится);
компьютерного анализа структуры младенческой смертности по учреждениям, районам и по области в целом (ежеквартально, приложение 1);
изучения показателей репродуктивной функции женщин, медико-экологического картографирования области, реализации комплекса мероприятий по охране репродуктивного здоровья женщин и девочек-подростков в Великом Новгороде (приложение 7 - не приводится).
2. Профилактика детской инвалидности путем:
проведения массового антенатального ультразвукового скрининга беременных на предмет выявления врожденной патологии плода, несовместимой с жизнью, и прерывания беременностей по медицинским показаниям;
проведения массового скрининга новорожденных на фенилкетонурию и гипотиреоз на всей территории области (приложения 13, 15 - не приводятся);
организации своевременной хирургической коррекции врожденных пороков сердца у детей раннего возраста в федеральных клиниках Санкт-Петербурга и Москвы (приложения 13, 16 - не приводятся);
поэтапного внедрения скрининга слуха и зрения у детей раннего возраста во всех организациях здравоохранения области (приложения 13, 14 - не приводятся);
внедрения ультразвукового скрининга органов брюшной полости у детей первого года жизни с целью раннего выявления онкозаболеваний и врожденных пороков развития органов брюшной полости (приложение 13);
внедрения программы раннего выявления задержек развития у детей, начиная с трехмесячного возраста, и организации службы раннего вмешательства поэтапно во всех организациях здравоохранения области (приложение 13);
совершенствования деятельности медико-генетической службы области;
проведения скрининга беременных на биохимические маркеры врожденных пороков развития плода (приложение 19 - не приводится);
проведения двукратного обследования беременных женщин на инфекции, передающиеся половым путем (приложение 20 - не приводится);
организации профилактики синдрома дыхательных расстройств у недоношенных новорожденных в родильных домах и родильных отделениях сурфактантом (приложение 21 - не приводится).
(раздел дополнен Постановлением Администрации Новгородской области от 09.12.2002 № 275)
3. Материально-техническое оснащение службы охраны материнства и детства на различных этапах путем:
оснащения организаций здравоохранения области медицинским оборудованием в соответствии со стандартами минимальных перечней оборудования для оказания экстренной медицинской помощи детям раннего возраста в зависимости от мощности учреждения (по уровням) (приложение 5 - не приводится);
оснащения родовспомогательных и детских учреждений медицинским оборудованием для обеспечения выполнения стандартов наблюдения, обследования и лечения детей раннего возраста в амбулаторных и стационарных условиях (приложение 6, 6А - не приводятся);
оснащения отделения патологии новорожденных ДОКБ необходимым медицинским инвентарем и мебелью для организации поста совместного пребывания матери и новорожденного ребенка (приложение 4);
проведения капитальных и косметических ремонтов, реконструкций в подразделениях детства и родовспоможения организаций здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности (приложение 11 - не приводится);
обеспечения организаций здравоохранения области санитарным автотранспортом для организации плановых осмотров детей, проживающих в сельской местности (приложение 6).
4. Повышение квалификации специалистов путем:
обучения акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов на выездных циклах и учебных базах медицинских ВУЗов Санкт-Петербурга и Москвы (приложение 12 - не приводится);
обучения врачей, фельдшеров и других средних медицинских работников методам оказания интенсивной и реанимационной помощи детям раннего возраста на выездных районных семинарах по утвержденной программе;
обучения врачей педиатров и акушеров по вопросам оказания первичной реанимационной помощи новорожденным в родильном зале на базе муниципального медицинского учреждения "Родильный дом № 1" Великого Новгорода (приложение 12).
5. Информационное обеспечение Программы путем:
организации постоянной рубрики "Здоровая мать - здоровый ребенок" на областном телевидении, радио и в печати с привлечением специалистов в области акушерства и гинекологии, педиатрии, генетики раннего вмешательства для освещения вопросов, связанных с формированием здоровой семьи, рождением здорового ребенка (приложение 17 - не приводится);
тиражирования методических рекомендаций для медицинских работников по вопросам антенатальной охраны плода, сохранения репродуктивного здоровья населения, оказания реанимационной помощи детям, поддержки грудного вскармливания, профилактики инвалидности у детей, а также других материалов, освещающих возможные пути снижения материнской и младенческой смертности (приложение 18 - не приводится).
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|