| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 06.10.2003 № А44-2012/03-С3
<ИСК МРИ МНС РФ № 1 ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОРОВИЧСКОГО РАЙОННОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ О ВЗЫСКАНИИ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ВЫРАЗИВШИХСЯ В НЕПОЛНОЙ УПЛАТЕ НДС, НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГА С ПРОДАЖ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2004 № А44-2012/03-С3 данное решение частично отменено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2003 года Дело № А44-2012/03-С3
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску МРИ МНС РФ № 1 по Новгородской области к общественной организации Боровичского районного общества инвалидов о взыскании штрафных санкций в размере 13 954 рубля,
установил:
МРИ МНС РФ № 1 по Новгородской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с общественной организации Боровичского районного общества инвалидов штрафных санкций за совершение налоговых правонарушений в сумме 13 954 руб. В том числе инспекция просит взыскать: штраф за неполную уплату НДС - 11 383 руб., штраф за неполную уплату налога на прибыль - 2 204 руб., штраф за неуплату налога с продаж - 21 руб., штраф за непредставление налоговых деклараций по налогу с продаж - 346 руб.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на акт выездной налоговой проверки от 18.04.2003 № 57, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 14.05.2003 № 245, требование об уплате налоговой санкции от 15.05.2003 № 1685, которое ответчик добровольно не исполнил.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, мотивируя это тем, что решение о привлечении налогоплательщика к ответственности от 14.05.2003 № 245 является незаконным и необоснованным.
Ответчик полагает, что в проверяемый период организация обоснованно пользовалась льготами по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу с продаж.
В соответствии с абзацем 3 п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль общественных организаций инвалидов не подлежит налогообложению. Указанная льгота не ставится в зависимость от того, на какие цели расходуется прибыль. В то же время налоговый орган ошибочно отнес общественную организацию к предприятиям, учреждениям, организациям, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников. Для указанной категории льгота по налогу на прибыль предоставляется только при условии, что не менее половины полученной прибыли расходуется на нужды инвалидов.
Ответчик указал, что, доначисляя НДС и налагая штраф за его неполную уплату, налоговый орган ошибочно истолковал пп. 2 п. 3 ст. 149 гл. 21 Налогового кодекса РФ, полагая, что от уплаты НДС освобождаются товары, производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов. Ответчик также полагает, что от налогообложения освобождается в том числе реализация товаров, приобретенных общественными организациями инвалидов у третьих лиц.
Ответчик полагает, что поскольку возможно различное толкование ст. 149 НК РФ, то все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, ответчик указал, что не может быть привлечен к ответственности в силу п. 2 ст. 111 НК РФ, т.к. по вопросам уплаты налога на прибыль и НДС в 2001 году руководствовался письменными разъяснениями МРИ МНС РФ № 1 по Новгородской области от 2 декабря 2000 года.
Налоговым органом также не доказана обоснованность взыскания налога с продаж в связи с тем, что ни в акте проверки, ни в решении не указано, какие товары реализовывались в магазине хозрасчетного участка № 1 г. Боровичи. Однако это имеет решающее значение, т.к. в ст. 4 областного закона от 11.12.1998 № 48-ОЗ "О налоге с продаж" перечислен ряд товаров, работ, услуг, не являющихся объектом налогообложения.
По мнению ответчика, заявителем пропущен срок для взыскания штрафа за непредставление расчетов по налогу с продаж, поскольку шестимесячный срок, установленный ст. 115 НК РФ, следует исчислять с того момента, когда эти расчеты должны быть представлены (июль, август, сентябрь 2001 года). Факт непредставления расчетов по налогу с продаж был известен налоговому органу до проведения выездной налоговой проверки, а не в связи с ней.
Ответчик просил учесть наличие смягчающих обстоятельств, в частности, то, что районное общество инвалидов является некоммерческой организацией, средства от хозяйственной деятельности направляются на социальные нужды инвалидов, и то, что данное правонарушение совершено впервые.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что МРИ МНС РФ № 1 по Новгородской области провела выездную налоговую проверку общественной организации Боровичского районного общества инвалидов за период с 01.01.1999 по 01.01.2002.
Из акта проверки от 18 апреля 2003 года и приложенных к нему документов (свидетельства о регистрации общественного объединения, карты постановки на учет, Устава Общероссийской общественной организации ВОИ) следует, что ответчик является юридическим лицом с момента регистрации 9 сентября 1998 года.
Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава Общероссийской общественной организации "Всероссийского общества инвалидов" (ВОИ). Собственного устава районная организация, вопреки требованиям п. 16 Устава Общероссийской общественной организации ВОИ, не имеет.
Основными видами деятельности ответчика в проверяемый период являлись лесозаготовка и розничная торговля.
Вывод налогового органа о том, что в 2001 году общество необоснованно пользовалось льготой по налогу на прибыль, правомерен.
Ссылка ответчика на абзац 3 п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" несостоятельна.
Согласно этой норме не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, для которых они созданы.
Из п. 52 Устава ВОИ следует, что средства от предпринимательской деятельности этой общественной организации полностью используются на выполнение уставных задач.
Из акта проверки и приложенных к нему документов следует, что прибыль 88 400 рублей, полученная в 2001 году, на уставные цели не использовалась. Проверить надлежащее распределение прибыли не представляется возможным ввиду того, что бухгалтерский учет ведется с грубым нарушением требований закона.
Из совокупности указанных норм следует, что освобождение от уплаты налога на прибыль общественных объединений возможно, только если предпринимательская деятельность этих организаций ведется в соответствии с законом.
Общественная организация Боровичского районного общества инвалидов осуществляет свою предпринимательскую деятельность через хозрасчетные участки № 1 и № 2.
Хозрасчетные участки не могут быть структурными подразделениями общественной организации инвалидов, т.к. это противоречит ст. ст. 8, 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктам 14 - 17 Устава Общероссийской общественной организации ВОИ.
Из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ следует, что общественные объединения могут осуществлять свою предпринимательскую деятельность, создавая хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации.
Ввиду того, что организационно-правовую форму хозрасчетных участков невозможно определить, им не может быть предоставлена льгота по налогообложению, предусмотренная ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обоснованным является также вывод налогового органа о том, что ответчик в проверяемый период являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
От уплаты НДС в проверяемый период в соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (с последующими редакциями) "О налоге на добавленную стоимость" были освобождены товары, работы, услуги, производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников, а также предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, и осуществляющие торговую деятельность хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.
В подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ (действующей с 1 января 2001 года) указано, что льгота предоставляется при реализации товаров, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Ответчик не опроверг довод налогового органа о том, что реализовывал не производимую им продукцию, а его организационно-правовая форма не соответствует подп. "х" пункта 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 и подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Доначисление налоговым органом налога с продаж, подлежащего уплате ответчиком за июль, август, сентябрь 2001 года, правомерно. Товары, реализуемые ответчиком в магазине (хозрасчетный участок № 1, г. Боровичи), не входят в перечень товаров, освобождаемых от уплаты налога с продаж.
Абзац 35 ст. 4 областного закона от 11.12.1998 № 48-ОЗ (в ред. от 13.06.2000) "О налоге с продаж" предусматривает освобождение от налога товаров собственного производства, реализуемых предприятиями, находящимися в собственности общественных организаций инвалидов и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов.
Таким образом, порядок предоставления льготы по налогу с продаж аналогичен порядку предоставления льгот по НДС, и основания доначисления этого налога и взыскания штрафной санкции за его неполную уплату те же, что и по НДС.
Довод ответчика о том, что налоговый орган не доказал, что в магазине могли реализовываться иные товары, не облагаемые налогом с продаж (детская одежда, обувь, хлеб, молоко и т.д.), не может быть принят во внимание.
В соответствии с п. 7 ст. 7 областного закона от 11.12.1998 № 48-ОЗ (в ред. областного закона от 28.11.2001 № 6-ОЗ) "О налоге с продаж" обязательным условием предоставления льготы по налогу с продаж является раздельный учет реализации товаров, как облагаемых, так и освобождаемых от налогообложения.
Отсутствие раздельного учета лишает ответчика права на льготы независимо от ассортимента реализуемых товаров.
Исходя из изложенного решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.05.2003 № 245 является законным и обоснованным.
Порядок и сроки привлечения к ответственности налоговым органом соблюдены.
Ответчик необоснованно ссылается на п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ, т.к. выписка из нормативных документов, касающихся льгот общественным организациям инвалидов в 2001 году (л. д. 49), полученная ответчиком на семинаре, проводимом налоговой инспекцией, не является письменным разъяснением по вопросам применения законодательства.
Нарушения срока для взыскания финансовых санкций за непредставление расчетов по налогу с продаж судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 115 НК РФ шестимесячный срок начинает исчисляться с момента обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В данном случае срок исчисляется с 18 апреля 2003 года.
Налоговые санкции не могут быть уменьшены судом в порядке ст. 114 НК РФ, т.к. наличия смягчающих обстоятельств в виде направления всех свободных финансовых средств на социальные нужды инвалидов ответчик не доказал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 216 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
Взыскать с общественной организации Боровичского районного общества инвалидов, место нахождения - Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48, свидетельство о государственной регистрации общественного объединения от 09.09.1998 № 513, в доход соответствующего бюджета штрафы в общей сумме 13 954 руб.
Взыскать с общественной организации Боровичского районного общества инвалидов, место нахождения - Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48, свидетельство о государственной регистрации общественного объединения от 09.09.1998 № 513, в бюджет Российской Федерации 658 руб. 16 коп.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Новгородской области в месячный срок со дня принятия.
Судья
И.Г.ЛАРИНА
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|