| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 13.10.2003 № А44-2411/03-С10
<ИСК ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КЕДР ЛАЙТ" К ИНСПЕКЦИИ МНС РФ ПО ЧУДОВСКОМУ РАЙОНУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПИСЬМА ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗВРАТЕ ИЗ БЮДЖЕТА СУММ ОШИБОЧНО УПЛАЧЕННЫХ ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2004 № А44-2411/03-С10 данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2003 года Дело № А44-2411/03-С10
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Кедр Лайт" к Инспекции МНС РФ по Чудовскому району о признании недействительным письма ИМНС РФ по Чудовскому району Новгородской области от 30.05.2003 № 01-11/2251,
установил:
ООО "Кедр Лайт" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением об отмене письма Инспекции МНС РФ по Чудовскому району (далее - Инспекция) от 30.05.2003 № 01-11/2251 об отказе в возврате из бюджета сумм ошибочно уплаченных лесных податей и обязании Инспекции возвратить ошибочно уплаченные лесные подати за древесину по коду 105040 в сумме 163 583 руб. 59 коп. и по коду 2020000 в сумме 100 017 руб. 03 коп.
Свои требования Общество мотивировало тем, что в соответствии с действующим законодательством лесные подати являются федеральным налогом. В силу ст. 4 НК РФ, пунктов 7 и 11 Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783, последнее вправе издавать инструкции по вопросам, связанным с налогообложением.
Согласно п. 6 раздела "Плательщики лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" Инструкции ГНС РФ от 19.04.1994 № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню", зарегистрированной в Минюсте России 13.05.1994 за № 561, установлено, что не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку древесины субъекты малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, применяющие в соответствии с ФЗ РФ от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Являясь субъектом малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения на основании патента № АА 78200775, Общество не должно платить лесные подати за пользование лесным фондом, а поскольку они уплачены ошибочно, то подлежат возврату из бюджета.
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просил признать указанное письмо недействительным как незаконное и возвратить указанную сумму денежных средств из бюджета. Свои требования заявитель поддержал по изложенным выше основаниям.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, мотивируя тем, что Обществу Инспекцией МНС РФ по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга на период с 19.03.2002 по 31.12.2002 выдан патент № АА 78200775, удостоверяющий право осуществлять деятельность с применением упрощенной системы налогообложения.
В 2002 г. Общество по результатам проведения лесных аукционов получило в Чудовском лесхозе 5 лесорубочных билетов и 1 - в январе 2003 г. - на право лесопользования, за что уплатило до выписки билетов лесные подати в сумме 263 600 руб. 61 коп.
В ст. ст. 19 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" отсутствует прямое указание на платежи за пользование лесным фондом.
Статьи 12 - 15 НК РФ также не относят лесную подать к налогам и сборам. В связи с этим лесная подать не входит в систему действующих налогов.
В соответствии со ст. 107 Лесного кодекса РФ в льготы по платежам за пользование лесным фондом не включено освобождение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих заготовку древесины, от уплаты лесных податей.
Представитель третьего лица - Чудовского лесхоза - пояснил, что обществу "Кедр Лайт" лесной фонд выделен по результатам лесного аукциона. Без уплаты лесных податей лесорубочные билеты не выдаются. Льготный отпуск древесины осуществляется только в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает отказать Обществу в заявленных требованиях по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ООО "Кедр Лайт" участвовало в лесных аукционах, по результатам которых составлены протоколы от 12.08.2002, 26.09.2002, 11.11.2002 и 23.12.2002. Общество, являясь победителем аукционов, получило право краткосрочного пользования участками лесного фонда, размер платы за которые определен на аукционе.
Согласно статье 103 ЛК РФ платежи за пользование лесным фондом при краткосрочном пользовании участками лесного фонда взимаются в виде лесных податей. В соответствии со ст. 104 ЛК РФ ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов.
Как следует из содержания ст. 44 ЛК РФ, лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах аукциона, который имеет силу договора. Федеральная служба лесного хозяйства России в пределах компетенции, установленной ст. 44 ЛК РФ, 11.08.1997 Приказом № 99 утвердила Положение о порядке проведения лесных аукционов. Согласно пункту 44 этого Положения после объявления результатов лесного аукциона покупатель перечисляет с учетом суммы внесенного задатка:
а) если расчетная лесосека в субъекте РФ превышает один миллион кубометров:
в федеральный бюджет - 40 % стоимости аукционной единицы (участка лесного фонда), исчисленной по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню;
в бюджет субъекта РФ - 60 % стоимости аукционной единицы, исчисленной по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню;
б) если расчетная лесосека в субъекте РФ не превышает один миллион кубометров:
в бюджет субъекта РФ - всю стоимость аукционной единицы, исчисленную по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню;
на текущий счет "Суммы по поручениям" соответствующего лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством - разницу между аукционной ценой купленной аукционной единицы и ее стоимостью, исчисленной по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, в случаях а) и б).
Указанная норма воспроизводит положения ст. 106 ЛК РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, (далее - минимальные ставки) устанавливаются Правительством РФ (ст. 103 ЛК РФ) и отвечают понятию налоговой ставки, определение которой дано в статье 53 НК РФ. Таким образом, исчисленная по минимальным ставкам стоимость аукционной единицы, подлежащая зачислению в федеральный бюджет или в бюджет субъекта Российской Федерации, входит в общую систему налогообложения.
Согласно пункту 2 ст. 1 Закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие указанного закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
В соответствии с приложением № 1 к ФЗ от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" платежи за пользование лесным фондом (лесные подати и арендная плата) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым доходам бюджета. Таким образом, ООО "Кедр Лайт", перейдя на упрощенную систему налогообложения, отказалось от ранее принятой системы налогообложения в части уплаты лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам и подлежащих зачислению в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 106 ЛК РФ лесные подати, поступающие лесхозам, приравниваются к бюджетным средствам и используются на нужды лесного хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные от предоставления участков лесного фонда в краткосрочное пользование по результатам лесного аукциона, относятся к неналоговым доходам бюджета.
Взаимоотношения организатора лесного аукциона и лица, выигравшего аукцион, в части платежей, поступающих лесхозам, регулируются Лесным кодексом РФ и гражданским законодательством РФ. Такой вывод следует из систематического толкования ст. ст. 43, 44, 103, 104 и 105 ЛК РФ. Поскольку протоколы о результатах лесного аукциона имеют силу договора, Общество в соответствии со ст. 309 ГК РФ, закрепившей принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, обязано заплатить лесные подати, поступающие на счет лесхоза. Указанные платежи не являются налогом, и на них не распространяется действие упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (оспариваемый период) доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году, наряду с другими источниками формируются также за счет доходов от использования лесного фонда - в размере 100 % доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством. В ст. 17 этого же Закона определен состав этих доходов. Зачисление в федеральный бюджет доходов от использования лесного фонда осуществляется за счет отчислений лесных податей сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. В приложении № 4 к этому же Закону приведен перечень доходов федерального бюджета в 2002 г. Доходы от использования лесного фонда отнесены к неналоговым доходам, им присвоен код 2020000 бюджетной классификации Российской Федерации.
Таким образом, согласно действующему законодательству Общество правомерно уплатило лесные подати в 2002 году за пользование лесным фондом, являясь победителем лесных аукционов, а организатор аукционов - Чудовский лесхоз - правомерно выделил Обществу участки лесного фонда, на которых уже произведено лесопользование.
Случаи освобождения от уплаты лесных податей установлены, в частности, ст. ст. 103, 104 и 107 ЛК РФ. За предоставлением льгот по платежам за пользование лесным фондом Общество не обращалось. Кроме того, в конкретный перечень юридических лиц, которые освобождаются от платежей за пользование лесным фондом, заявитель не входит.
Поэтому исходя из изложенного суд приходит к выводу, что Инспекция своим письмом от 30.05.2003 за № 01-11/2251 правомерно отказала Обществу в возврате из бюджета лесных податей, уплаченных в полной сумме в 2002 году.
Что касается Инструкции ГНС РФ от 19.04.1994 № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню", то суд не может ею руководствоваться, так как она противоречит Федеральному закону от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действовавшему в 2002 году, в котором не были предусмотрены основания освобождения от уплаты лесных податей организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, а также Налоговому и Лесному кодексам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления ООО "Кедр Лайт" о признании недействительным письма от 30.05.2003 № 01-11/2251 Инспекции МНС РФ по Чудовскому району Новгородской области об отказе в возврате из бюджета уплаченных лесных податей за древесину в сумме 263 600 руб. 62 коп. отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Новгородской области в месячный срок.
Судья
З.С.АНИСИМОВА
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|