Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области апелляционной инстанции от 28.02.2005 № А44-63/04-С6
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ И КОМИТЕТА ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕШЕНИЕ СУДА ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ СУММЫ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УБЫТКИ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С НЕВОЗМЕЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ГРАЖДАНАМ НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНОВ РФ "О ВЕТЕРАНАХ", "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РФ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2006 № А44-63/04-С6 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 03.04.2006 № А44-63/04-С6 изменено в части взыскания убытков.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 03.04.2006 № А44-63/04-С6 решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.11.2005 № А44-63/04-С6 изменено в части взыскания убытков.
   ------------------------------------------------------------------

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23.11.2005 № А44-63/04-С6 иск удовлетворен частично.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2005 № А44-63/04-С6 данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Новгородской области.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АРБИТРАЖНОГО СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 28 февраля 2005 года Дело № А44-63/04-С6

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов РФ и комитета финансов Администрации Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2004 года по делу № А44-63/04-С6 (судья Никитина Л.А.),

установил:

ОАО в лице филиала "Н" (далее - истец) обратилось с иском к Администрации Новгородской области (далее - Администрация) и Министерству труда и социального развития РФ (далее - Минтруд) о взыскании убытков в сумме 7 275 702 руб., возникших в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в т.ч. просило взыскать с Минтруда - 6 649 376 руб., с казны Новгородской области в лице комитета финансов - 626 326 руб.
В качестве 3-го лица по делу привлечен комитет социальной защиты Новгородской области (далее - комитет соц. защиты).
В процессе рассмотрения дела в Арбитражном суде 1-й инстанции к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ (далее - Минфин) и комитет финансов Новгородской области (далее - комитет финансов). Все ответчики требования истца отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на иск.
Обжалуемым решением от 29.10.2004 Арбитражный суд 1-й инстанции взыскал в пользу истца с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ 6 649 376 руб. и с казны Новгородской области в лице комитета финансов 626 326 руб. Минфин РФ и комитет финансов просят решение Арбитражного суда отменить, в иске отказать по основаниям, указанным в апелляционных жалобах.
В заседании Арбитражного суда апелляционной инстанции представители ответчиков поддержали свои доводы, изложенные в отзывах на иск и в апелляционных жалобах, представитель истца против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, считая решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в 2000 году ОАО в лице филиала "Н" оказывало жителям Новгородской области услуги телефонной связи и радио на льготных условиях, с предоставлением скидки в размере 50 % отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В подтверждение оказанных услуг данной категории граждан истец представил квитанции об оплате абонентами названных услуг, договоры на оказание услуг с документами, подтверждающими право абонентов на льготы. Факт, объем и сумму оказанных истцом услуг телефонной связи и радио, а также предоставленных абонентам льгот ответчики не оспаривают.
Право на возмещение понесенных расходов по предоставлению льгот по оплате телефона и радио предусмотрено ФЗ "О связи".
В соответствии со ст. 10 Закона "О ветеранах" расходы на абонентскую плату за пользование телефоном возмещаются за счет средств федерального бюджета, расходы на оплату услуг за пользование радио возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, в соответствии с которыми финансирование расходов, понесенных операторами связи в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, в т.ч. ветеранам, инвалидам, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Минтрудом.
Законом "О федеральном бюджете на 2000 год" Минтрудом установлены расходы на оплату установки и пользования телефоном ветеранам, а также расходы на 50-процентную скидку за пользование телефоном и радио инвалидам в размере 100 млн. руб. Указанные целевые ассигнования по федеральному бюджету 2000 года Минтруд полностью распределил по субъектам Российской Федерации в соответствии с удельным весом лиц, имеющих право на льготы.
В соответствии с бюджетной росписью комитету соц. защиты населения Новгородской области через органы федерального казначейства было распределено и перечислено 810 тыс. руб., из них 783 тыс. руб. были по договору перечислены ОАО "Н". При таких обстоятельствах Арбитражный суд 1-й инстанции обоснованно отказал в иске к Минтруду РФ. Убытки, понесенные истцом от предоставления льгот по оплате услуг по установке и пользованию телефоном в соответствии с законами РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", а также по оплате услуг за пользование радио по Закону "О социальной защите инвалидов в РФ" правомерно взысканы с казны РФ в лице Минфина РФ в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований.
Доводы апелляционной жалобы Минфина РФ о том, что Минтруд РФ как главный распорядитель бюджетных средств и комитет по соц. защите населения как распорядитель не представили доказательств представления в Минфин РФ дополнительных заявок, изменений в бюджетную роспись по фактической потребности, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с п. 3 ст. 184 Бюджетного кодекса РФ разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложены на Минфин РФ. В соответствии с положениями о Министерстве финансов РФ, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 06.03.1998 № 273, от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов РФ осуществляет составление проекта федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. При подготовке проектов федерального бюджета на 2001, 2002, 2003 годы предложения Минтруда РФ по выделению средств из федерального бюджета на компенсацию расходов по предоставлению льгот по Закону "О ветеранах" были удовлетворены на 30 - 40 %; в 2000 году средства федерального бюджета обеспечивали выполнение ФЗ "О ветеранах" на 10 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что дополнительные заявки на выделение бюджетных средств на покрытие расходов по предоставлению льгот не могли быть выполнены. Убытки операторов связи от предоставления льгот не находятся в причинной связи с действиями (бездействием) Минтруда РФ, комитета по соц. защите населения, не направивших в Минфин РФ дополнительных заявок.
Также не может быть признан обоснованным довод Министерства финансов РФ о недоказанности его вины в недополучении истцом доходов. Правоотношения, возникающие между организациями, которые предоставляют услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Компенсация неполученных доходов организациям, оказывающим услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
Ссылка указанного ответчика в апелляционной жалобе на отсутствие правового акта, которым установлена обязанность Министерства финансов РФ по определению порядка выплаты компенсаций по льготам, не принимается во внимание, т.к. в спорном случае в соответствии со ст. 125 ГК РФ Минфин представляет Российскую Федерацию по финансовым вопросам, не урегулированным в законодательном порядке.
Распоряжение Администрации Новгородской области от 20.06.1997 № 500-рг, которым утвержден примерный порядок возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, определяющий условия возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов РФ", на которое Минфин РФ в апелляционной жалобе ссылается как на основание для возмещения выпадающих доходов из бюджета города, района, не может противоречить Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 963, в соответствии с которыми финансирование расходов по реализации ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" производится за счет средств федерального бюджета, за исключением расходов по предоставлению льгот по оплате услуг радиовещания по Закону "О ветеранах".
Расходы истца по предоставлению льгот по оплате за пользование радио по Закону "О ветеранах" в сумме 626 326 руб. обоснованно возмещены обжалуемым решением за счет казны Новгородской области в лице комитета финансов Новгородской области. Как указывалось выше, ст. 10 ФЗ "О ветеранах" прямо предусматривает возмещение расходов по оплате услуг за пользование радио за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Доводы комитета финансов Новгородской области в апелляционной жалобе о том, что названным Законом на бюджеты субъектов РФ в 2000 году были возложены дополнительные расходы без увеличения размера финансовой помощи, не могут быть приняты во внимание. На реализацию Закона "О ветеранах" Новгородской области из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ выделено 71 704,4 тыс. руб.
Невозможность погашения за счет указанных средств расходов по предоставлению льгот ветеранам по оплате за пользование радио комитет финансов не доказал. Указание на то, что при формировании бюджета области на 2000 год и определении межбюджетных отношений с бюджетами городов и районов области планировались средства на реализацию Закона "О ветеранах" и денежные средства, учтенные в областном бюджете, были направлены в города и районы области, не подтверждает факт невозможности выделения на указанные цели дополнительных средств из иных источников доходов, поступление которых учтено в областном бюджете на 2000 год областным законом от 15.05.2000 № 127-ОЗ.
Ссылки Министерства финансов РФ и комитета финансов Новгородской области на пропуск срока исковой давности не могут быть приняты во внимание. При рассмотрении дела в Арбитражном суде 1-й инстанции указанные ответчики о применении срока исковой давности не заявляли. Соответствующее заявление было сделано Администрацией Новгородской области, но оно не распространяется на других ответчиков (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.10.2004 по делу № А44-63/04-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ и комитета финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Председательствующий
Т.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
С.А.АЛЕКСАНДРОВ
А.В.ЧЕПРАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,