| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области апелляционной инстанции от 24.05.2005, 30.05.2005 № А44-10043/04-С5
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ НА РЕШЕНИЕ СУДА ПО ИСКУ О ВОЗМЕЩЕНИИ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2005 № А44-10043/04-С5 данное постановление изменено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АРБИТРАЖНОГО СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
24 мая 2005 года Дело № А44-10043/04-С5
30 мая 2005 года
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 марта 2005 года по делу № А44-10043/04-С5 (судья Дегтев А.В.),
установил:
ОАО "Новгородоблгаз" обратилось с иском к Администрации Новгородской области, комитету финансов Новгородской области, Администрации Великого Новгорода и комитету экономики и финансов Администрации Великого Новгорода о взыскании с надлежащего ответчика 76 940 руб. 85 коп. выпадающих доходов.
В обоснование иска истец указал, что в соответствии с Законом РФ от 09.06.1993 РФ № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" с последующими изменениями и дополнениями государством установлен ряд льгот для почетных доноров России. Применение Закона в части предоставления льгот и компенсация расходов по их предоставлению разъяснены Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-О.
Названными нормативными актами предусмотрено предоставление указанной категории населения РФ 50-процентной льготы по оплате за газ.
На основании перечисленных актов филиал ОАО "Новгородоблгаз" - трест "Новгородмежрайгаз" - с октября 2001 года по декабрь 2002 года предоставил соответствующей категории жителей Великого Новгорода льготы по оплате за природный газ на общую сумму 76 940 руб. 85 коп., в связи с чем недополучил денежные средства в указанной сумме, которые для истца являются выпадающими доходами, в связи с чем предъявлен настоящий иск.
Определениями Арбитражного суда от 06.12.2004 и 22.12.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ и в качестве 3-го лица - МУ "Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству".
Ответчики иск отклонили по основаниям, изложенным в отзывах на иск.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Арбитражного суда по делу № А44-10043/04-С5 вынесено 24.03.2005, а не 24.03.2005.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-О.
------------------------------------------------------------------
Обжалуемым решением от 24.03.2004 Арбитражный суд исковые требования удовлетворил частично, взыскав с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ 24 117 руб. 67 коп., ссылаясь на ст. 4 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" и Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2002.
В иске о взыскании 12 823 руб. 18 коп. Арбитражный суд отказал, исключив из суммы иска НДС.
В иске о взыскании 40 000 рублей Арбитражный суд отказал, считая, что указанная сумма перечислена истцу комитетом экономики и финансов Великого Новгорода.
Начальник Управления федерального казначейства по Новгородской области (далее - УФК) от имени Минфина РФ просит решение Арбитражного суда отменить и в иске к Минфину РФ отказать по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, в частности, в связи с тем, что требования истца по взысканию долга из средств казны РФ не основаны ни на договоре, ни на иных законных основаниях.
В заседании Арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца против удовлетворения жалобы возражал, в то же время просил отменить решение Арбитражного суда 1-й инстанции в части отказа в иске по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители Администрации Новгородской области, комитета финансов Новгородской области и Администрации Великого Новгорода против удовлетворения жалобы возражали, считая решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав пояснения сторон, Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда 1-й инстанции.
Как следует из материалов дела, истец в период с октября 2001 года по декабрь 2002 года в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предоставлял соответствующей категории граждан Великого Новгорода 50-процентную скидку по оплате природного газа. Считая, что расходы, возникшие в связи с предоставлением названных льгот за указанный период в сумме 76 940 руб. 85 коп., ему не возмещены, истец обратился с настоящим иском.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", предоставляется скидка до 50 % при оплате коммунальных услуг.
Факт предоставления истцом льгот, предусмотренных названным Законом, и размер понесенных им в связи с этим расходов за рассматриваемый период подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
В соответствии со ст. 4 Закона финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
В Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 4 и 11 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" указано, что вопрос о том, за счет каких средств должно осуществляться лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 Закона, в т.ч. снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг, на федеральном уровне не решен, поэтому впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В данном Определении Конституционный Суд РФ также указывает на то, что п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, регионального и местных бюджетов.
В силу п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, согласно п. 2 названной статьи порядок согласования распределения и закрепления таких расходов определяется Правительством Российской Федерации. Поскольку данный вопрос в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней в 2001 - 2002 гг. не был урегулирован, затраты, связанные с реализацией ст. 11 Закона, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Правоотношения, которые возникают между лицами, предоставляющими услуги категориям потребителей, пользующихся льготными тарифами, и производящими выплаты уполномоченными органами, относятся к публичным.
С учетом изложенного не может быть принята во внимание ссылка УФК в апелляционной жалобе на отсутствие договора между ним и истцом по делу, а также его утверждение об отсутствии иных законных оснований, в соответствии с которыми выплаты в возмещение расходов по реализации льгот должно производить Министерство финансов РФ.
В силу того, что рассматриваемые правоотношения относятся к публичным, необоснованными следует признать также и возражения истца против исключения из суммы иска НДС в сумме 12 823 руб. 18 коп.
Пунктом 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ определены объекты налогообложения по НДС. В соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
Также не могут быть признаны обоснованными доводы истца против исключения из суммы иска 40 000 рублей, перечисленных ему комитетом экономики и финансов Администрации Великого Новгорода. Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается то обстоятельство, что указанная сумма в 2002 году была ему перечислена по нескольким платежным документам по соответствующему коду бюджетной классификации в счет возмещения расходов по предоставлению льгот по Закону "О донорстве крови и ее компонентов". Считая решение в части отказа во взыскании указанной суммы неправомерным, истец ссылается на то, что в платежных поручениях не указан период, за который производится платеж, в связи с чем полученные суммы зачтены им в погашение ранее образовавшейся задолженности. Вместе с тем в соответствии со ст. ст. 12 и 242 Бюджетного кодекса РФ перечисленные в 2002 году по соответствующему коду бюджетной классификации денежные средства должны быть зачислены в погашение обязательств текущего года, погашение за счет указанных сумм кредиторской задолженности прошлых лет должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новгородской области по делу от 24.03.2005 № А44-10043/04-С5 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий
Т.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
И.Н.ДЕМЕНЦОВА
Л.А.НИКИТИНА
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|