Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между областной Федерацией профсоюзов, Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" и Администрацией Новгородской области на 2007 - 2009 годы от 28.09.2006

Официальная публикация в СМИ:
"Новгородские ведомости", № 9-10, 24.01.2007


Вступил в силу с 1 января 2007 года и действует до 2009 года включительно (пункт 1.13 данного документа).



РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОБЛАСТНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ,
РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ
ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
И АДМИНИСТРАЦИЕЙ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ

Мы, нижеподписавшиеся представители областной Федерации профсоюзов (в дальнейшем - профсоюзы), Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" (в дальнейшем - работодатели) и Администрации области (в дальнейшем - стороны соглашения), действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными нормативными правовыми актами, Уставом Новгородской области, стремясь к достижению социального мира и согласия, обеспечению социальных, трудовых и связанных с ними экономических гарантий работающих граждан, повышению уровня жизни населения в целом, заключили настоящее Региональное соглашение.

I. Общие положения

1.1. Стороны соглашения признают настоящее Региональное соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Новгородской области на 2007 - 2009 годы, и принимают на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности Региональным соглашением (далее по тексту - соглашение), соблюдая его условия, а также действующим Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
1.2. Стороны соглашения признают, что нормой для оценки их деятельности являются:
повышение уровня жизни работников организаций, населения области, выражающегося в снижении численности работников, населения, находящихся за чертой бедности (ниже прожиточного минимума), росте рождаемости и продолжительности жизни людей;
сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы, социальных пособий;
проведение активной политики занятости работников и населения, выражающееся в сокращении безработицы и увеличении рабочих мест в организациях области;
повышение безопасности и улучшение условий труда, выражающееся в снижении, по сравнению с 2006 годом, численности лиц, пострадавших на производстве;
создание благоприятных условий для деятельности местных организаций товаропроизводящей сферы путем реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией социально-экономического развития области.
1.3. Настоящее соглашение является основой для ведения коллективных переговоров в отраслях для заключения отраслевых соглашений на региональном и территориальном уровнях и коллективных договоров в учреждениях, организациях.
1.4. Принятые на себя согласованные сторонами соглашения гарантии и обязательства обеспечиваются соответствующими бюджетными ассигнованиями, доходами и ресурсами организаций независимо от форм собственности, средствами профессиональных союзов.
1.5. Соглашение распространяется и является обязательным для сторон, его заключивших, а также для работодателей, признающих данное соглашение и присоединившихся к нему. По предложению Администрации области муниципальные образования могут участвовать в выполнении Регионального соглашения, о чем сообщают в течение 30 календарных дней со дня получения официального предложения.
1.6. Профсоюзные организации, не входящие в состав областной Федерации профсоюзов, а также объединения работодателей и работодатели, не входящие в состав Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" и не имеющие своих представителей в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему соглашению в течение всего срока его действия. Присоединение к соглашению осуществляется посредством направления в адрес трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уведомления о своем намерении присоединиться к соглашению и означает добровольное принятие на себя в полном объеме обязательств соответствующей стороны соглашения и приобретение права контроля за его выполнением.
1.7. Стороны соглашения считают необходимым заключение коллективных договоров в учреждениях, организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также признают возможным заключение двух-, трехсторонних отраслевых и территориальных соглашений и обязуются оказывать коллективам, реализующим принципы социального партнерства, всестороннее содействие.
1.8. Стороны соглашения будут способствовать тому, чтобы применение гарантий настоящего соглашения распространялось на остальные учреждения, организации, расположенные в области, но не охваченные данным соглашением. Региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" направляет работодателям, не участвующим в соглашении, предложение о присоединении к нему.
1.9. Ни одна из сторон соглашения, заключивших настоящее соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В то же время соглашение может быть изменено, дополнено по инициативе любой из сторон соглашения и при взаимной договоренности сторон.
1.10. Стороны соглашения способствуют взаимному выполнению принятых на себя сторонами обязательств по настоящему соглашению.
1.11. Стороны соглашения способствуют формированию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, полномочных представителей органов работодателей и работников.
1.12. Стороны соглашения официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по вопросам, включенным в соглашение, другим трудовым, социально-экономическим вопросам. Принимают решения после взаимных консультаций.
1.13. Соглашение вступает в силу с 1 января 2007 года и действует до 2009 года включительно.
1.14. В течение 7 дней со дня подписания соглашение направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду согласно действующему законодательству.
1.15. Каждая из сторон соглашения не менее чем за месяц до окончания срока действия соглашения вправе внести письменное уведомление другой стороне о начале переговоров по разработке и заключению нового соглашения. В этом случае стороны обязуются приступить к переговорам. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны соглашения подписывают соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться посредством проведения коллективного трудового спора в предусмотренном Законом порядке.

II. Экономические и производственные отношения

2.1. Стороны соглашения договорились:
2.1.1. Обеспечить реализацию приоритетных национальных проектов на территории Новгородской области;
2.1.2. Не принимать нормативные правовые акты, регулирующие социально-экономические и трудовые права и гарантии граждан (работников), без учета предварительного мнения сторон соглашения;
2.1.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в соглашение, но представляющим взаимный интерес;
2.1.4. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров;
2.1.5. При осуществлении экономической политики поддержки организаций учитывать их участие в социальном партнерстве.
2.2. Стороны соглашения считают необходимым заключение коллективных договоров для регулирования социально-трудовых отношений в организациях всех форм собственности.

Администрация области:
2.3. Формирует областной и консолидированный бюджеты, Концепцию социально-экономического развития области, обеспечивающие социально-экономическое развитие Новгородской области и повышение жизненного уровня населения. В ходе подготовки проектов бюджетов и Концепции предоставляет сторонам соглашения возможность рассмотрения проектов и внесения по ним предложений с последующим рассмотрением предложений на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до внесения проектов на рассмотрение в областную Думу.
2.4. Предоставляет возможность участия представителей сторон соглашения в профильных рабочих группах, комиссиях по подготовке проектов бюджетов, при согласовании с органами местного самоуправления области параметров межбюджетных отношений консолидированного бюджета области.
2.5. Обеспечивает финансирование бюджетной сферы на уровне не ниже 2006 года с учетом ожидаемого роста цен.
2.6. Предусматривает необходимые средства на проведение капитального ремонта государственного и муниципального жилищного фонда в размере федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, на развитие и модернизацию основных фондов коммунального хозяйства - в размере сумм, необходимых для реализации планов мероприятий, предусмотренных соответствующими федеральными и областными программами.
Рекомендует органам местного самоуправления предусматривать необходимые средства на проведение капитального ремонта частного жилищного фонда в многоквартирных жилых домах с высокой степенью износа вследствие непроведения в них капитального ремонта в предшествующий период эксплуатации - в размере федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда.
2.7. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на программу газификации области.
2.8. Осуществляет финансирование затрат по предоставлению льгот и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании бюджета области, а также предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению в части, не покрываемой платежами населения в соответствии с утвержденным уровнем платежей граждан.
2.9. При ежегодном формировании областного, консолидированного бюджетов области, бюджета фонда ОМС предусматривает необходимые средства на:
2.9.1. Оплату организациями бюджетной сферы текущих коммунальных платежей по всем видам услуг, предоставленным им организациями жилищно-коммунального, газового хозяйства, коммунальной энергетики, на основании экономически обоснованных затрат и тарифов, утвержденных на новый финансовый год, а также создание резерва на поэтапное погашение сложившейся задолженности по ним;
2.9.2. Сохранение бюджетного финансирования на компенсацию затрат организаций ЖКХ по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению в части, не покрываемой платежами населения;
2.9.3. Возмещение выпадающих доходов организаций жилищного, коммунального и газового хозяйства, энергетики, общественного автотранспорта в связи с предоставлением гражданам установленных льгот (мер социальной поддержки), а также субсидий малоимущим гражданам по оплате ими предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, услуг по газо-, электроснабжению, общественному автотранспорту, а также формирование резерва на погашение сложившейся задолженности по ним;
2.9.4. Финансирование работ по благоустройству городов и поселений области с ежегодным ростом к бюджету на эти цели предшествующего года не менее чем на 20 %, кроме того, с учетом дополнительных средств на строительство и модернизацию автомобильных дорог поселений, которые ежегодно будут распределяться на область из федерального бюджета;
2.9.5. Планирование расходов по жилищно-коммунальному хозяйству и коммунальной энергетике производить в увязке с тарифным регулированием предоставляемых ими услуг на новый финансовый год, предусматривающим экономически обоснованные затраты этих организаций на содержание и ремонт жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг и услуг по электроснабжению, и в них расходы на оплату труда работников учитывать исходя из общих условий оплаты труда, установленных действующим отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства РФ;
2.9.6. Возмещение организациям, финансируемым из областного бюджета, в том числе ЖКХ, дополнительных расходов, связанных с ростом цен и тарифов на материалы, лекарства, электроэнергию, газ и другие составляющие расходов и, как следствие, повышение себестоимости оказываемых населению услуг в доле, финансируемой бюджетом;
2.9.7. Ежегодное увеличение объема платежей на неработающее население в системе обязательного медицинского страхования с учетом коэффициентов роста, применяемых при индексации расходов на зарплату, медикаменты, питание и материальные затраты;
2.9.8. Повышение окладов (ставок), оплату дополнительных отпусков и сокращенного рабочего дня, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, отраслевыми соглашениями работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, работающим с тяжелыми и вредными условиями труда, ненормированным рабочим днем;
2.9.9. Подготовку к открытию загородных баз отдыха для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2.9.10. Предоставление частичной компенсации расходов на питание обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений из малоимущих семей на заявительной основе, а также частичной компенсации расходов на питание для обучающихся в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением открытого типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для обучающихся с отклонениями в развитии муниципальных общеобразовательных учреждений, для обучающихся, проживающих в интернатах при муниципальных общеобразовательных учреждениях, для учащихся учреждений начального профессионального образования;
2.9.11. Финансирование установленных надбавок работникам бюджетной сферы, в том числе за продолжительность непрерывной работы, доплат за работу в ночное время, доплат за работу в ночное время медперсоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи, станций скорой медицинской помощи в размере 100 % часовой тарифной ставки (должностного оклада);
2.9.12. Обеспечение агропромышленного комплекса области племенным скотом и машиностроительной продукцией на лизинговой основе.
2.10. Ежегодно предусматривает в бюджете средства на замену и модернизацию подвижного состава транспорта общего пользования.
2.11. Осуществляет покрытие в полном объеме фактически сложившихся убытков по автомобильным пассажирским перевозкам, тарифы на которые регулируются Администрацией области.
2.12. Возмещает выпадающие доходы организаций в связи с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов отдельным категориям граждан в соответствии с областными законами от 11.11.2005 № 557-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" и от 03.03.2006 № 639-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду в автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов".
2.13. Рекомендует органам местного самоуправления осуществлять покрытие в полном объеме фактически сложившихся убытков по автомобильным пассажирским перевозкам, на которых тарифы регулируются органами местного самоуправления.
2.14. Предусматривает ежегодное финансирование подведомственных организаций, полностью или частично находящихся на бюджетном обеспечении, в части расходов, обеспечивающих выполнение государственных требований охраны труда и мероприятий по улучшению условий и охраны труда:
2.14.1. Обеспечение спецодеждой и средствами защиты;
2.14.2. Оплата дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда и ненормированный рабочий день;
2.14.3. Доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда, в ночное время, сверхурочные работы и замещение работника;
2.14.4. Обязательные медицинские осмотры;
2.14.5. Обучение и проверка знаний по охране труда;
2.14.6. Содержание службы охраны труда;
2.14.7. В размере не менее 0,2 % суммы эксплуатационных расходов организации на улучшение условий и охраны труда.
2.15. Обеспечивает работу постоянно действующей территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2.16. Включает в перечень защищенных текущих расходов проекта областного бюджета, подлежащих первоочередному финансированию в полном объеме, заработную плату работникам бюджетных учреждений с начислениями в государственные внебюджетные фонды, платежи бюджетных организаций за коммунальные услуги, продукты питания (продовольственное обеспечение), компенсационные выплаты на питание, приобретение медикаментов и перевязочных материалов, стипендии, платежи на неработающее население в фонд ОМС, выплаты средств на детей, находящихся под опекой и др.
2.17. Обеспечивает размещение государственного заказа на конкурсной основе на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, в состав членов конкурсных комиссий включает соответствующих представителей профессиональных союзов. Не допускает массовых увольнений работников по результатам приватизации, реорганизации, банкротства государственных организаций.
2.18. Осуществляет работу по разработке показателей базовой доходности, повышающих и понижающих коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности при применении единого налога на вмененный доход при участии представителей работодателей и отраслевых региональных профсоюзов.
2.19. Обеспечит открытость и гласность в решении вопросов регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
2.20. Обеспечивает финансовую поддержку АПК из средств областного бюджета не ниже уровня 2006 года.
2.21. Ежеквартально предоставляет сторонам информацию об исполнении расходной части областного и консолидированного бюджетов.
2.22. Обеспечивает ежеквартальное опубликование в газете "Новгородские ведомости" статистического обзора о социально-экономическом положении области (включив в них и статистические показатели работы отрасли ЖКХ), в том числе показателей уровня жизни населения в сравнении с аналогичными данными других территорий Северо-Западного федерального округа, в среднем по Российской Федерации, которые отражаются в сборнике Новгородстата и разрабатываются в рамках Федеральной программы статистических работ.

Работодатели:
2.23. Разрабатывают и реализуют мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции и услуг, стабилизации и повышении эффективности производства, проведению его структурной перестройки с целью сохранения имеющихся и созданию новых рабочих мест.
2.24. Работодатели совместно с администрацией организуют и финансируют подготовку кадров и повышение квалификации работающих.
2.25. Заключают в организациях коллективный договор и в 7-дневный срок представляют его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган местного самоуправления.
2.26. Обеспечивают участие представителей работников в коллективных органах управления организацией.
2.27. Периодически, но не реже одного раза в квартал, информируют трудовые коллективы о финансово-экономическом положении организации, перспективах развития, принимаемых мерах по стабилизации производства, ликвидации задолженности по выплате заработной платы и социальных пособий. Строительные организации ежегодно информируют граждан - участников долевого строительства о ходе строительства и обеспечении обязательных гарантий.
2.28. Обеспечивают соблюдение требований федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части вопросов, связанных с передачей на государственное хранение ведомственных архивов ликвидируемых организаций, в том числе документов, содержащих необходимые для назначения пенсии сведения о работниках.
2.29. Не возражают против предоставления органами государственной статистики по запросу Администрации области информации об экономических показателях развития предприятий для разработки мер поддержки, региональных программ развития подотраслей, мониторинга состояния реального сектора экономики и представляют письменное согласие на представление информации в органы государственной статистики и Администрацию области.

Профсоюзы:
2.30. Заключают в установленном порядке региональные и территориальные, в том числе отраслевые, соглашения в учреждениях, организациях, коллективные договоры с работодателями, добиваясь включения в них взаимных обязательств по защите социально-экономических интересов работников, регулированию трудовых отношений, максимального использования всех возможностей и ресурсов в интересах работников.
2.31. Вносят предложения в проекты областного бюджета и Концепцию социально-экономического развития области. Принимают участие в работе рабочих групп и комиссиях по подготовке Администрацией области проектов бюджетов на предстоящий финансовый год и проекта Концепции.
2.32. Оказывают консультативную и методическую помощь профсоюзным организациям по заключению коллективных договоров, добиваясь включения в них взаимных обязательств по экономическим и производственным вопросам.
2.33. Участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров.
2.34. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в учреждениях, организациях.

III. Доходы и уровень жизни

Стороны соглашения договорились:
3.1. О системе долгосрочных показателей (индикаторов) социально-экономического развития, влияющих на уровень жизни населения, и обязуются содействовать обеспечению следующих показателей на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат):

в том числе по годам

   ----T---------------------T-------T-----T-----T-----T-----T------¬

¦ № ¦ Показатели ¦Единица¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦За ¦
¦п/п¦ (индикаторы) уровня ¦изме- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2006 -¦
¦ ¦ жизни населения ¦рения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2009 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦
+---+---------------------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦1. ¦Темпы роста валового ¦% к ¦103,7¦103,6¦104,6¦104,9¦ 117,9¦
¦ ¦регионального ¦преды- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукта (в ¦дущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопоставимых ценах) ¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Темпы роста объемов ¦ -"- ¦109,8¦108,2¦107,9¦ ¦ ¦
¦ ¦розничного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарооборота (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопоставимых ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Прирост номинальных ¦ -"- ¦ 20,8¦ 12,3¦ 11 ¦ 9,1¦ 64,3¦
¦ ¦денежных доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на душу населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Прирост реальных ¦ -"- ¦ 10 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 3,5¦ 23,1¦
¦ ¦денежных доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Прирост номинальной ¦ -"- ¦ 19,3¦ 17,9¦ 15 ¦ 13 ¦ 82,8¦
¦ ¦заработной платы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Прирост реальной ¦ -"- ¦ 10 ¦ 9,5¦ 8,2¦ 7,4¦ 40,0¦
¦ ¦заработной платы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Удельный вес оплаты ¦ ¦ 45,7¦ 47,9¦ 49,6¦ 51 ¦ * ¦
¦ ¦труда в денежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доходах населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Ожидаемый ¦ % ¦ 1,9¦ 1,9¦ 1,8¦ 1,8¦ * ¦
¦ ¦максимальный уровень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регистрируемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безработицы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассчитанный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по отношению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к экономически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦активному населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(на конец года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Средняя ¦кв. м ¦ 25,1¦ 24,3¦ 23,6¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспеченность ¦на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения общей ¦1 чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦площадью жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(на конец года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-------


3.2. Ежегодно, основываясь на долгосрочных показателях, определять показатели уровня жизни населения и рассматривать их динамику на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений одновременно с рассмотрением предложений сторон соглашения по проектам областного бюджета и Концепции социально-экономического развития области.
3.3. Совместными усилиями принимать меры по обеспечению поэтапного сокращения и полной ликвидации долгов по заработной плате в организациях, в случае несвоевременной выплаты заработной платы принимать меры по содействию осуществления прав граждан по возмещению компенсации потерь, вызванных задержкой зарплаты, в соответствии с Трудовым кодексом РФ и действующим в организации коллективным договором.
3.4. Учитывать при исчислении среднего заработка дополнительные выплаты и вознаграждения работникам, предусмотренные национальными проектами и являющиеся надбавками стимулирующего характера к заработной плате в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3.5. Сохранять при определении часовых тарифных ставок и минимальных должностных окладов тарифные коэффициенты и соотношения, отражающие различие в сложности труда по каждой профессионально-квалифицированной группе, установленные Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 (если коллективным договором или соглашением не согласована иная оплата труда) или соответствующие Единой тарифной сетке.
3.6. Средства, направляемые на оплату труда, рассчитывать исходя из нормативной численности персонала с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты. Размеры средств, направляемых на оплату труда в соответствии с соглашением и коллективным договором предприятия, включаются в затраты при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
3.7. Рекомендовать собственникам организаций, советам директоров, правлениям коммерческих обществ включать в условия договора с руководителем организации положения об ответственности руководителя за допущенную задолженность по выплате заработной платы, лишении его вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности полностью либо частично, расторжении с ним договора.
3.8. Рекомендовать для применения в организациях области на основе коллективных договоров следующий порядок индексации тарифных ставок и окладов с учетом роста цен на потребительские товары и услуги (кроме работников бюджетной сферы):
3.8.1. Индексацию целесообразно осуществлять в пределах от 0,6 до 1,0 процента на 1 процент изменения индекса цен в зависимости от соотношения (кратности) средней заработной платы по организации и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом:

До 6 минимальных размеров - 1,0
От 6 до 8 -"- - 0,9
От 8 до 12 -"- - 0,8
От 12 до 15 -"- - 0,7
Свыше 15 -"- - 0,6

3.8.2. Индексацию тарифных ставок (окладов) осуществлять одновременно для всех наемных работников, как правило, не реже одного раза в квартал, при наличии финансовой возможности в порядке, установленном коллективными договорами, локальными нормативными актами.

Администрация области:
3.9. Подготовит для внесения в областную Думу в 2007 году проект областного закона о поэтапном приближении минимальной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного человека.
3.10. В 2007 - 2009 годах разрабатывает с учетом мнения отраслевых профсоюзов рекомендации по отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы, нацеленные на повышение заработной платы с учетом уровня квалификации работников.
3.11. Устанавливает систему оплаты и стимулирования труда, в том числе надбавки и доплаты стимулирующего и компенсационного характера, работникам государственных бюджетных учреждений, организаций Новгородской области с учетом мнения соответствующего органа отраслевого профсоюза.
3.12. Минимальные гарантии по оплате труда работников бюджетной сферы устанавливает на уровне не ниже гарантий, предусмотренных нормативными актами для работников бюджетных учреждений, организаций, финансируемых из федерального бюджета.
3.13. Проводит при участии сторон соглашения мониторинг размеров выплачиваемой заработной платы и своевременности ее выплаты в организациях области вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
3.14. Принимает меры по выплате ежемесячной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом), предусматривая для этого ежегодно необходимые средства в областном и консолидированном бюджетах области.
3.15. Не допускает роста цен и тарифов для населения на жизненно необходимые услуги, регулируемые органами государственной власти Новгородской области, без соответствующего роста доходов населения и реальной оплаты труда работников.
3.16. В пределах представленных полномочий осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на товары и услуги, обеспечивающие экономически обоснованные расходы представляющих их организаций, затрат на развитие производства и социальную защиту работников в соответствии с действующим трудовым законодательством и отраслевыми тарифными соглашениями.

Работодатели:
3.17. Проводят политику в области доходов работников организации, направленную на постепенное обеспечение минимальной зарплаты при полном рабочем дне не ниже прожиточного минимума, а средней заработной платы в целом по организации - до уровня двух размеров прожиточного минимума трудоспособного человека, установленного в регионе. В организациях, где минимальная и средняя заработная плата не достигают указанных уровней, разрабатывается совместно с профсоюзным органом и включается в коллективный договор программа поэтапного их достижения.
3.18. Стремятся довести тарифную часть заработка работников на уровень не ниже двух третей от общего его размера, но не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.
3.19. Устанавливают системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов с учетом мнения выборных профсоюзных органов и закрепляют их в коллективных договорах и отраслевых соглашениях.
3.20. Производят индексацию зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни в порядке и размере, согласованных в коллективных договорах и тарифных отраслевых соглашениях.
3.21. Включают в коллективные договоры конкретные размеры выплачиваемой работникам денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
3.22. Вносят предложения в органы управления акционерными обществами до погашения задолженности по зарплате наемным работникам не принимать решений о выплате дивидендов акционерам.
3.23. Осуществляют тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим (кроме бюджетных отраслей) по ЕТКС работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, если иное не предусмотрено отраслевым соглашением или коллективным договором.
3.24. Возмещают работникам расходы, связанные со служебными командировками, в порядке и размерах, определенных в коллективных договорах или локальных нормативных актах организаций, но не ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
3.25. Обеспечивают доведение в письменной форме до каждого работника его трудовых обязанностей и норм труда.
3.26. Предоставляют по запросу профсоюзного органа организации необходимую информацию о формировании и расходовании фонда оплаты труда.

Профсоюзы:
3.27. Осуществляют контроль за соблюдением в учреждениях, организациях законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и отдыха, полноты и своевременности выплаты заработной платы и социальных пособий, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством, соглашениями, коллективными договорами.
3.28. Представляют права, интересы членов профсоюзов в хозяйственных, судебных, государственных и других органах, способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.29. Оказывают бесплатную юридическую помощь и консультации членам профсоюзов по вопросам условий и оплаты труда.
3.30. Проводят анализ социально-экономического положения трудящихся, уровня жизни для выработки мер и предложений по защите социально-экономических интересов трудящихся и других категорий населения.
3.31. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства по вопросам установления основных критериев жизненного уровня населения, индексации заработной платы работающих граждан и участвуют в этой работе совместно с работодателями и Администрацией области.
3.32. Принимают необходимые общественные меры к сокращению задолженности по зарплате и социальным выплатам, недопущению их невыплат и задержек.
3.33. Организуют обучение работников организаций основам социального партнерства в трудовых отношениях.
3.34. Участвуют в экспертизе проектов законодательных и нормативных документов, затрагивающих вопросы трудовой, социально-экономической защищенности работников.

IV. Охрана труда, здоровья работников на производстве
и экологическая безопасность

Стороны пришли к соглашению, что Администрация области:
4.1. Осуществляет реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новгородской области.
4.2. Разрабатывает с участием работодателей и профсоюзов областные целевые программы и областные нормативные правовые акты, содержащие требования в области охраны труда, организует их выполнение.
4.3. Производит анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатывает предложения по их предупреждению.
4.4. Организует деятельность по обучению и проверке знаний в области охраны труда работодателей и специалистов организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на территории области, согласовывает рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда обучающих организаций.
4.5. Организует методическую помощь работодателям при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях области. Координирует деятельность по проведению аттестации рабочих мест в ведомственных областных и муниципальных организациях области.
4.6. Предусматривает в областном бюджете ежегодное финансирование подведомственных организаций, полностью или частично находящихся на бюджетном обеспечении, в части расходов, обеспечивающих выполнение государственных требований охраны труда (обеспечение спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, оплата дополнительных отпусков, проведение обязательных медицинских осмотров (обследований), оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда) и мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях (в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)).
4.7. Проводит государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
4.8. Оказывает влияние на исполнение организациями всех форм собственности действующих нормативно-правовых актов об архивном делопроизводстве, в том числе обязательств по своевременной и в полном объеме передаче документов, подтверждающих условия труда и периоды работы работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда.
4.9. Ежегодно информирует население через средства массовой информации о состоянии условий труда, производственном травматизме, профзаболеваниях и экологической обстановке в области.

Работодатели:
4.10. Создают условия для эффективной работы служб охраны труда и ответственных за состояние охраны труда в организациях. Обеспечивают строгое соблюдение правил и норм по охране труда и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии с действующим законодательством и соглашениями по охране труда.
4.11. С целью организации сотрудничества работодателей и работников по вопросам охраны труда обеспечивают функционирование комитетов (комиссий) по охране труда.
4.12. Осуществляют страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах не менее предусмотренных федеральным законодательством и определяемых коллективными договорами.
4.13. Компенсируют работникам по предъявлении ими расчетных документов (чек, квитанция) понесенные затраты на оплату услуг медицинских учреждений при прохождении ими предварительных и периодических профилактических осмотров по направлению работодателей в случае, если эти затраты не оплачиваются предприятием централизованно.
4.14. Организуют обучение работников по охране труда, а также их переподготовку в случаях приостановки деятельности организации, цеха, участка, ликвидации рабочего места из-за неудовлетворительных условий труда, потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
4.15. Обеспечивают с привлечением представителей работников повсеместное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, информируют работников о состоянии рабочих мест и существующем риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, а также обеспечивают их выдачу и предоставление.
4.16. Осуществляют первоочередное финансирование мероприятий по охране труда, на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств, спецпитания.
4.17. Обеспечивают беспрепятственный допуск представителей соответствующих профсоюзных организаций в организации независимо от форм собственности, их структурные подразделения, на рабочие места, где работают члены профсоюза, для осуществления профсоюзного контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды.
4.18. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени (не менее 3 часов в неделю) уполномоченным профсоюзных органов для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями охраны труда.
4.19. Включают представителей соответствующих профсоюзных организаций в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты, и по расследованию несчастных случаев на производстве.
4.20. Информируют соответствующие профсоюзные организации обо всех несчастных случаях с летальным исходом, происшедших на производстве.
4.21. Проводят сертификацию производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям по охране труда.
4.22. Предусматривают выделение денежных средств на питание работников и на лечебно-профилактическое питание занятых на работах с вредными и опасными для здоровья условиями труда в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Дополнительно, по возможности, обеспечивают работников путевками на санаторно-курортное лечение и несут другие расходы по восстановлению здоровья в соответствии с коллективными договорами.
4.23. В случае гибели работника, получения работником тяжелой травмы на производстве по вине работодателя производят с учетом финансово-экономического состояния выплату дополнительного пособия работнику или семье работника сверх установленных государством норм в размере, определенном коллективным договором организации.

Профсоюзы:
4.24. Участвуют в разработке и реализации мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда.
4.25. Осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды, представляют и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев или получивших профзаболевания в организации, в порядке, предусмотренном законодательством.
4.26. Участвуют в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также экспертизу безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, расследовании несчастных случаев на производстве (работе).
4.27. Совместно с отраслевыми профсоюзными комитетами (советами) организуют обучение профсоюзного актива по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда.
4.28. Проводят работу по созданию системы уполномоченных профсоюзных органов и совместных с работодателями комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
4.29. Предоставляют бесплатные консультации и оказывают помощь членам профсоюзов по вопросам охраны труда.

V. Социальные гарантии

Стороны пришли к соглашению:
5.1. Проводить согласованную политику по поддержке социально-культурных учреждений, программ и проектов, ориентированных на взаимодействие с социально незащищенными категориями населения.
5.2. Проводить согласованную политику в области организации детского отдыха, для чего:
5.2.1. Разработать и обеспечить выполнение областной программы оздоровления, отдыха и занятости детей различных категорий граждан на период действия соглашения и долгосрочную перспективу;
5.2.2. Сохранять, укреплять и развивать инфраструктуру отдыха и оздоровления детей, использовать базу собственников лагерей, санаторно-курортных организаций, образовательных учреждений;
5.2.3. Обеспечить развитие различных форм отдыха, оздоровления и занятости детей, в том числе загородные лагеря, лагеря труда и отдыха, профильные и спортивные лагеря;
5.2.4. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование за счет средств социального страхования мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников и их детей.
5.3. Рекомендовать органам местного самоуправления включать представителей профсоюзных организаций в общественные комиссии по жилищным вопросам, осуществляющие контроль за учетом граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлением очередности на обеспечение жилой площадью по договору социального найма, ее распределением, а также выделением жилищных субсидий, кредитов и ссуд на строительство и покупку жилья.

Администрация области:
5.4. При участии профсоюзов и работодателей разрабатывает и утверждает областную целевую программу социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
5.5. Не допускает передачу медицинских учреждений государственной формы собственности коммерческим структурам и рекомендует закрытие и перепрофилирование муниципальных учреждений здравоохранения, их филиалов проводить только с согласия населения, проживающего на обслуживаемой ими территории, и органов местных самоуправлений городских и сельских поселений (через собрания и сходы граждан).
5.6. Организует подготовку кадров и повышение квалификации медицинских работников в рамках реализации областной программы "Кадры здравоохранения".
5.7. Обеспечивает виды, объемы и финансирование бесплатной медицинской помощи населению в рамках областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Администрацией области.
5.8. Продолжит государственное регулирование и контроль за ценами на основные виды лекарственных средств путем установления предельного уровня торговой надбавки.
5.9. Подготавливает ежеквартальный отчет эффективности выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Администрацией области.
5.10. Обеспечит снижение доли платных услуг в областных организациях здравоохранения и подготовит соответствующие рекомендации органам местного самоуправления.
5.11. Рассмотрит возможность введения на территории области регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для семей (одиноко проживающих граждан), имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума - в размере 5 процентов совокупного дохода, имеющих среднедушевой доход от одного до двух прожиточных минимумов - 10 процентов, имеющих среднедушевой доход выше двух прожиточных минимумов - 12 - 15 процентов совокупного дохода.
5.12. Сохранит практику предоставления льгот садоводам на проезд пригородным автотранспортом на период сельскохозяйственных работ с возмещением предприятиям автомобильного транспорта убытков, сложившихся на этих перевозках.
5.13. Обеспечивает работу постоянно действующей областной межведомственной комиссии по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
5.14. Рекомендует органам местного самоуправления области сохранить или ввести:
5.14.1. Льготные проездные билеты на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси) для пенсионеров, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов дневной формы обучения в высших и средних профессиональных учреждениях, учащихся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений (при этом не за счет другой категории пассажиров);
5.14.2. Приоритетное предоставление денежной и натуральной помощи продуктами питания, топливом, одеждой и другими предметами первой необходимости, льготных путевок в загородные лагеря и лагеря дневного пребывания, санатории и профилактории для детей из семей, среднедушевые доходы которых ниже прожиточного минимума;
5.14.3. Заключение договоров между органами местного самоуправления и автотранспортными организациями на обеспечение пассажирскими автоперевозками жителей городов и районов.
5.15. Ежеквартально рассчитывает величину прожиточного минимума в среднем на душу населения и для различных социально-демографических групп населения. Сведения об утвержденном размере прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения области публикует в газете "Новгородские ведомости". Проводит расчет потребительского минимального бюджета семьи из 3 человек с предоставлением данных сторонам соглашения для возможного ориентира при прогнозировании политики оплаты труда коммерческими организациями.
5.16. Обеспечивает организацию отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5.17. Не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи организациям под другие цели областных учреждений социальной сферы.
5.18. Осуществляет контроль за соблюдением органами муниципальных образований законодательства РФ по регулированию тарифов и надбавок в организациях коммунального комплекса.
5.19. Согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса.
5.20. Разрабатывает нормативные акты в области проведения жилищно-коммунальной реформы, обеспечения граждан жилыми помещениями с учетом мнения сторон соглашения.
5.21. Не допускает закрытие и перепрофилирование областных учреждений здравоохранения и социальной сферы.
5.22. При рассмотрении ходатайств учреждений, организаций о награждении работников государственными и ведомственными наградами учитывает мнение соответствующих отраслевых профсоюзных органов.
5.23. Не реже двух раз в год информирует профсоюзы об использовании бюджетных и внебюджетных средств на строительство или приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий населения области.
5.24. В газете "Новгородские ведомости" публикует:
5.24.1. Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также ежеквартально - анализ эффективности выполнения данной программы;
5.24.2. Сведения об утвержденном размере прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения области, а также сложившемся уровне потребительских цен в области;
5.24.3. Не реже одного раза в полугодие информацию о ходе выполнения областной целевой программы "Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения".

Работодатели:
5.25. Проводят работу по привлечению максимального количества работодателей к присоединению их к Социальной хартии российского бизнеса, одобренной XIV съездом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), и участвуют в реализации ее принципов.
5.26. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях с учетом финансово-экономического состояния образование фонда социального развития в размере не менее 10 процентов от прибыли на осуществление комплексной социальной политики в организациях.
5.27. Участвуют в реализации социально значимых программ и проектов учреждений социально-культурной сферы области.
5.28. Предусматривают при наличии финансовых возможностей дополнительное пенсионное обеспечение работников организаций через систему негосударственных пенсионных фондов.
5.29. С учетом финансовых возможностей предоставляют ссуды, кредиты, субсидии на строительство и приобретение жилья работникам организаций, нуждающимся в жилых помещениях.
5.30. Обеспечивают взимание платы за проживание в общежитиях при поквартирном заселении исходя из ставок, установленных на 1 кв. метр общей площади жилья, при комнатном заселении - на 1 кв. метр жилой площади. При этом ставки не могут превышать ставки оплаты жилья для нанимателей по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде.
5.31. Своевременно и в полном объеме перечисляют страховые взносы в фонды государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионный.
5.32. Предусматривают через коллективные договоры:
5.32.1. Осуществление дополнительной социальной поддержки малоимущих категорий работников, нуждающихся в помощи, а также пенсионеров, инвалидов труда - бывших работников организации;
5.32.2. При наличии финансовых возможностей предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основе списков, согласованных с профсоюзными комитетами, отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение работников;
5.32.3. С учетом финансово-экономического состояния отчисления профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу среди работников организации. Содействуют созданию коллективов физической культуры для проведения спортивно-оздоровительной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности;
5.32.4. Организацию оздоровительного отдыха детей и подростков работников, финансирование хозяйственного содержания детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и профилакториев, принадлежащих организациям различных форм собственности.

Профсоюзы:
5.33. Участвуют в разработке областной программы социальной защиты населения, а также через коллективный договор - программ адресной социальной помощи малоимущим категориям работников, инвалидам и пенсионерам - бывшим работникам организации.
5.34. Оказывают материальную помощь нуждающимся членам профсоюзов.
5.35. Предварительно рассматривают проекты областных законов и других нормативных актов, регулирующих социально-экономические гарантии и права граждан, и направляют свои предложения в соответствующие органы власти.
5.36. На основе соглашения о взаимодействии территориального Фонда социального страхования и областной Федерации профсоюзов участвуют в разработке мероприятий по обеспечению гарантированных государством выплат за счет средств социального страхования и улучшению организации оздоровления работников и членов их семей.
5.37. Участвуют в организации и проведении оздоровления детей и подростков работающих граждан. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, при приобретении путевок для их детей.
5.38. Оказывают необходимую помощь учреждениям, организациям в разработке проекта раздела коллективного договора, устанавливающего социальные гарантии для работников.
5.39. Вносят предложения работодателям о включении в коллективные договоры вопросов по реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

VI. Содействие занятости населения, развитие рынка труда

6.1. На основе совместных и скоординированных действий Администрация области и работодатели обеспечат сохранение максимально возможного уровня занятости граждан, минимизацию отрицательных последствий безработицы. В случае осложнения ситуации, касающейся занятости населения, разрабатывают и реализуют дополнительные мероприятия по стабилизации положения на рынке труда области.
6.2. Стороны договорились под массовым увольнением работников на предприятиях, в организациях независимо от форм собственности понимать высвобождение работников за период 90 дней, если оно коснулось не менее 10 % кадрового состава работающих, либо другое одновременное высвобождение более 100 человек, независимо от численности работающих на предприятии, в организации.

Администрация области:
6.3. В связи с подготовкой к предстоящему вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) осуществит прогнозную оценку воздействия тех или иных условий, возможных экономических и социальных последствий вступления России в ВТО для Новгородской области, информирует об этом социальных партнеров.
6.4. Не допускает банкротства государственных унитарных организаций, задолженность по денежным обязательствам которых образовалась из-за бюджетного недофинансирования.
6.5. В случаях массового увольнения работников и возникновения критических ситуаций в отдельных поселениях области совместно с работодателями, профсоюзами предпринимает чрезвычайные меры по обеспечению трудоустройства высвобождаемых граждан и ограничению роста безработицы.
6.6. Оказывает государственную поддержку градообразующим организациям при угрозе их банкротства, территориям с наиболее высоким уровнем безработицы.
6.7. Рекомендует органам местного самоуправления участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и других мероприятий в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджетов муниципальных образований.
6.8. Принимает решения по привлечению иностранной рабочей силы в организации области с учетом мнения профсоюзов.
6.9. Ежеквартально публикует в средствах массовой информации области и Великого Новгорода информацию о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

Работодатели:
6.10. Предусматривают в коллективных договорах специальные разделы, регулирующие вопросы занятости работников.
6.11. Обеспечивают своевременное, полное и достоверное информирование служб занятости и профсоюзных органов о возможных предстоящих массовых увольнениях, их причинах, числе и категориях работников, которых оно может коснуться, о сроках, в течение которых его намечается провести, о вакансиях и свободных рабочих местах, планируемых мерах по трудоустройству, переобучению высвобождаемых работников.
6.12. Обеспечивают соответствие наименований профессий работников Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, своевременную и в полном объеме сдачу в архив документов по личному составу.
6.13. Предусмотрят в коллективных договорах:
6.13.1. Сохранение средней зарплаты работникам при необходимости переквалификации с отрывом от производства в связи с изменением структуры работ на весь срок обучения и выделение средств на подготовку специалистов на контрактно-целевой основе;
6.13.2. При наличии финансовых возможностей предоставление высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям;
6.13.3. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников по возможности воздерживаются от увольнения работников, являющихся единственными кормильцами (в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком);
6.13.4. Уменьшение расходов на выплату зарплаты руководителям организаций, управленческому персоналу с сохранением за ними только должностных окладов без премий и надбавок в период полной либо частичной приостановки всего производства.
6.14. Все вопросы, связанные с массовым высвобождением работников, согласовываются с профсоюзным органом организации.
6.15. При реорганизации, ликвидации, изменении формы собственности организации, полном, частичном приостановлении производства (работ) не позднее чем за два месяца, а в случае массового высвобождения работников не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий направляют выборному органу профсоюзной организации письменные документы о предстоящем проведении мероприятий по реорганизации, изменении формы собственности, ликвидации организации.
6.16. Создают отраслевые советы по подготовке кадров с целью обеспечения взаимодействия между учреждениями профессионального образования, организациями (предприятиями) различных отраслей и соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образований для решений кадровых проблем.

Профсоюзы:
6.17. Оказывают бесплатную консультативную, правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов в вопросах занятости, приема на работу и увольнения, в разработке раздела коллективного договора, регулирующего занятость работников, оформлении трудовых договоров.
6.18. Осуществляют в учреждениях, организациях профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения в организациях законодательства о труде.
6.19. Вносят на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
6.20. При сокращении рабочих мест профсоюзный орган учреждения, организации проводит консультации и переговоры с работодателями по вопросам занятости, переобучения высвобождающихся работников, трудоустройству их внутри учреждения, организации.
6.21. Через отраслевые соглашения и коллективные договоры учреждений, организаций добиваются сохранения рабочих мест, выработки системы мер по поддержке работников, высвобождаемых с организаций, заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении.

VII. Молодежная политика

В области работы с молодежью стороны соглашения определяют приоритетными следующие направления:
реализация государственной и региональной молодежной политики и молодежной политики профсоюзов, как единой государственной политики в Российской Федерации;
обеспечение защиты социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи;
поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни организации, городских и сельских поселений, в профсоюзном, молодежном движении и других общественных организациях;
поддержка молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи;
реализация общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных общественных объединений в организациях области.

Стороны соглашения совместно:
7.1. Проводят согласованную политику в области организации детского отдыха, для чего:
7.1.1. Ежегодно не позднее первого квартала Администрация области принимает по согласованию со сторонами соглашения постановление, предусматривающее программу конкретных мер по обеспечению организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и студентов в период летних каникул;
7.1.2. Обеспечить работу постоянно действующей межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и студентов;
7.1.3. Ежегодно оздоравливать в загородных лагерях отдыха количество детей и подростков работающих граждан не ниже уровня 2006 года;
7.1.4. Ежегодно организовывать работу летних профильных лагерей и оздоравливать в них не менее 2500 детей и подростков.
7.2. Разрабатывают систему мер по изданию и совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, а также защиты законных прав и интересов молодых граждан.
7.3. Реализуют целевые программы, направленные на решение молодежных проблем.
7.4. Обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях, городских и сельских поселениях области, организуют освещение лучшего опыта работы в средствах массовой информации.

Администрация области:
7.5. Реализует мероприятия в области молодежной политики.
7.6. Создает условия для всесторонней занятости молодежи.
7.7. Разработает в 2007 году совместно со сторонами социального партнерства областную программу по обеспечению рабочими местами выпускников средних и высших учебных заведений, а также систему мер поддержки молодых специалистов, пришедших на работу в сельские учреждения, предприятия и организации.
7.8. Обеспечивает проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей по различным направлениям творческой реализации молодежи, в том числе в области профессиональной и предпринимательской деятельности.
7.9. Практикует проведение спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта. Создает условия для развития массовых видов молодежного туризма.
7.10. Участвует в организации летнего оздоровления детей, подростков и молодежи в городских, загородных и профильных лагерях.
7.11. Обеспечивает поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, молодежных учреждениях, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
7.12. Реализует меры по социальной поддержке студенческой молодежи.

Работодатели:
7.13. В пределах существующих финансовых возможностей предусматривают в коллективных договорах разделы о работе с молодежью.
7.14. Совместно с профсоюзами проводят конкурсы профессионального мастерства на звания "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
7.15. Возрождают шефство организаций над учебными заведениями на договорных началах, предоставляют возможность прохождения производственной практики учащимся и студентам начального, среднего, высшего профессионального образования на базе организации согласно заключенным договорам.
7.16. Проводят с профсоюзами торжественные мероприятия "Посвящение в рабочий класс", а также торжественные проводы молодых работников организации в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.
7.17. Совместно с профсоюзами способствуют организации работы с молодежью, проживающей в общежитиях, по проведению спортивных, культурно-массовых, оздоровительных мероприятий.
7.18. Совместно с профсоюзами содействуют проведению тематических молодежных вечеров (КВН, фестивали авторской и исполнительской песни молодых работников организации, Новый год, Молодая семья, Рабочая династия, творческие вечера молодых специалистов), выделяют денежные средства, помещения, необходимое оборудование для их проведения.
7.19. Совместно с профсоюзами способствуют организации различных спортивных мероприятий среди молодежи, соревнований, спортивных праздников, выделяют средства для их проведения и поощрения победителей.
7.20. Предусматривают через коллективные договоры:
7.20.1. Организацию оздоровительного отдыха детей и подростков работников, финансирование хозяйственного содержания детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и профилакториев, принадлежащих организациям различных форм собственности;
7.20.2. Обеспечение финансирования детского оздоровительного отдыха.

Профсоюзы:
7.21. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения.
7.22. Вносят предложения по включению специальных разделов по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в коллективные договора организаций и учреждений области.
7.23. Создают в отраслевых областных и первичных профсоюзных организациях молодежные комиссии (советы, комитеты) по работе с молодежью, содействуют созданию и работе молодежных организаций и объединений в организациях, учреждениях.
7.24. Вовлекают молодежь в члены профессиональных союзов.
7.25. Присуждают ежегодно отраслевые премии профсоюзов для поощрения членов профсоюзов из числа молодежи, добившихся высоких показателей в труде и учебе, принимающих активное участие в работе профсоюзов.
7.26. Содействуют и оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, а также в организации их досуга и отдыха.
7.27. Участвуют в организации и проведении оздоровления детей и подростков работающих граждан. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, при приобретении путевок для их детей.

VIII. Гарантии деятельности профсоюзов

Администрация области и работодатели:
8.1. Соблюдают в соответствии с действующим законодательством и международными нормами права и гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию и функционированию профессиональных союзов в организациях независимо от форм собственности, в том числе в зарубежных фирмах, осуществляющих свою деятельность в регионе.
8.2. Содействуют в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами безналичному удержанию профсоюзных взносов по добровольным заявлениям работников от фактически начисленной заработной платы, исчисленной с учетом дополнительных вознаграждений, надбавок стимулирующего характера к заработной плате, предусмотренных национальными проектами, и своевременно в сроки, установленные для выплаты зарплаты, осуществляют бесплатное перечисление их на расчетные счета профсоюзных организаций.
8.3. Все установленные в организациях поощрительные системы и социальные гарантии в полном объеме распространяют на выборных профсоюзных работников.
8.4. Признают правомочность и не препятствуют деятельности профессиональных союзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости, социальных гарантий работникам.
8.5. В период действия настоящего соглашения ликвидируют задолженность по перечислению профсоюзных взносов на счета первичных профсоюзных организаций, образовавшуюся после выдачи заработной платы, работниками, являющимися членами профсоюзов.
8.6. Признают профсоюзные организации представителями работников при ведении переговоров и заключении коллективных договоров и соглашений.
8.7. Пресекают действия должностных лиц, препятствующих деятельности профсоюзных организаций, направленных на ликвидацию профсоюзных организаций, преследование работников за осуществление профсоюзной работы, допускающих нецелевое использование профсоюзных взносов, удерживаемых из заработной платы работников.
8.8. Предоставляют в безвозмездное пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в пределах организаций, учреждений, необходимые помещения для проведения заседаний, общих собраний работников, хранения документации, а также помещения со всем необходимым оборудованием, отоплением, освещением, уборкой, охраной; транспортные средства, средства связи, множительную технику и необходимые правовые документы.

IX. Контроль за реализацией настоящего соглашения

9.1. Контроль за выполнением соглашения, разрешением разногласий, возникающих в ходе реализации, осуществляют стороны соглашения, его подписавшие.
9.2. В двухмесячный срок после подписания соглашения каждая из сторон соглашения разрабатывает комплекс (план) мероприятий, необходимых для выполнения взятых на себя обязательств, и взаимно обмениваются ими.
9.3. Ход реализации соглашения рассматривается ежегодно по итогам полугодия и года на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с последующим доведением информации о реализации соглашения до сведения населения области.
9.4. Текст соглашения в двухнедельный срок после его подписания сторонами соглашения публикуется Администрацией области в газете "Новгородские ведомости".
9.5. Стороны соглашения в месячный срок после подписания доводят официальный текст соглашения до сведения:
Администрация области - органов местного самоуправления, работодатели - руководителей организаций, профсоюзы - профсоюзных организаций.

X. Ответственность сторон соглашения

10.1. Стороны соглашения в соответствии с действующим законодательством и (или) их уставами, а также настоящим соглашением несут ответственность:
за уклонение от участия в переговорах;
за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по соглашению;
за непредставление информации, необходимой для коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением соглашения.
10.2. При невозможности выполнения обязательств соглашения по причинам, признанным сторонами соглашения уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры.
10.3. Разногласия по применению соглашения, возникающие у сторон соглашения в период действия соглашения, рассматриваются областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений для выработки приемлемого решения.
10.4. В случае преобразования субъектов, подписавших данное соглашение, оно будет иметь силу весь период, на который заключено, и ответственность за его реализацию возлагается на его правопреемников.

Губернатор Председатель Председатель
Новгородской Новгородской областной Регионального объединения
области Федерации профсоюзов работодателей
М.М.ПРУСАК В.И.ФИШИН "Союз промышленников
и предпринимателей
Новгородской области"
И.И.СЛУЦКЕР

Совершено в Великом Новгороде 28 сентября 2006 г. в трех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,