Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 07.05.1996 № 46-ОЗ
(ред. от 02.10.2006)
"О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 23.04.1996 № 341-ОД)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Новгородские ведомости", № 11, 23.07.2002,
"Собрание нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области", № 7, 2002, ст. 14.



Утратил силу в связи с принятием Областного закона от 06.05.2008 № 297-ОЗ, вступившего в силу через 10 дней после его официального опубликования.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Областным законом от 02.10.2006 № 720-ОЗ, вступили в силу через 10 дней после его официального опубликования.



7 мая 1996 года № 46-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 23.04.1996 № 341-ОД

(в ред. областных законов
от 12.07.2002 № 56-ОЗ, от 04.09.2002 № 63-ОЗ,
от 09.10.2002 № 76-ОЗ, от 14.02.2003 № 110-ОЗ,
от 06.11.2003 № 205-ОЗ, от 01.12.2003 № 219-ОЗ,
от 07.04.2006 № 654-ОЗ, от 02.10.2006 № 720-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Утратила силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 2. Местное самоуправление в Новгородской области

Местное самоуправление в Новгородской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Статья 3. Цели и задачи настоящего областного закона

1. Настоящий областной закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Новгородской области принципы организации местного самоуправления в области и гарантии его осуществления, определяет место и роль местного самоуправления на территории области, устанавливает основные права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления.

2. Настоящий областной закон наряду с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами составляет основу для взаимодействия органов государственной власти области с органами местного самоуправления области.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
международные договоры по вопросам местного самоуправления;
федеральные законы;
Устав Новгородской области;
настоящий областной закон;
иные областные законы;
уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

2. Настоящий областной закон действует на всей территории области. Областные законы, а также нормативные правовые и иные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления не могут противоречить настоящему областному закону.

Статья 5. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Участие гражданина Российской Федерации в местном самоуправлении гарантируется правом:
участвовать в непосредственном (путем выборов, референдума, других форм прямого волеизъявления) решении вопросов, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
на равный доступ к муниципальной службе;
на обращение в органы и к должностным лицам местного самоуправления;
обеспечения каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом;
на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

Статья 6. Муниципальные образования и местные сообщества

1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях.

2. Население муниципального образования составляют граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории муниципального образования независимо от сроков проживания, места рождения, национальности.

3. Население, проживающее в муниципальных образованиях, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти по осуществлению местного самоуправления

1. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют полномочия в области местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

2. К полномочиям органов государственной власти области в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение областных законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия областных законов о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетом области и бюджетами муниципальных образований;
5) обеспечение сбалансированности минимальных бюджетов муниципальных образований на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие областных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) утратил силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;
13) регулирование областными законами в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение областных законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) утратил силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 8. Символика муниципальных образований

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (герб, эмблемы, другую символику), отражающую их исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции или использовать символику Новгородской области в установленном областным законом порядке.
Описание собственной символики дается в уставе муниципального образования.

Статьи 9 - 10. Утратили силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 11. Государственная поддержка местного самоуправления

1. Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

2. Органы государственной власти области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права граждан на местное самоуправление, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.

Статья 12. Ассоциации и союзы муниципальных образований

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном Федеральным законом.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Глава II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статьи 13 - 14. Утратили силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Глава III. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 15. Местный референдум

1. Местный референдум проводится по наиболее важным вопросам местного значения посредством проведения голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом, участвуют в местном референдуме непосредственно, на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Каждый гражданин имеет один голос.

4. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.

5. Решения по вынесенным на местный референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

6. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами местного самоуправления или должностными лицами. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и являются обязательным для исполнения всеми органами, должностными лицами местного самоуправления, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами.

7. Решения референдума могут быть отменены или изменены только посредством местного референдума либо признаны недействительными решением суда.

Статья 16. Выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения выборов, определение их результатов определяется Федеральным законом и областными законами.

Статья 17. Утратила силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 18. Народная правотворческая инициатива

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 19. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения граждан в течение одного месяца.

Статья 20. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

1. Утратил силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с областным законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Наряду с предусмотренными настоящим областным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам.

Глава IV. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статьи 21 - 26. Утратили силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 27. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть меньше двух и больше пяти лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

5. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, областными законами.

6. Депутаты, члены выборных органов, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы и привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

   ------------------------------------------------------------------

Статья 28 введена в действие с 1 января 2003 года (статья 51 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

Статья 28. Социальные гарантии для Главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления, председателя муниципальной избирательной комиссии, осуществляющих свою деятельность на постоянной (штатной) основе
(в ред. Областного закона от 06.11.2003 № 205-ОЗ)

1. Исключен. - Областной закон от 09.10.2002 № 76-ОЗ.
1. Глава муниципального образования после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное областными законами денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях:
а) упразднения должности Главы муниципального образования;
б) ликвидации или слияния муниципальных образований;
в) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;
г) отставки Главы муниципального образования по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное областными законами денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях:
а) роспуска или самороспуска представительного органа местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом, настоящим областным законом и уставом муниципального образования;
б) ликвидации муниципального образования;
в) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;
г) удовлетворения заявления о добровольном оставлении должности, если депутат представительного органа местного самоуправления проработал на этой должности на постоянной основе не менее одного года.

2-1. Председатель муниципальной избирательной комиссии, осуществляющий свою деятельность на постоянной (штатной) основе, после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное областными законами денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях:
а) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;
б) расформирования муниципальной избирательной комиссии судом, если основанием для расформирования стало решение муниципальной избирательной комиссии, принятое вопреки мнению должностного лица, которому устанавливается данная гарантия, и закрепленное в протоколе о принятии муниципальной избирательной комиссией решения, послужившего основанием для расформирования муниципальной избирательной комиссии;
в) ликвидации муниципального образования;
г) удовлетворения заявления о добровольном оставлении должности, если председатель муниципальной избирательной комиссии проработал на этой должности на постоянной (штатной) основе не менее одного года.
(п. 2-1 введен Областным законом от 06.11.2003 № 205-ОЗ)

3. В случае, если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания (с учетом индексации), установленного областными законами Главе муниципального образования, депутату представительного органа, председателю муниципальной избирательной комиссии, данным лицам производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
(в ред. Областного закона от 06.11.2003 № 205-ОЗ)

4. В случае, если вышеуказанные лица получают пособие по безработице, то им производится доплата до прежнего уровня их денежного содержания (с учетом индексации), установленного областными законами, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

5. В случае гибели (смерти) Главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления, председателя муниципальной избирательной комиссии, если она наступила в связи с осуществлением ими своих полномочий, членам семей погибших в течение месяца выплачивается компенсация в размере годового денежного содержания Главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления, исчисленная из их среднего денежного содержания, установленного областными законами на день выплаты компенсации.
(в ред. Областного закона от 06.11.2003 № 205-ОЗ)

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Имеется в виду Областной закон от 10.01.2006 № 601-ОЗ "О пенсионном обеспечении областных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в Новгородской области, а также лиц, замещавших государственные должности и муниципальные должности категории "А", который утратил силу в связи с принятием Областного закона от 22.10.2007 № 173-ОЗ "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также лиц, замещавших государственные должности и муниципальные должности в Новгородской области". Условия назначения пенсии за выслугу лет определены статьей 4 Областного закона от 22.10.2007 № 173-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

6. В случае причинения Главе муниципального образования, депутату представительного органа местного самоуправления, председателю муниципальной избирательной комиссии в связи с осуществлением ими полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между суммой среднего денежного содержания указанных лиц, установленного областными законами, на день выплаты компенсации, и назначенной пенсии по инвалидности. Данная компенсация не выплачивается, если указанным лицам назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с областным законом "О пенсионном обеспечении областных государственных служащих и муниципальных служащих в Новгородской области". Право получения данной компенсации ограничивается сроком нахождения на инвалидности I, II, III группы.
(в ред. Областного закона от 06.11.2003 № 205-ОЗ)

7. Главе муниципального образования, депутату представительного органа местного самоуправления, председателю муниципальной избирательной комиссии, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 16 календарных дней с учетом особого режима работы, выражающегося в ненормированном рабочем дне.
(в ред. областных законов от 09.10.2002 № 76-ОЗ, от 06.11.2003 № 205-ОЗ)

7-1. Главе муниципального образования, депутату представительного органа местного самоуправления и председателю муниципальной избирательной комиссии, осуществляющим свою деятельность на постоянной (штатной) основе, ежегодно выплачивается единовременная выплата на лечение (оздоровление) (далее - единовременная выплата). Размер единовременной выплаты устанавливается областной Думой ежегодно при принятии областного закона об областном бюджете на следующий финансовый год. Порядок выплаты единовременной выплаты определяется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
(п. 7-1 введен Областным законом от 01.12.2003 № 219-ОЗ; в ред. Областного закона от 02.10.2006 № 720-ОЗ)

8. Предоставление указанных социальных гарантий осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования в пределах сумм, учтенных при определении показателей межбюджетных отношений на соответствующий финансовый год.
(в ред. Областного закона от 09.10.2002 № 76-ОЗ)

3. Исключен. - Областной закон от 09.10.2002 № 76-ОЗ.

Статья 29. Утратила силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 30. Муниципальная служба

1. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.

2. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

3. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета муниципального образования, является муниципальным служащим.

4. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым областным законом.

Глава V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 31. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 32. Утратила силу. - Областной закон от 07.04.2006 № 654-ОЗ.

Статья 33. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций

Органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 34. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности, осуществляют иные права собственника.

Статья 35. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.

Статья 36. Муниципальный заказ

1. В целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета муниципального образования, органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом от имени муниципального образования может заключаться муниципальный контракт - договор с физическими и юридическими лицами.

2. Муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

3. Муниципальные контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

4. Совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет бюджета муниципального образования составляет муниципальный заказ.

Статья 37. Бюджет муниципального образования

1. Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

2. Формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными и областными законами и уставом муниципального образования.
Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его исполнении не допускается.

Статья 38. Доходы и расходы бюджета муниципального образования

1. Доходы бюджета муниципального образования формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов и сборов.

2. В бюджет муниципального образования полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

3. В бюджет муниципального образования поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, реализацию органами местного самоуправления федеральных и областных законов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципального образования, а также другие неналоговые доходы, поступающие в бюджет муниципального образования в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными и областными законами и правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Остаток средств на конец отчетного года на едином счете бюджета муниципального образования подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

   ------------------------------------------------------------------

Часть 5 статьи 38 вводится в действие со дня введения в действие Федерального закона о государственных муниципальных социальных стандартах (статья 51 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

5. Формирование расходов бюджета муниципального образования базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

6. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета.
Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг.
Порядок исполнения расходной части бюджета муниципального образования устанавливается представительным органом местного самоуправления.

7. Сумма превышения доходов над расходами бюджета муниципального образования по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти не подлежит.

8. В доходной и расходной частях бюджета муниципального образования раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Статья 39. Гарантии обеспечения минимальных бюджетов муниципальных образований

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные бюджеты муниципальных образований путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов муниципальных образований.

2. Минимально необходимые расходы бюджетов муниципальных образований устанавливаются областным законом на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, установленных Федеральным законом.

3. Доходная часть минимальных бюджетов муниципальных образований обеспечивается путем закрепления на долговременной основе Федеральным законом, областным законом доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального бюджета муниципального образования не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и областного бюджета, при этом сводные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, установленных Федеральным законом, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области отчислений от федеральных налогов и областных налогов.

Статья 40. Финансовая деятельность органов местного самоуправления, отдельные источники доходов местного бюджета

1. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации самостоятельно устанавливают местные налоги, сборы и льготы по их уплате. Кроме того, население непосредственно путем местного референдума, на сходах граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципальных образований.

3. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

4. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, уставом муниципального образования вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Глава VI. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 41. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления

1. Взаимоотношения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществляются посредством:
принятия областных законов по вопросам местного самоуправления;
заключения договоров и соглашений;
создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянных.

2. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с Уставом Новгородской области обладают правом законодательной инициативы в областной Думе.
Законопроекты, внесенные представительными органами местного самоуправления в областную Думу в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в течение двух месяцев со дня представления областной Думой, в случае отклонения представленного законопроекта должно быть дано мотивированное заключение.

Статья 42. Компенсация дополнительных расходов

1. Уменьшение доходов или дополнительные расходы бюджетов муниципальных образований, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области в пределах их компетенции, должны быть компенсированы органами государственной власти области в порядке, установленном законодательством. Сроки и порядок компенсации определяются одновременно с принятием соответствующего решения.

2. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти области, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств бюджета муниципального образования, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или осуществлять реализацию таких решений в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Глава VII. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 43. Гарантии самостоятельности местного самоуправления

1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами, запрещается.

2. Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных сообществ, органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы их компетенции, установленной законодательством.

Статья 44. Разрешение конфликтов и споров

Споры и конфликты между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Статья 45. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

2. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами.

Статья 46. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Статья 47. Судебная защита местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 48. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством и населением соответствующего муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 49. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Статья 50. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Новгородской области, федеральных и областных законов, устава муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Реализация переданных государственных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными и областными законами.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 51. Порядок вступления в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Часть 5 статьи 38 настоящего областного закона вводится в действие со дня введения в действие Федерального закона о государственных муниципальных социальных стандартах.
(в ред. Областного закона от 04.09.2002 № 63-ОЗ)
Статья 28 настоящего областного закона вводится в действие с 01.01.2003.
(абзац введен Областным законом от 09.10.2002 № 76-ОЗ)

Губернатор области
М.М.ПРУСАК
г. Новгород
7 мая 1996 года
№ 46-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,