
|  |
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 19.10.2006 № 737-ОЗ
(ред. от 08.06.2007)
"ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 28.09.2006 № 1511-III ОД)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Новгородские ведомости", № 64, 31.10.2006.
Изменения, внесенные Областным законом от 08.06.2007 № 103-ОЗ, вступили в силу через 10 дней после его официального опубликования.
19 октября 2006 года № 737-ОЗ
------------------------------------------------------------------
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 28.09.2006 № 1511-III ОД
(в ред. областных законов
от 14.03.2007 № 64-ОЗ, от 27.04.2007 № 88-ОЗ,
от 08.06.2007 № 103-ОЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего областного закона
1. Настоящий областной закон определяет статус, порядок формирования, порядок деятельности и полномочия избирательной комиссии Новгородской области (далее - избирательная комиссия области) и территориальных избирательных комиссий Новгородской области (далее - территориальные избирательные комиссии) в системе избирательных комиссий в Российской Федерации.
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем областном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Для целей настоящего областного закона термины "избирательная комиссия", "комиссия" используются в значениях "избирательная комиссия области", "территориальная избирательная комиссия", термин "избирательные комиссии" используется в значениях "избирательная комиссия области" и "территориальные избирательные комиссии".
Статья 2. Правовая основа организации и деятельности избирательных комиссий
Правовую основу организации и деятельности избирательных комиссий составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Новгородской области, настоящий областной закон, иные областные законы.
Статья 3. Принципы организации и деятельности избирательных комиссий
1. Организация и деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно.
2. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
3. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Глава 2. СТАТУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 4. Статус избирательной комиссии области
1. Избирательная комиссия области является государственным органом области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Новгородской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим областным законом, иными областными законами.
2. Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
3. Срок полномочий избирательной комиссии области составляет 4 года. Если срок полномочий избирательной комиссии области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Новгородской областной Думы (далее - областная Дума).
4. Избирательная комиссия области является избирательной комиссией, организующей выборы депутатов областной Думы, а также комиссией референдума, организующей референдум области.
5. Избирательная комиссия области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий.
(часть 5 в ред. Областного закона от 14.03.2007 № 64-ОЗ)
6. Избирательная комиссия области вправе в порядке, установленном законодательством, осуществлять издательскую деятельность, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, иных избирательных действий, с решением других вопросов развития избирательной системы.
7. Избирательная комиссия области не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.
8. Избирательная комиссия области может иметь свою эмблему, официальный печатный орган, учреждать Почетную грамоту избирательной комиссии области.
9. Избирательная комиссия области принимает решения и организует свою деятельность в соответствии с регламентом избирательной комиссии области, который разрабатывается и принимается избирательной комиссией области.
10. Официальное полное наименование избирательной комиссии области - избирательная комиссия Новгородской области.
11. Местонахождение избирательной комиссии области - город Великий Новгород.
Статья 5. Статус территориальных избирательных комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами области, обеспечивающими подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Новгородской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим областным законом, иными областными законами.
2. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет 4 года. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
3. Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии области, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
4. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.
В случае отсутствия представительного органа муниципального образования полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию по решению избирательной комиссии области, принятому на основании обращения главы этого муниципального образования.
------------------------------------------------------------------
Часть 5 статьи 5 вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
5. Территориальная избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
6. Территориальные избирательные комиссии не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.
7. Территориальная избирательная комиссия принимает решения и организует свою деятельность в соответствии с регламентом территориальной избирательной комиссии, который разрабатывается и принимается территориальной избирательной комиссией.
8. При проведении референдума Российской Федерации, референдума Новгородской области территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Статья 6. Решения и иные акты избирательных комиссий
1. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
2. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
Статья 7. Порядок рассмотрения обращений избирательными комиссиями
1. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
2. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 1 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, а если представление получено за 5 и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Статья 8. Предупреждение избирательных комиссий
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
Глава 3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И ПОЛНОМОЧИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 9. Общие условия формирования избирательных комиссий
1. Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, областной Думе, иных общественных объединений.
2. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии.
3. Орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.
Статья 10. Порядок формирования избирательной комиссии области
1. Избирательная комиссия области формируется в составе 12 членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Формирование избирательной комиссии области осуществляется областной Думой и Губернатором Новгородской области (далее - Губернатор области) на основе предложений, указанных в части 1 статьи 9 настоящего областного закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
3. Половина членов избирательной комиссии области назначается областной Думой, другая половина - Губернатором области.
4. Как областная Дума, так и Губернатор области обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии области на основе поступивших предложений:
1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в областной Думе.
5. Как областная Дума, так и Губернатор области обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии области на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
6. При назначении в состав избирательной комиссии области гражданина Российской Федерации областная Дума и Губернатор области обязаны получить его письменное согласие на вхождение в состав данной комиссии.
7. Решения о формировании избирательной комиссии области должны быть приняты областной Думой и Губернатором области не позднее чем за 60 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии области.
Предложения по составу избирательной комиссии области принимаются областной Думой и Губернатором области в течение одного месяца со дня официального опубликования соответствующих решений о формировании избирательной комиссии области.
8. Избирательная комиссия области должна быть сформирована не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока полномочий предыдущего состава избирательной комиссии области.
Статья 11. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии формируются в составе пяти - четырнадцати членов комиссии с правом решающего голоса. Количественный состав территориальной избирательной комиссии определяется избирательной комиссией области с учетом местных условий, числа избирателей, зарегистрированных на территории, на которую распространяются полномочия указанной комиссии, средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий.
2. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется избирательной комиссией области на основе предложений, указанных в части 1 статьи 9 настоящего областного закона, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.
3. Избирательная комиссия области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, указанных в части 4 статьи 10 настоящего областного закона, а также избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
4. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий. При этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия области по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5. Избирательная комиссия области не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии публикует в средствах массовой информации либо обнародует иным способом решение о формировании территориальной избирательной комиссии.
Предложения по составу территориальной избирательной комиссии принимаются избирательной комиссией области в течение одного месяца со дня официального опубликования (обнародования) соответствующего решения о формировании территориальной избирательной комиссии.
6. Избирательная комиссия области принимает решение о формировании нового состава территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока полномочий предыдущего состава территориальной избирательной комиссии.
Статья 12. Полномочия избирательной комиссии области
1. Избирательная комиссия области:
1) осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
2) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий;
3) обеспечивает на территории области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
4) осуществляет на территории области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
5) осуществляет на территории области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти области, референдума области, распределяет выделенные из федерального и областного бюджетов средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
6) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий;
7) осуществляет формирование территориальных избирательных комиссий;
8) назначает на должности и освобождает от должностей председателей территориальных избирательных комиссий;
9) координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь;
10) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов областной Думы, органов местного самоуправления, референдума области, местного референдума;
11) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
12) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
13) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета) в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума;
14) участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;
15) вправе вносить в избирательные комиссии муниципальных образований предложения по кандидатурам для избрания председателями данных комиссий;
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим областным законом и иными областными законами.
2. Избирательная комиссия области рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городского округа и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий
Территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
2) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
3) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
4) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
5) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии, контролирует целевое использование указанных средств;
6) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
7) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
8) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим областным законом и иными областными законами.
Статья 14. Содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных Законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
2. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Новгородской области превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в установленном Законом порядке избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
4. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны представлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы представляются избирательным комиссиям бесплатно.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 15. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Основной организационной формой деятельности избирательной комиссии является ее заседание.
4. Избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 4 и частью 2 статьи 5 настоящего областного закона. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
5. В целях обеспечения исполнения установленных Законом полномочий избирательная комиссия вправе создавать рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата с привлечением иных лиц.
6. Избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.
Статья 16. Порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области
1. Председатель избирательной комиссии области избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Председатель избирательной комиссии области должен иметь высшее профессиональное образование.
(в ред. Областного закона от 08.06.2007 № 103-ОЗ)
2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Первое заседание избирательной комиссии области открывает председатель избирательной комиссии области предыдущего состава, который предлагает членам комиссии избрать председательствующего на заседании комиссии либо предоставляет право вести заседание старейшему по возрасту члену комиссии нового состава. Председательствующий ведет заседание избирательной комиссии области до избрания ее председателя.
В случае отсутствия на первом заседании избирательной комиссии области председателя избирательной комиссии области предыдущего состава открывает заседание и ведет его до избрания председателя комиссии старейший по возрасту член комиссии нового состава.
4. На первом заседании избирательной комиссии области:
1) председательствующий представляет членов избирательной комиссии области с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с настоящим областным законом;
2) избирается счетная комиссия в составе трех членов избирательной комиссии области с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии открытым голосованием;
3) проводятся выборы председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области в порядке, установленном настоящим областным законом.
5. Выдвижение кандидатур заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области осуществляется председателем, членами комиссии с правом решающего голоса, в том числе путем самовыдвижения. Кандидат вправе взять самоотвод, который принимается избирательной комиссией области без обсуждения и голосования.
6. Избирательная комиссия области до начала голосования вправе провести обсуждение по кандидатурам председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
7. В бюллетень для тайного голосования на должность председателя избирательной комиссии области вносятся фамилия, имя, отчество кандидата, кандидатура которого предложена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
8. В случае отклонения кандидатуры, предложенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на должность председателя избирательной комиссии области из числа членов комиссии с правом решающего голоса, избрание председателя избирательной комиссии области откладывается до поступления из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предложения по новой кандидатуре.
9. В бюллетень для тайного голосования на должности заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, за исключением лиц, взявших самоотвод.
10. В том случае, когда в бюллетень для голосования по выборам заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области было включено два или более кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов комиссии, проводятся следующие процедуры:
если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;
при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;
если два и более кандидата, следующие по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.
11. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется до избрания.
12. Избранным председателем, заместителем председателя, секретарем избирательной комиссии области, в том числе заместителем председателя, секретарем комиссии по итогам второго тура голосования, считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Статья 17. Порядок назначения председателя и избрания заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии
1. Председатель территориальной избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса на срок полномочий территориальной избирательной комиссии и освобождается от должности постановлением избирательной комиссии области.
2. Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Выдвижение кандидатур заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии осуществляется председателем и членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе путем самовыдвижения. Кандидат вправе взять самоотвод, который принимается территориальной избирательной комиссией без обсуждения и голосования.
4. Территориальная избирательная комиссия до начала голосования вправе провести обсуждение по кандидатурам заместителя председателя и секретаря комиссии.
5. Избранным, в том числе по итогам второго тура голосования, считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
6. В случае если в бюллетень для голосования было включено два или более кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов территориальной избирательной комиссии, проводятся следующие процедуры:
если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;
при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;
если два и более кандидата, следующие по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.
7. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется до избрания.
8. Избрание заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии оформляется решением комиссии, копия которого незамедлительно направляется в избирательную комиссию области.
Статья 18. Полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области
1. Председатель избирательной комиссии области:
1) представляет комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, политическими партиями, иными общественными объединениями, организациями и должностными лицами, средствами массовой информации, физическими лицами;
2) созывает и ведет заседания комиссии;
3) подписывает решения комиссии;
4) подписывает договоры, соглашения и иные документы комиссии;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата комиссии, прием на работу, перевод и увольнение работников аппарата комиссии, применяет к работникам аппарата комиссии меры поощрения и взыскания;
6) распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми комиссии из федерального и областного бюджетов;
7) утверждает штатное расписание комиссии;
8) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его ведению, заместителю председателя, секретарю, членам комиссии и работникам ее аппарата, выдает доверенности на участие в судах общей юрисдикции, в том числе при рассмотрении дел о защите избирательных прав или права на участие в референдуме, а также в арбитражных судах;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, регламентом избирательной комиссии.
2. Заместитель председателя избирательной комиссии области оказывает содействие председателю в осуществлении возложенных на него полномочий, выполняет поручения председателя, а в его отсутствие - функции председателя избирательной комиссии области, организует работу по конкретным направлениям деятельности избирательной комиссии области в соответствии с распределением обязанностей между членами избирательной комиссии области.
3. Секретарь избирательной комиссии области осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний избирательной комиссии области, оформляет и подписывает принятые решения, протоколы заседаний комиссии и другие акты комиссии, организует ведение делопроизводства, обеспечивает сохранность документов избирательной комиссии области и передачу их в архив, выполняет другие поручения председателя избирательной комиссии области.
Статья 19. Полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии
1. Председатель территориальной избирательной комиссии:
1) представляет комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами;
2) созывает и ведет заседания комиссии;
3) подписывает решения, договоры, соглашения и иные документы комиссии;
4) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата комиссии, прием на работу, перевод и увольнение работников аппарата комиссии, применяет к работникам аппарата комиссии меры поощрения и взыскания;
5) распределяет обязанности между членами комиссии для организации работы по исполнению ее решений, дает отдельные поручения членам территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) приглашает для участия в заседаниях комиссии граждан, должностных лиц, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений;
7) представляет комиссию в судах, выдает доверенности на представление интересов комиссии в судах другим лицам;
8) распоряжается бюджетными средствами, выделенными комиссии в установленном порядке;
9) осуществляет контроль за реализацией решений комиссии;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, регламентом комиссии.
------------------------------------------------------------------
Часть 2 статьи 19 вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
2. Председатель территориальной избирательной комиссии издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его ведению.
3. Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии оказывает содействие председателю в осуществлении возложенных на него полномочий, выполняет поручения председателя, а в отсутствие председателя выполняет по его поручению функции председателя территориальной избирательной комиссии.
4. Секретарь территориальной избирательной комиссии осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний территориальной избирательной комиссии, оформляет принятые решения, протоколы заседаний территориальной избирательной комиссии и другие акты территориальной избирательной комиссии, организует ведение делопроизводства, обеспечивает сохранность документов территориальной избирательной комиссии и передачу их в архив, выполняет другие поручения председателя территориальной избирательной комиссии.
Статья 20. Порядок проведения заседаний избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции, на своих заседаниях.
2. Заседания избирательной комиссии созываются председателем комиссии по мере необходимости.
Заседание избирательной комиссии также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
4. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
5. На каждом заседании избирательной комиссии ведется протокол заседания комиссии. Протокол заседания избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). При наличии соответствующих технических средств возможно параллельное проведение аудиовидеозаписи заседания избирательной комиссии.
Статья 21. Порядок принятия решения избирательной комиссией
1. Решения избирательной комиссии принимаются членами комиссии с правом решающего голоса только на заседании комиссии и оформляются постановлениями комиссии.
2. Решения избирательной комиссии, за исключением решений, указанных в части 3 настоящей статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).
4. При принятии избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
5. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
6. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с Законом указанное решение избирательной комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
Статья 22. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность по подготовке и проведению выборов и референдумов открыто и гласно в порядке, определенном статьей 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий
------------------------------------------------------------------
Часть 1 статьи 23 (в части, касающейся порядка финансирования территориальных избирательных комиссий) вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
1. Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год, а избирательной комиссии области - также за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
------------------------------------------------------------------
Часть 2 статьи 23 вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
2. В случае если на территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования, финансовое обеспечение ее деятельности может частично производиться за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (за исключением оплаты труда лиц, работающих в территориальной избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе).
------------------------------------------------------------------
Часть 3 статьи 23 (в части, касающейся порядка финансирования территориальных избирательных комиссий) вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
3. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов избирательной комиссии и работников ее аппарата, а также иные условия их деятельности устанавливаются областными законами и иными нормативными правовыми актами области.
------------------------------------------------------------------
Часть 4 статьи 23 вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
4. Ассигнования на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий включаются в состав расходов на обеспечение деятельности избирательной комиссии области, предусмотренных отдельной строкой в областном бюджете на очередной финансовый год. В случае частичного финансового обеспечения деятельности территориальной избирательной комиссии за счет средств бюджета муниципального образования данные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюджете соответствующего муниципального образования.
Сметы расходов на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий утверждаются председателем избирательной комиссии области.
(в ред. Областного закона от 14.03.2007 № 64-ОЗ)
------------------------------------------------------------------
Часть 5 статьи 23 (в части, касающейся порядка финансирования территориальных избирательных комиссий) вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
5. Избирательная комиссия, получающая денежные средства из бюджетов различных уровней, ведет раздельный бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.
6. Отчеты и иные сведения об использовании средств областного бюджета, выделенных на обеспечение деятельности избирательной комиссии, представляются в порядке, установленном законодательством.
7. Председатель избирательной комиссии распоряжается денежными средствами комиссии и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований бюджетного и иного законодательства Российской Федерации в соответствии с Законом.
------------------------------------------------------------------
Статья 24 (в части, касающейся аппарата территориальной избирательной комиссии) вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Статья 24. Аппарат избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия области, территориальная избирательная комиссия имеют аппарат, структура и штаты которого устанавливаются указанными избирательными комиссиями самостоятельно в пределах выделенных им средств областного бюджета.
2. Общее руководство аппаратом соответствующей избирательной комиссии осуществляет председатель избирательной комиссии.
3. Работники аппарата избирательной комиссии являются государственными гражданскими служащими Новгородской области. Их права, обязанности и ответственность определяются действующим законодательством.
4. Перечень должностей работников аппарата избирательной комиссии включается в Реестр должностей государственной гражданской службы Новгородской области.
5. Денежное содержание и иные выплаты работникам аппарата избирательной комиссии осуществляются за счет средств областного бюджета, выделяемых в установленном Законом порядке на обеспечение деятельности избирательной комиссии, подготовку и проведение выборов, референдумов.
Статья 25. Контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии области
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при избирательной комиссии области создается контрольно-ревизионная служба.
2. Контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии области создается с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений.
Указанные органы и учреждения по запросу избирательной комиссии области не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в ее распоряжение на срок не менее пяти месяцев.
3. На срок работы в контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии области специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии области утверждается избирательной комиссией области.
Глава 6. СТАТУС ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 26. Правовые ограничения для назначения членов избирательных комиссий с правом решающего голоса
1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
5) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
6) судьи, прокуроры;
7) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
8) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
9) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
10) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
11) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
12) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
13) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
2. Положения пунктов 7, 10, 11 части 1 настоящей статьи не распространяются на членов территориальных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
3. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.
Статья 27. Порядок досрочного освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и назначения нового члена комиссии
1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
1) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена избирательной комиссии, его близких родственников;
2) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 26 настоящего областного закона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и пунктами 1, 2, 13 части 1 статьи 26 настоящего областного закона.
2. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 26 настоящего областного закона, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
3. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
1) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) вступления в законную силу в отношении члена избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
3) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
4) смерти члена избирательной комиссии;
5) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления этой избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
6) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в порядке, установленном Федеральным законом.
4. Если орган, назначивший члена избирательной комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена избирательной комиссии принимается избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
5. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим областным законом. В случае невыполнения данного требования нового члена избирательной комиссии области назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии - избирательная комиссия области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 28. Гарантии прав члена избирательной комиссии с правом решающего голоса
1. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность) и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
2. В соответствии с федеральным законодательством член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области, председатель избирательной комиссии области - без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
3. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
Статья 29. Особенности статуса членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
1. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", назначить в избирательную комиссию по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
2. Членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) граждане Российской Федерации, не достигшие 18 лет;
3) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
4) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
5) судьи, прокуроры;
6) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;
7) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
8) работники аппаратов избирательных комиссий;
9) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений;
10) лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
3. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению - в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
4. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
5. За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
6. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
1) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, референдума;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящей части не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящей части действий.
7. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей, статьей 30 настоящего областного закона правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
Статья 30. Права членов избирательных комиссий
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
6) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Статья 31. Особенности статуса членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих в комиссиях на постоянной (штатной) основе
1. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области, председатель территориальной избирательной комиссии работают в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе и замещают в соответствии с областным законом государственные должности Новгородской области.
2. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области, председатель территориальной избирательной комиссии не вправе замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Ограничения на занятие председателем, заместителем председателя и секретарем избирательной комиссии области, председателем территориальной избирательной комиссии преподавательской, научной и иной творческой деятельностью и участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций устанавливаются Федеральным законом.
(абзац введен Областным законом от 27.04.2007 № 88-ОЗ)
3. Материальное обеспечение (в том числе размер и виды денежного вознаграждения, иных выплат) председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области, председателя территориальной избирательной комиссии осуществляются в порядке, установленном областными законами.
------------------------------------------------------------------
Статья 32 (в части, касающейся социальных гарантий председателей территориальных избирательных комиссий) вступила в силу с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 36 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Статья 32. Социальные гарантии членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих в комиссиях на постоянной (штатной) основе
1. Председателю, заместителю председателя и секретарю избирательной комиссии области, председателю территориальной избирательной комиссии после прекращения своих полномочий в случаях:
1) неизбрания (неназначения) на должность после окончания срока полномочий;
2) расформирования комиссии судом, если основанием для расформирования стало решение комиссии, принятое вопреки мнению должностного лица, которому устанавливается данная гарантия, и закрепленному в протоколе о принятии комиссией решения, послужившего основанием для расформирования комиссии, - выплачивается денежное содержание (с учетом индексации) по ранее занимаемой должности в течение одного года (без зачета выходного пособия) со дня прекращения полномочий.
В случае если вышеперечисленные лица получают пособие по безработице, то им производится доплата до уровня прежнего денежного содержания (с учетом индексации) по ранее занимаемой должности, но не более одного года со дня прекращения своих полномочий по основаниям, предусмотренным в настоящей статье.
В случае если вышеперечисленные лица на новом месте работы получают заработную плату ниже размеров их прежнего денежного содержания, им производится доплата до уровня прежнего денежного содержания (с учетом индексации), но не более одного года со дня прекращения своих полномочий по основаниям, предусмотренным в настоящей статье.
Оплата производится за счет средств областного бюджета.
2. Председателю, заместителю председателя и секретарю избирательной комиссии области, председателю территориальной избирательной комиссии предоставляются ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, а также с учетом особого режима работы, выражающегося в ненормированном служебном дне, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 20 календарных дней.
Глава 7. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Статья 33. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц
1. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Решения суда, а также решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения соответствующей избирательной комиссией.
Статья 34. Расформирование избирательной комиссии
Избирательная комиссия может быть расформирована судом в порядке, установленном статьей 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. Признание утратившими силу областных законов
Признать утратившими силу:
областной закон от 26.06.2002 № 58-ОЗ "О социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности в избирательной комиссии Новгородской области" (газета "Новгородские ведомости" от 19.07.2002);
областной закон от 05.03.2005 № 424-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 областного закона "О социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности категории "А" в избирательной комиссии Новгородской области" (газета "Новгородские ведомости" от 15.03.2005);
областной закон от 05.05.2006 № 670-ОЗ "О внесении изменения в областной закон "О социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности категории "А" в избирательной комиссии Новгородской области" (газета "Новгородские ведомости" от 17.05.2006).
Статья 36. Вступление в силу настоящего областного закона
1. Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением части 5 статьи 5, части 2 статьи 19, частей 1 - 5 статьи 23 (в части, касающейся порядка финансирования территориальных избирательных комиссий), статьи 24 (в части, касающейся аппарата территориальной избирательной комиссии), статьи 32 (в части, касающейся социальных гарантий председателей территориальных избирательных комиссий).
2. Часть 5 статьи 5, часть 2 статьи 19, части 1 - 5 статьи 23 (в части, касающейся порядка финансирования территориальных избирательных комиссий), статья 24 (в части, касающейся аппарата территориальной избирательной комиссии), статья 32 (в части, касающейся социальных гарантий председателей территориальных избирательных комиссий) настоящего областного закона вступают в силу с 1 января 2007 года.
Губернатор области
М.М.ПРУСАК
Великий Новгород
19 октября 2006 года
№ 737-ОЗ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|