| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 30.12.1993 № 230
(ред. от 04.07.1994)
"О ВЫБОРАХ В НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ВЫБОРАХ В НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ")
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
Утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации Новгородской области от 11.07.1997 № 295.
АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 1993 г. № 230
О ВЫБОРАХ В НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ
(в ред. Постановления Администрации Новгородской области
от 16.02.1994 № 44,
Постановления Новгородской областной Думы и Администрации
Новгородской области от 04.07.1994 № 32-ОД/174)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1765 "Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа", а также с учетом предложений комиссии законодательных предположений при Главе администрации области, общественного совета и государственной палаты при Администрации области постановляю:
1. Назначить выборы в Новгородскую областную Думу на 27 марта 1994 года.
2. Утвердить прилагаемое Положение о выборах в Новгородскую областную Думу.
3. Утратил силу. - Постановление Новгородской областной Думы и Администрации Новгородской области от 04.07.1994 № 32-ОД/174.
4. Комитету государственной службы области до 10 января 1994 года разработать и внести на рассмотрение Администрации области Временное положение о Новгородской областной Думе.
Глава администрации
М.М.ПРУСАК
Утверждено
постановлением
Администрации области
от 30.12.1993 № 230
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ В НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ
(в ред. Постановления Администрации Новгородской области
от 16.02.1994 № 44)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
Представительным органом государственной власти области является областная Дума.
Выборы в областную Думу проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать в областную Думу принадлежит гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Новгородской области и достигшим 18-летнего возраста.
2. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, имеющий постоянное место жительства на территории Новгородской области.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
4. Не могут быть депутатами областной Думы лица, работающие в структурах исполнительной власти областного уровня, а также избранные депутатами представительных органов других уровней.
5. Лица, у которых должность или занятие несовместимы с настоящим Положением, дают письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания депутатом областной Думы. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.
Статья 3. Выборы в областную Думу
1. Выборы в областную Думу осуществляются на основе настоящего Положения о выборах, разработанного с учетом Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
2. Выборы в областную Думу осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один представитель) избирательным округам.
3. Областная Дума состоит из 27 депутатов.
(п. 3 в ред. Постановления Администрации Новгородской области от 16.02.1994 № 44)
Статья 4. Право выдвижения кандидатов
1. Кандидаты в депутаты областной Думы (далее именуются кандидаты) выдвигаются региональными избирательными объединениями или группами избирателей численностью не менее 30 человек.
2. Региональными избирательными объединениями являются:
областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;
блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.
3. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного регионального избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Статья 5. Финансирование выборов
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в областную Думу осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.
Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями
1. Организация выборов в областную Думу и обеспечение прав избирателей возлагается на избирательные комиссии.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от других государственных органов.
2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.
Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 7. Образование избирательных округов по выборам в областную Думу
1. Для проведения выборов в областную Думу на территории области образуются 27 одномандатных избирательных округов, при этом на территории города Новгорода образуется 8 избирательных округов,
города Старая Русса и Старорусского района - 2,
города Боровичи и Боровичского района - 3,
Новгородского района - 2.
На территории Валдайского, Любытинского, Маловишерского, Окуловского, Пестовского, Чудовского районов образуется по одному избирательному округу.
На территории Батецкого и Шимского районов образуется один избирательный округ,
Волотовского и Солецкого районов - один избирательный округ,
Поддорского и Холмского районов - один избирательный округ,
Крестецкого и Парфинского районов - один избирательный округ,
Демянского и Маревского районов - один избирательный округ,
Мошенского и Хвойнинского районов - один избирательный округ.
(п. 1 в ред. Постановления Администрации Новгородской области от 16.02.1994 № 44)
2. Границы избирательных округов утверждаются областной избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней до даты выборов.
3. Списки избирательных округов с указанием их границ публикуются в местной печати областной избирательной комиссией не позднее 3-х дней после образования избирательных округов.
Статья 8. Образование избирательных участков
1. Избирательные участки образуются не позднее 50 дней до дня выборов решениями глав администраций городов и районов области из расчета от 100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.
2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
3. Список избирательных участков публикуется в местной печати в течение пяти дней после принятия решения местной администрацией об образовании избирательных участков.
Статья 9. Списки избирателей
1. Местная администрация в районе, городе, поселке, сельсовете обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, имеющих постоянное место жительства на соответствующих территориях.
2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Положения (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.
3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, отчество, дата рождения и адрес избирателя.
4. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
5. Соответствующая администрация (а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия) обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.
Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 10. Виды избирательных комиссий
1. Для организации и проведения выборов в областную Думу образуются следующие избирательные комиссии:
а) областная избирательная комиссия по выборам в областную Думу. Состав комиссии утверждается Главой администрации области по согласованию с Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней до выборов в составе председателя и 10 - 14 членов;
б) окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу;
в) участковые избирательные комиссии.
Статья 11. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
------------------------------------------------------------------
Пункт 1 действует в ранее образованных округах. В избирательных округах с новыми границами численный состав окружных избирательных комиссий не ограничивается. Состав избирательных комиссий этих округов утверждается областной избирательной комиссией (Постановление Администрации Новгородской области от 16.02.1994 № 44).
------------------------------------------------------------------
1. Окружная избирательная комиссия по выборам в областную Думу образуется в каждом избирательном округе не позднее 50 дней до дня выборов в составе председателя, его заместителя, секретаря и 5 - 7 членов избирательной комиссии решением Главы администрации города, района по согласованию с областной избирательной комиссией.
2. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее образование.
3. Избирательное объединение, группа избирателей, выдвинувшее своего кандидата по данному избирательному округу, либо сам кандидат, вправе назначить одного наблюдателя в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа. Наблюдатель не позднее чем за три дня до выборов извещает об этом окружную избирательную комиссию, представив в нее соответственно выписку из протокола заседания избирательного объединения, группы избирателей, либо заявления кандидата.
Статья 12. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются Главой местной администрации не позднее 40 дней до дня выборов в составе председателя, секретаря и 3 - 10 членов избирательной комиссии.
2. Каждое региональное избирательное объединение и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 13. Статус члена избирательной комиссии от избирательного объединения
1. Лица, назначенные в состав участковых избирательных комиссий кандидатами и региональными избирательными объединениями, имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
2. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседаний избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
Статья 14. Полномочия Центральной избирательной комиссии
1. Центральная избирательная комиссия вправе давать в соответствии с Основными положениями о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения автономной области, автономного округа разъяснения и методические рекомендации по проведению выборов в представительный орган государственной власти области.
2. Центральная избирательная комиссия распределяет выделение из республиканского бюджета Российской Федерации средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует целевое использование этих средств.
3. Осуществляет иные полномочия предусмотренные Основными положениями.
Статья 15. Полномочия областной избирательной комиссии
1. Областная избирательная комиссия:
а) дает разъяснения на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии и обеспечивает единообразную реализацию Положения о выборах в областную Думу;
б) руководит работой окружных избирательных комиссий;
в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
г) в случаях, предусмотренных Положением о выборах, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
ж) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения;
з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
и) устанавливает результаты голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
к) устанавливает лиц избранных в областную Думу, выдает им удостоверения об избрании;
л) организует повторные выборы в областную Думу;
м) устанавливает форму подписного листа;
н) осуществляет иные полномочия предусмотренные Положением о выборах в областную Думу.
2. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов общественных объединений предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставить необходимые для ее работы документы и информацию.
3. Срок полномочий областной избирательной комиссии соответствует сроку полномочий областной Думы.
Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за исполнением Положения о выборах в областную Думу на соответствующей территории;
б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их соответственно в избирательную комиссию области, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
ж) утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о выборах в областную Думу.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий областной избирательной комиссии.
Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку;
б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов;
д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования;
е) организует голосование на избирательном участке в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о выборах в областную Думу.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.
Статья 18. Организация работы избирательных комиссий
1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют более половины членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.
4. Инструкции и иные решения областной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса и подлежат опубликованию.
5. По решению избирательной комиссии председатель и отдельные члены избирательной комиссии могут работать в областной избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
6. По решениям окружных избирательных комиссий председатель (его заместитель), секретарь и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
7. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
8. Смета расходов, связанных с деятельностью областной избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет Российской Федерации отдельной строкой.
9. На заседаниях областной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.
10. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
11. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.
Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
1. Решения и действия областной избирательной комиссии могут быть обжалованы в областной суд в порядке, установленном законом.
2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ
Статья 20. Выдвижение кандидатов в областную Думу
1. Для выдвижения кандидата в избирательном округе по выборам в областную Думу требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве 3-х процентов от общего числа избирателей округа. В случае, если на территории города, района образуется несколько избирательных округов действительными для выдвижения кандидата в депутаты являются подписи любого избирателя проживающего на территории соответствующего города, района. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной областной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и постоянное место жительства кандидата.
2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием Фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и решения политического движения или иного общественного объединения, или собрания группы избирателей о выдвижении кандидата в депутаты на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения о выборах в областную Думу и в течение 5 дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также средствам массовой информации.
4. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению областной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления избирательных действий в соответствии со сроками в настоящем Положении.
Статья 21. Права и обязанности кандидатов
1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств предназначенных для проведения выборов.
2. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется, (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.
3. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси).
4. Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси) уплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.
5. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется избирательной комиссией области.
6. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии.
7. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению соответственно областного суда. При этом должна быть представлена в областную избирательную комиссию информация в течение 24 часов.
8. Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования результатов выборов включительно.
9. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и региональные избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
10. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Глава 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 22. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидата.
2. Участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командования воинских частей в предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не допускается.
Статья 23. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Статья 24. Предвыборная агитация через средства массовой информации
1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.
2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета области или местного бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов.
3. Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе на государственном телевидении и радио. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается избирательной комиссией области и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).
Статья 25. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Областная избирательная комиссия, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.
4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
Статья 26. Сроки проведения агитационной кампании
1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 27. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются ею между избирательными комиссиями по выборам в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Окружные избирательные комиссии представляют областной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 25 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
3. Областная избирательная комиссия представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет о расходовании выделенных ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации средств не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован - областной избирательной комиссией в изданиях, в которых подлежат опубликованию нормативные акты, принятые представительным органом государственной власти области, а также сообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 28. Избирательные фонды и порядок их создания
1. Региональные избирательные объединения и кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) средств, выделенных региональному избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями;
б) собственных средств регионального избирательного объединения или кандидата;
в) средств выделенных кандидату выдвинувшим его региональным избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - более чем в 10000 раз.
3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, а также со стороны международных организаций и международных общественных объединений.
4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды региональным избирательным объединениям либо кандидатам.
5. Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 30 настоящего Положения представить областной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации областной избирательной комиссией одновременно с представлением данной избирательной комиссией отчета о расходовании средств в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Положения.
Статья 29. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд регионального избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается окружной избирательной комиссией после регистрации соответствующего кандидата.
2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается областной избирательной комиссией.
3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу региональное избирательное объединение или кандидат обязаны представить в областную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Глава 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 30. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской администрацией.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех региональных избирательных объединениях и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых пунктом 1 статьи 21 настоящего Положения.
Статья 31. Избирательные бюллетени
1. Для выборов в областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается областной избирательной комиссией.
2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества кандидатов и их данные, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Положения. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению областной избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 10 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
5. В случае выбытия отдельных кандидатов региональных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию областной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени.
Статья 32. Порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
В случае необходимости, с учетом местных условий, окружные избирательные комиссии могут по согласованию с областной избирательной комиссией изменять время голосования при сохранении его продолжительности.
2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом избирателей.
3. В 8 часов утра дня выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.
5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальном кабинете или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии.
6. В избирательном бюллетене для выборов в представительный орган государственной власти области избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Необходимое для организации голосования число избирательных ящиков на избирательном участке устанавливается по решению участковой избирательной комиссии. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количество письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей проголосовавших на дому, вносятся в дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче.
Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находившиеся в помещении для голосования.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков избирательные бюллетени распределяются по избирательным округам.
3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности такие, в которых крест или иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
г) число избирательных бюллетеней обнаруженных в избирательных ящиках;
д) число недействительных избирательных бюллетеней;
е) число избирательных бюллетеней признанных действительными;
ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;
и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;
к) число голосов, поданных против всех кандидатов;
л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
6. Два экземпляра протокола участковой избирательной комиссии направляются в соответствующую окружную избирательную комиссию.
7. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии сразу после официального объявления итогов выборов по избирательному участку.
Статья 34. Определение результатов выборов в избирательном округе
1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в областную Думу путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
д) число недействительных бюллетеней;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;
ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;
з) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;
и) число голосов, поданных против всех кандидатов;
к) одно из следующих решений:
признание избранным кандидата получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;
признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
выборы по избирательному округу признаются несостоявшимися, если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателей;
(в ред. Постановления Администрации Новгородской области от 16.02.1994 № 44)
л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в областную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.
Статья 35. Установление общих итогов выборов
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий областная избирательная комиссия в течение пяти дней по их получении определяет и публикует итоги голосования по всем избирательным округам в средствах массовой информации.
2. Областная избирательная комиссия признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения Положения о выборах в областную Думу не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что в них большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов либо в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей, или признаны недействительными по причине нарушений Положения о выборах в областную Думу, избирательная комиссия области назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Областная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Статья 36. Регистрация избранных представителей
1. Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через три дня после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов по округу, производит регистрацию избранного депутата в областную Думу и выдачу ему удостоверения.
2. Областная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в областную Думу.
Глава 8. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 37. Оспаривание неправильностей в списках избирателей
1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 статьи 2 и не попадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Положения, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Статья 38. Оспаривание отказа и регистрации кандидата
1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Положения.
2. Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а также невыдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суд в установленном законом порядке.
Статья 39. Оспаривание границ избирательных округов
1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим положением, могут быть оспорены. Жалоба подается Главой администрации либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, входящей в Новгородскую область в областную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Отклонение жалобы областной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Замещение вакантных мандатов
В случае досрочного выбытия кандидата в областную Думу областная избирательная комиссия назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Положением. Если до окончания срока полномочий областной Думы остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.
Статья 41. Последствия фальсификации подписных листов
В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собранных подписей либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям Положения о выборах в областную Думу, регистрация отдельного кандидата аннулируется в окружной избирательной комиссии. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением областной Думы по представлению мандатной комиссии.
Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства о выборах
Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в соответствии с законом Российской Федерации.
Утвержден
постановлением
Администрации области
от 30.12.1993 № 230
СОСТАВ
ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ
В НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ
Утратил силу. - Постановление Новгородской областной Думы и Администрации Новгородской области от 04.07.1994 № 32-ОД/174.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|