Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между областной Федерацией профсоюзов, Координационным Фондом товаропроизводителей Новгородской области и Администрацией Новгородской области на 1998 - 2000 годы

Официальная публикация в СМИ:
"Новгородские ведомости", № 4, 13.01.1998


Утратил силу с 1 января 2001 года (пункт 1.16 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с момента подписания и действовал до 2000 года включительно (пункт 1.16 данного документа).



РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОБЛАСТНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ, КООРДИНАЦИОННЫМ
ФОНДОМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И
АДМИНИСТРАЦИЕЙ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ

Мы, нижеподписавшиеся, представители Координационного Фонда товаропроизводителей Новгородской области (в дальнейшем - "Работодатели"), областной Федерация профсоюзов (в дальнейшем - "Профсоюзы") и администрации области, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными нормативными правовыми актами;
руководствуясь интересами граждан, проживающих на территории Новгородской области, в повышении их уровня жизни;
стремясь к достижению социального мира и согласия в обществе, обеспечению социальных гарантий для населения области;
в целях обеспечения договорного регулирования социально - трудовых отношений;
обязуясь соблюдать достигнутые в ходе трехсторонних консультаций договоренности;
подтверждая свои намерения содействовать продвижению реформ, проведению социально - экономической политики в интересах населения области, на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", заключили настоящее Региональное соглашение.

I. Общие положения

1.1. Стороны признают настоящее Региональное соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально - экономической политики в Новгородской области на 1998 - 2000 годы, и принимают на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности Региональным соглашением, соблюдая все его условия (далее по тексту "Соглашение").
1.2. Стороны реализуют настоящее Соглашение на основе взаимодоверия и взаимной ответственности, проводят совместные заседания для своевременной координации усилий по выполнению Соглашения.
1.3. В качестве приоритетных стороны определяют следующие цели и задачи:
возобновление экономического роста производства, укрепление платежной и финансовой дисциплины, формирование сбалансированного и социально - направленного бюджета области;
сокращение и ликвидация задолженности по заработной плате, повышение уровня жизни большинства населения области;
проведение активной социальной политики занятости населения;
повышение безопасности и улучшение условий труда, охраны здоровья населения, улучшение экологической обстановки.
1.4. Соглашение определяет взаимоотношение сторон по установлению с учетом их компетенции и финансовых возможностей дополнительных гарантий населению области по трудовым и социально - экономическим вопросам сверх установленных действующим законодательством.
1.5. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными по отношению к аналогичным, включенным в областные отраслевые соглашения и коллективные договоры.
1.6. Настоящее Соглашение является основой для ведения коллективных переговоров в отраслях и в организациях для заключения отраслевых соглашений, коллективных договоров.
1.7. Согласованные сторонами гарантии обеспечиваются соответствующими бюджетными ассигнованиями, доходами и ресурсами организаций, независимо от форм собственности, средствами профессиональных союзов.
1.8. Стороны руководствуются настоящим Соглашением при рассмотрении всех вопросов, вошедших в него.
1.9. Соглашение распространяется и является обязательным для сторон, заключивших настоящее Соглашение, а также работодателей, признающих данное Соглашение и присоединившихся к его действию.
1.10. Профсоюзные организации, не входящие в состав областной Федерации профсоюзов, а также объединения работодателей и работодатели, не входящие в состав Координационного Фонда товаропроизводителей области и не имеющих своих представителей в трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
1.11. Органы местного самоуправления области учитывают настоящее Соглашение при рассмотрении вопросов, вошедших в данное Соглашение, а также при заключении территориальных соглашений.
1.12. Стороны считают возможным развитие социального партнерства на уровне районов и городов области.
1.13. Стороны будут способствовать, чтобы применение гарантий настоящего Соглашения распространялось на остальные организации, расположенные в области, но не охваченные данным Соглашением.
Координационный Фонд товаропроизводителей направляет работодателям, не участвующим в Соглашении, предложение о присоединении к нему. Если работодатели и представители работников, получившие предложение, в течение 30 календарных дней не заявили о своем несогласии присоединиться к Соглашению, оно считается распространенным на данных работодателей.
1.14. По отдельным вопросам могут быть заключены соглашения между комитетами и управлениями области, руководителями организаций и отраслевыми профсоюзными организациями, которые могут действовать самостоятельно или в виде приложений к настоящему Соглашению.
1.15. Ни одна из сторон, заключившая настоящее Соглашение, не может в течение срока его действуя в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В то же время Соглашение может быть изменено, дополнено по инициативе любой из сторон и при взаимной договоренности сторон.
1.16. Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 2000 года включительно.
1.17. Каждая из сторон не менее чем за месяц до окончания срока действия Соглашения вправе внести письменное уведомление другой стороне о начале переговоров по разработке и заключению нового Соглашения. В этом случае стороны обязуются приступить к переговорам.

II. Принципы социального партнерства

2.1. В целях обеспечения конструктивного взаимодействия стороны пришли к согласию, что в основу социального партнерства будут положены следующие принципы:
постоянное сотрудничество, ведение социального диалога и переговорного процесса;
уважение и учет интересов участников социального партнерства;
добровольность ведения переговоров и добровольность принятия на себя обязательств;
разумность требований при ведении переговоров;
полномочность представителей участников социального партнерства;
равноправное представительство всех участников социального партнерства на равной основе в любом переговорном процессе и органах, ведущих консультации;
соблюдение социальными партнерами норм законодательства;
приоритет общепризнанных принципов и норм международного права перед федеральным и областным законодательством;
соблюдение правовых актов, заключенных на договорной основе участниками социального партнерства;
рассмотрение предусмотренных соглашениями и договорами между участниками социального партнерства условий в качестве минимальных социальных гарантий;
приоритет переговорных методов и примирительных процедур в разрешении конфликтов.

III. Экономические и производственные отношения

3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Формируют предложения в адрес федеральных органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации по созданию условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, стабилизации отраслей экономики и социальной сферы области.
3.1.2. Вырабатывают меры по защите интересов потребителей (организаций, населения) от односторонних действий организаций, в т.ч. организаций - монополистов, по установлению необоснованно завышенных ставок и тарифов на социально значимые товары и услуги.
3.2. Проекты областных законов и иных нормативных правовых актов, подготавливаемых Администрацией области по вопросам социально - экономической политики, регулирования трудовых отношений, обсуждают на заседаниях трехсторонней комиссии по предложению одной из сторон.
3.3. Администрация области, работодатели обязуются не принимать нормативные акты по вопросам труда, занятости, социального развития и другим социально - экономическим вопросам, затрагивающим права и интересы сторон, трудящихся, пенсионеров и учащейся молодежи без получения предварительного мнения сторон.
3.4. Стороны считают обязательным заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности и оказывают в этом необходимую помощь работодателям и профсоюзным органам.
3.5. Администрация области и Работодатели признают Профсоюз представителем работников при ведении переговоров и заключении соглашений и коллективных договоров от лица работников, состоящих в Профсоюзе.
3.6. В период действия настоящего Соглашения стороны обязуются разрешать все возникающие проблемы по исполнению Соглашения, либо по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, путем переговоров и консультаций с соблюдением действующего законодательства о социальном партнерстве, порядке разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и принимать соответствующие меры к устранению причин и обстоятельств, влекущих социальную напряженность.
Стороны признают, что акции протеста и забастовки при разрешении социально - трудовых конфликтов являются исключительной мерой и могут быть использованы только в соответствии с действующим законодательством в крайнем случае как средство защиты социально - трудовых прав и интересов трудящихся, если не соблюдаются условия Соглашения, а переговорные процедуры не привели к разрешению конфликта.
Администрация области:
3.7. Продолжит осуществление необходимых протекционистских мер по сдерживанию дальнейшего сокращения объемов производства преимущественно для:
организаций, способных обеспечить быструю оборачиваемость прямых и косвенных инвестиций, в короткие сроки наладить производство конкурентоспособной продукции;
градообразующих организаций, обеспечивающих занятость значительной части населения данной территории;
организаций, обеспечивающих первоочередные потребности населения области.
3.8. Разрабатывает в 1998 году систему мер по реализации Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства", оказанию поддержки организациям местной, текстильной и легкой промышленности, бытового обслуживания населения с целью стабилизации и наращивания производства товаров народного потребления.
3.9. Обеспечит финансирование образования, культуры и здравоохранения на уровне не ниже 1997 года.
3.10. Своевременно выполняет обязательства областного бюджета по взаиморасчетам с бюджетами районов и городов. Обеспечит контроль за использованием средств, перечисляемых в районы целевым назначением и, прежде всего, на выплату зарплаты и социальных пособий.
3.11. При регулировании при участии профсоюзов цен и тарифов на социально - значимые товары и услуги организаций, находящихся на территории области (тепловая, электрическая энергия, газ, водоснабжение, канализация, очистка стоков, услуги связи, автотранспорта, социальные услуги, лекарственные средства и изделия медицинского назначения и других), предусматривает:
фонд оплаты труда, исходя из заработной платы не выше среднеобластного уровня на одного фактически работающего;
прибыль в размере, необходимом только для развития производства и обязательных платежей в бюджет.
3.12. Ежегодно систематически информирует население об исполнении областного бюджета и расходовании ответных внебюджетных фондов.
3.13. Бесплатно предоставляет сторонам издаваемый областной информационно - методический бюллетень.
3.14. Обеспечивает ежеквартальное опубликование в газете "Новгородские ведомости" статистического обзора о социально - экономическом положении области, в том числе уровня жизни населения.
3.15. Оказывает поддержку нерентабельным, в первую очередь градообразующим организациям, при угрозе их банкротства.
3.16. Предусмотрит выделение бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса, организаций ЖКХ области пропорционально исполнению расходной части областного бюджета.
3.17. Сохранит меры по государственной поддержке организаций бытового обслуживания населения независимо от форм собственности, оказывающих социально - значимые виды услуг.
3.18. Содействует организациям потребительской кооперации, бытового обслуживания населения области, расположенным в сельской местности, в выделении кредитных ресурсов на условиях, аналогичных агропромышленному комплексу.
3.19. Через органы по труду, взаимодействуя с государственной инспекцией по труду по Новгородской области, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о заключении и исполнении коллективных договоров и соглашений в организациях всех форм собственности.
3.20. Предусмотрит выделение бюджетных ассигнований на переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства.
3.21. Продолжит практику товарного кредитования и льготного налогообложения сельхозтоваропроизводителей.
3.22. Содействует укреплению, совершенствованию и развитию существующей заготовительной системы, созданию заготовительных структур по закупке излишков продукции от населения.
3.23. В целях защиты прав акционеров и развития рынка ценных бумаг:
3.23.1. Организует работу областного отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
3.23.2. Обеспечивает создание и функционирование областного депозитария ценных бумаг.
3.24. Способствует развитию и совершенствованию сферы печати области, внедрению в производство новейших достижений науки, техники и передовой технологии для выполнения задачи по удовлетворению потребностей населения и организаций в печатной продукции.
3.25. Оказывает содействие во внедрении централизованной печати районных и городских газет с целью комплексного совершенствования и развития газетного производства в области.
Работодатели:
3.26. Разработают и реализуют меры по стабилизации и повышению эффективности производства, проведению его структурной перестройки, созданию новых рабочих мест.
3.27. Организуют и финансируют подготовку кадров и повышение квалификации работающих.
3.28. Способствуют наличию в каждой организации коллективного договора.
3.29. Проводят в организациях и среди акционеров политику, обеспечивающую защиту прав наемных работников, оговоренных действующим законодательством, коллективным договором и отраслевым тарифным соглашением.
3.30. Обеспечат участие представителей работников в коллективных органах управления организацией.
3.31. Периодически, но не реже одного раза в квартал, информируют трудовые коллективы о финансово - экономическом положении организации, перспективах развития, принимаемых мерах по стабилизации производства, ликвидации задолженности по выплате заработной платы и социальных пособий.
Профсоюзы:
3.32. Способствуют реализации мер по стабилизации и повышению эффективности производства, снижению социальной напряженности в организациях.
3.33. Вносят предложения в проекты областного бюджета и Концепцию социально - экономического развития области.
3.34. Проводят работу на защите экономических, профессиональных и правовых интересов членов профсоюзов.
3.35. Оказывают консультативную и методическую помощь профсоюзным организациям по заключению коллективных договоров, добиваясь включения в них взаимных обязательств по экономическим и производственным вопросам.
3.36. Участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров.

IV. Доходы и уровень жизни

Стороны договорились:
4.1. Главной целью в области политики доходов стороны признают обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста зарплаты, пенсий, пособий и других денежных доходов населения области и своевременной их выплаты.
4.2. Оплату труда в бюджетных отраслях, производить на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) в организациях других отраслей на основе отраслевых тарифных соглашений, коллективных и индивидуальных трудовых договоров.
4.3. Подготовить в 1998 году предложения в Министерство труда и социального развития Российской Федерации по уточнению Методики определения структуры и стоимости бюджета прожиточного минимума с учетом реальных обязательных платежей (квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные расходы, платные услуги организаций здравоохранения и образования и др.).
4.4. При отсутствии по объективным причинам необходимых средств на расчетных счетах организаций выплата зарплаты обеспечивается в обязательном порядке за счет кредитов банков. В случае несвоевременной выплаты заработной платы решать вопрос о компенсациях гражданам потерь, вызванных задержкой, в соответствии с действующим законодательством.
4.5. При наличии у организаций задолженности по платежам в бюджет, внебюджетные фонды, заработной плате рекомендовать собственникам организаций, Советам Директоров акционерных обществ включать в условия контракта с руководителем организации положения об ответственности руководителя за допущенную задолженность, лишении его вознаграждения за результаты финансово - хозяйственной деятельности полностью либо частично, расторжения с ним контракта.
4.6. Рекомендовать для применения в организациях области на основе коллективных договоров следующий порядок индексации тарифных ставок и окладов с учетом роста цен на потребительские товары и услуги.
4.6.1. Индексацию целесообразно осуществлять в пределах от 0,6 до 1,0 процента на 1 процент изменения индекса цен в зависимости от соотношения (кратности) средней заработной платы по организации и минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом:

до 6 минимальных размеров - 1,0;
от 6 до 8 - 0,9;
от 8 до 12 - 0,8;
от 12 до 15 - 0,7;
свыше 15 - 0,6.

4.6.2. Индексацию тарифных ставок (окладов) производить как правило один раз в квартал и осуществлять одновременно для всех наемных работников в пределах собственных средств на эти цели.
4.7. Провести в 1998 - 1999 годах работу по апробированию применения в области тарифного регулирования оплаты труда на основе разработанных Министерством труда и социального развития Российской Федерации соответствующих рекомендаций (приложение № 1), сохраняя при этом право организации на выбор наиболее приемлемой для них формы и системы оплаты труда.
Администрация области:
4.8. Осуществляет конкретные меры по своевременной выплате зарплаты в бюджетных отраслях (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ в части финансирования из бюджета).
4.9. При принятии законодательных актов об увеличении оплаты труда, учитывает при формировании консолидированного бюджета на индексацию оплаты труда и социальных выплат как бюджетным организациям, финансируемым из областного бюджета, так и по иным организациям, получающим дотации (трансферты) из бюджета области.
4.10. При длительной задолженности по заработной плате в организации перед работниками, по предложению профсоюза, в соответствии с действующим законодательством, принимает меры по возбуждению процедуры банкротства.
4.11. Организует работу областных комиссий по поэтапному сокращению задолженности по заработной плате.
4.12. Ежеквартально рассчитывает в текущих ценах и публикует в средствах массовой информации сведения о размере прожиточного (физиологического) минимума по основным социально-демографическим группам населения области, а также сложившемся на региональном уровне росте потребительских цен.
4.13. Не допускает повышения цен и тарифов на жизненно необходимые услуги (ЖКХ, газ, электроэнергию, связь, транспорт, платные услуги здравоохранения, образования) без соответствующего роста доходов населения, роста реальной оплаты труда.
4.14. Обеспечит ежеквартальную публикацию в газете "Новгородские ведомости" показателей, характеризующих благосостояние жителей области (уровень душевого дохода, оплаты труда, прожиточного минимума, цены потребительской корзины, разницы между сверхбогатыми и сверхбедными, долги по зарплате и детским пособиям на душу населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, смертность и рождаемость населения на 1000 жителей) в сравнении с аналогичными данными других территорий Северо - Западного региона, а также средних показателей России.
Работодатели:
4.15. Проводят политику в области доходов работников организации, направленную на обеспечение минимальной зарплаты не ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, а средней зарплаты в целом по организациям - на уровне не ниже текущего размера минимального потребительского бюджета, рассчитанного по региону.
4.16. Предусмотрят в коллективных договорах положение о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера.
4.17. Производят периодически индексацию зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни в порядке и размерах, согласованных в коллективных договорах и тарифных отраслевых соглашениях.
4.18. Устанавливают системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов по согласованию с профсоюзными органами и закрепляют их в коллективных договорах и отраслевых соглашениях.
4.19. Производят оплату труда денежными знаками Российской Федерации. Иные формы оплаты труда, в том числе и натуральная, могут быть осуществлены только с согласия работника и в соответствии с интересами его семьи в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением.
4.20. Не допускают дискриминации в оплате труда между наемными работниками одной и той же профессии, специальности, должности в соответствии с принципами равной оплаты за равный труд.
4.21. Сохраняют при определении часовых тарифных ставок и минимальных должностных окладов тарифные коэффициенты и соотношения, отражающие различие в сложности труда по каждой профессионально - квалификационной группе, установленные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 (если коллективным договором или соглашением не согласована иная оплата труда) или соответствующие Единой тарифной сетке, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.92 № 785 с последующими изменениями.
4.22. Осуществляют тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим (кроме бюджетных отраслей) по ЕТКС работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, если иное не предусмотрено отраслевым соглашением или коллективным договором.
4.23. При возникновении задолженности по зарплате не допускают первоочередного получения зарплаты руководителями организаций, предусмотрят в коллективных договорах индексацию задерживаемой зарплаты в соответствии с ростом потребительских цен за период задержки. Проводят политику снижения представительных расходов и ограничения выдаваемых под отчет денежных сумм.
4.24. Вносят предложения в органы управления акционерными обществами до погашения задолженности по зарплате наемным работникам не принимать решений о выплате дивидендов акционерам.
Профсоюзы:
4.25. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и отдыха, полноты и своевременности выплаты заработной платы и социальных пособий, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством, соглашениями, коллективным договором.
4.26. Представляют права, интересы членов профсоюзов в хозяйственных, судебных, государственных и других органах, способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам.
4.27. Оказывают бесплатную юридическую помощь и консультации членам профсоюзов по вопросам условий и оплаты труда.
4.28. Участвуют в определении Администрацией области, работодателями основных критериев жизненного уровня, индексации заработной платы, пособий в зависимости от изменения индекса цен, а также осуществляют при необходимости профсоюзный контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам.
4.29. Проводят анализ социально - экономического положения трудящихся, уровня жизни для выработки мер и предложений по защите социально - экономических интересов трудящихся и других категорий населения.
4.30. Принимают необходимые общественные меры к сокращению задолженности по зарплате и социальным выплатам, недопущению их невыплат и задержек.

V. Охрана труда

Стороны пришли к соглашению, что Администрация области:
5.1. Осуществляет при участии работодателей и профсоюзов формирование программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в том числе в 1998 г. примет региональную программу по улучшению условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы. Разрабатывает нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны труда и окружающей природной среды. Ежегодно формирует областной фонд охраны труда, содействует созданию районных и городских фондов.
5.2. Ежегодно информирует население через средства массовой информации о состоянии условий труда, производственном травматизме, профзаболеваниям и экологической обстановке в области.
5.3. Осуществляет государственный контроль за правильностью применения списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей, дающих право на льготную пенсию.
5.4. Организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, а также выдает разрешения на проведение этой работы заинтересованным институтам, учебным центрам, комбинатам.
5.5. Стимулирует деятельность работодателей, принимающих меры по улучшению условий охраны труда и сокращению загрязненности окружающей среды. Осуществляет в соответствии с законодательством привлечение к ответственности работодателей, виновных в нарушении законодательства о труде и природоохранного законодательства.
5.6. Обеспечит выделение бюджетных средств для предоставления дополнительных отпусков и сокращения рабочего дня в соответствии с законодательством работникам организаций бюджетной сферы, работающим с вредными условиями труда.
5.7. Организует сертификацию производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям по охране труда в организациях области.
5.8. Проводит при участии профсоюзов экспертизу безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также экспертизу безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, приемку вводимых в эксплуатацию объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, запрещает строительство экологически вредных объектов.
5.9. Принимает меры к сокращению дебиторской задолженности организаций системы "Водоканал".
5.10. При выдаче лицензий на право производства работ требует от работодателей информацию и документы о состоянии охраны труда и проводимой профилактической работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Работодатели:
5.11. Организуют работу по созданию в организациях здоровых и безопасных условий труда.
5.12. Создают и обеспечивают работу служб охраны труда в организациях, создают условия для их эффективной работы. Обеспечивают строгое соблюдение правил и норм по охране труда и производственной санитарии.
5.13. С целью организации сотрудничества работодателей и работников по вопросам охраны труда обеспечат функционирование в организациях с численностью работающих более 10 человек комитетов (комиссий) по охране труда.
5.14. Осуществляют страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Способствуют укреплению областного фонда охраны труда, ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами.
5.15. Компенсируют работникам по предъявлении ими расчетных документов (чек, квитанция) понесенные затраты на оплату услуг медицинских учреждений при прохождении ими предварительных и периодических профилактических осмотров, по направлению работодателей (в случае, если эти затраты не оплачиваются предприятием централизованно).
5.16. Организует обучение работников по охране труда, а также их переподготовку в случаях приостановки деятельности организаций, цеха, участка, ликвидации рабочего места из-за неудовлетворительных условий труда, потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
5.17. Обеспечивают повсеместное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, информируют работников о состоянии рабочих мест и существующем риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, а также обеспечивают их выдачу и предоставление.
5.18. Осуществляют первоочередное финансирование мероприятий по охране труда, на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств, спецпитания, возмещения ущерба за трудовое увечье.
5.19. Обеспечивают беспрепятственный допуск соответствующих представителей профсоюзов в организации независимо от форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены профсоюза, для осуществления профсоюзного контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды.
5.20. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных органов для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за Состоянием и условиями охраны труда.
5.21. Включают представителей профсоюзных органов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты.
5.22. Информируют соответствующие профсоюзные органы о всех несчастных случаях с летальным исходом, происшедших на производстве.
5.23. Проводят сертификацию производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям по охране труда.
Профсоюзы:
5.24. Проводят работу по созданию системы уполномоченных профсоюзных органов и совместных с работодателями комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
5.25. Участвуют в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, также в экспертизе безопасности проектируемых механизмов и инструментов, расследовании несчастных случаев на производстве (работе).
5.26. Осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды, представляют и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев или получивших профзаболевание в организации.
5.27. Проводят в организациях среди членов профсоюзов работу по повышению личной ответственности за соблюдение ими требований правил и норм по охране труда.
5.28. Совместно с отраслевыми профсоюзными комитетами (советами) организуют обучение профсоюзного актива по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда.
5.29. Предоставляют бесплатно консультации и оказывают помощь членам профсоюзов по вопросам охраны труда.

VI. Социальные гарантии

Стороны пришли к соглашению:
6.1. Считать главными принципами социальной политики, проводимой в области, ее упреждающий характер, адресность социальной защиты, поэтапное сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения.
6.2. Администрация области ежегодно при участии профсоюзов и работодателей разрабатывает и утверждает Программу социальной поддержки населения и готовит информацию о реализации этой Программы и состоянии борьбы с бедностью в области.
6.3. Осуществлять работу по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
6.4. Проводить согласованную политику в области организации детского отдыха, для чего ежегодно не позднее первого квартала принимать совместное постановление Администрации области и профсоюзов, предусматривающее программу конкретных мер по обеспечению организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и студентов в период летних каникул. Ежегодно оздоравливать не менее 11 тысяч детей и подростков, в том числе 8 тысяч детей работающих граждан.
6.5. Администрация области и работодатели сохраняют за профсоюзными организациями право общественного контроля за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на обеспечение жилой площадью по найму, ее распределением, а также выделением жилищных субсидий и ссуд на строительство и покупку жилья.
Администрация области:
6.6. Войдет с предложением в Новгородское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о приобретении путевок студентам высших и учащихся средних профессиональных учреждений (обучение с отрывом от производства), нуждающимся в санаторном лечении.
6.7. Обеспечит объем и виды бесплатной медицинской помощи населению в рамках "Областной Программы гарантированной медицинской, лекарственной и санитарно - эпидемиологической помощи населению", но не ниже уровня 1997 года. Сохранит платежи на неработающее население в системе ОМС как защищенную статью в бюджетах городов и районов области. Не допустит закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим структурам медицинских учреждений, находящихся в государственной областной и муниципальной собственности, под другие цели.
6.8. Продолжит государственное регулирование и контроль за ценами на основные виды лекарственных средств путем установления предельного уровня торговой наценки.
6.9. Сохранит:
6.9.1. Ежегодно устанавливаемые выплаты дополнительных пособий (сверх государственного уровня) на детей студенческим семьям, и безработным родителям.
6.9.2. Компенсационные выплаты части стоимости проезда на пригородном и междугородном автомобильном транспорте студентам высших и средних профессиональных учреждений, учащимся учреждений начального профессионального образования из малообеспеченных семей.
6.9.3. Имеющиеся, согласно федеральному законодательству, льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг для работников культуры, просвещения и здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках.
6.9.4. Практику предоставления льгот садоводам на проезд пригородным автотранспортом на период сельскохозяйственных работ.
6.10. Рекомендует органам местного самоуправления области сохранить или ввести:
6.10.1. Льготные проездные билеты на городском автотранспорте для пенсионеров, не имеющих права бесплатного проезда в соответствии с Законом "О ветеранах" и другими законодательными актами.
6.10.2. Льготные проездные билеты на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси) для студентов высших и средних профессиональных учреждений, учащихся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений.
6.10.3. Обеспечение предоставления денежной и натуральной помощи продуктами питания, топливом, одеждой и другими предметами первой необходимости, льготных путевок в городские и загородные лагеря отдыха, санатории и профилактории для детей из семей, среднедушевые доходы которых ниже прожиточного минимума.
6.11. В связи с реализацией в области жилищно - коммунальной реформы разработает и утвердит мероприятия по оснащению жилых помещений счетчиками расхода газа, воды и другими контрольно - измерительными приборами, по сокращению нормативов расхода воды и тепла, регулированию формирования цен и тарифов в организациях - поставщиках воды, газа, электроэнергии.
6.12. Проекты областных законов и нормативных документов по жилищной политике в области, осуществлению жилищно - коммунальной реформы разрабатывает с учетом мнения сторон Соглашения.
6.13. Разработает и рекомендует органам местного самоуправления порядок освобождения от взимания с граждан пени за просроченную задолженность по квартплате и коммунальным услугам в случае задержки выплат зарплаты и пенсий; снижения предельно допустимой доли расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг при получении субсидий для семей с доходами ниже прожиточного минимума.
Рекомендует органам местного самоуправления обеспечить своевременное и полное выделение средств на субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг за счет бюджетных ассигнований.
6.14. Обеспечивает проведение спортивно - оздоровительных мероприятий, фестивалей, спартакиад, соревнований, турниров.
6.15. Принимает меры по укреплению материально - спортивной базы для занятий населения области физической культурой и спортом.
6.16. Организовывает спортивно - оздоровительные лагеря для учащихся муниципальных учреждений дополнительного образования городов и районов области (в каникулярное время).
Работодатели:
6.17. Предусматривают выделение дотаций на общественное питание работников и на лечебно - профилактическое питание занятым на работах с вредными и опасными для здоровья условиями труда.
В соответствии с законодательством о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, связанного с исполнением трудовых обязанностей, обеспечивают бесплатное дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, уход, санаторно - курортное лечение и другие расходы по восстановлению здоровья.
6.18. Разрабатывают и утверждают в организациях негосударственных форм собственности по согласованию с профсоюзным органом Положение о порядке учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений.
6.19. Обеспечивают взимание платы за проживание в общежитиях при поквартирном заселении, исходя из ставок, установленных на 1 кв. метр общей площади жилья, при покомнатном заселении - на 1 кв. метр жилой площади. При этом ставки не могут превышать ставки оплаты жилья для нанимателей в муниципальном жилом фонде.
6.20. Предусматривают через коллективные договоры:
6.20.1. Осуществление дополнительной социальной поддержки малоимущих категорий работников, нуждающихся в помощи, а также пенсионеров, инвалидов труда - бывших работников организации.
6.20.2. Отчисления не менее 0,15 % от фонда оплаты труда профсоюзным органам на культурно - массовую и физкультурно - оздоровительную работу среди работников организации.
6.20.3. Организацию оздоровительного отдыха детей и подростков работников, финансирование хозяйственного содержания детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и профилакториев, принадлежащих организациям различных форм собственности.
Профсоюзы:
6.21. Участвуют в разработке областной программы социальной защиты населения, а также через коллективный договор программ адресной социальной помощи малоимущим категориям работников, инвалидам и пенсионерам - бывшим работникам организации.
6.22. Осуществляют правовую оценку и экспертизу проектов законов и других нормативных актов, регулирующих социально - экономические гарантии и права трудящихся, и направляют свои предложения в соответствующие органы власти.
6.23. На основе Соглашения о взаимодействии территориального Фонда социального страхования и областной Федерации профсоюзов участвуют в разработке мероприятий по обеспечению гарантированных государством выплат за счет средств социального страхования и улучшению организации оздоровления работников и членов их семей.
6.24. Организуют в установленном порядке профсоюзный контроль за полным и своевременным поступлением от страхователей взносов на государственное социальное страхование, за их целевым использованием на региональном, отраслевом уровнях в организациях.
6.25. На паритетных началах с другими социальными партнерами принимают участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет взносов.
6.26. Проводят мероприятия по организации и проведению оздоровления детей и подростков работающих граждан.
6.27 Взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по развитию санаторно - курортного лечения, учреждений отдыха, массовой физкультуры и спорта.
6.28. Выступают с предложениями о принятии органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально - трудовой сферы.
6.29. Оказывают необходимую помощь организациям в разработке раздела коллективного договора, устанавливающего социальные гарантии для работников.

VII. Содействие занятости населения, развитие рынка
труда

7.1. Стороны совместно участвуют в работе координационного комитета содействия занятости населения области и областной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда.
7.2. На основе совместных и скоординированных действий Администрация области и Работодатели обеспечат сохранение максимально возможного уровня занятости населения, минимизацию отрицательных последствий безработицы, не допустят уровня безработицы в области к концу 2000 года выше 5,3 %. В случае превышения указанного уровня до 2001 года на территории области разрабатываются дополнительные мероприятия по стабилизации занятости населения.
Администрация области:
7.3. Устанавливает квоты для приема на работу в организации всех форм собственности инвалидов, молодежи и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Продолжит практику поддержки работы организаций инвалидов, предоставления им льгот по налогам и платежам, установления льготных тарифов на коммунальные услуги.
7.4. Обеспечит с учетом мнения сторон ежегодную разработку и утверждение региональной Программы содействия занятости населения как в целом по области, так и в городах и районах.
7.5. Осуществляет экспертизу финансового состояния организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников.
7.6. В случаях угрозы массового увольнения и возникновения критических ситуаций на отдельных территориях совместно с работодателями и профсоюзами вводит в действие чрезвычайные меры ограничения роста безработицы и обеспечения занятости высвобождаемых работников.
7.7. Оказывает государственную поддержку территориям с наиболее высоким уровнем безработицы, демографическими проблемами, с этой целью будет прибегать, в случае необходимости, к целевой поддержке убыточных организаций путем выдачи льготных ссуд на развитие производства, дотаций на выплату минимальной зарплаты.
7.8. Вносит предложения в миграционную службу о привлечении на территорию области иностранной рабочей силы с соблюдением принципа приоритетного права жителей области на занятие вакантных рабочих мест и с учетом мнения сторон Соглашения.
В случае привлечения по результатам подрядных торгов к строительству объектов, осуществляемых за счет областного и федерального бюджетов, иностранных инвестиционных кредитов, предусматривает максимальное использование изготавливаемых в области оборудования и материалов, а также выполнение строительными организациями области не менее 50 % объема работ и услуг от общего объема строительства.
7.9. Приглашает представителя отраслевого профсоюзного органа на заседание комиссии по определению причин неплатежеспособности организаций области при рассмотрении на комиссии организаций, относящихся к ведению данного отраслевого профсоюзного органа.
7.10. Ежеквартально публикует в газетах "Новгородские ведомости" и "Новгород" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профобучения.
Работодатели:
7.11. Предусматривают в коллективных договорах специальные разделы, регулирующие вопросы занятости работников.
7.12. Обеспечивают своевременное, полное и достоверное информирование служб занятости и профсоюзных органов о возможных предстоящих массовых увольнениях, их причинах, числе и категориях работников, которых оно может коснуться, о сроках, в течение которых его намечается провести, о вакансиях и свободных рабочих местах, планируемых мерах по трудоустройству, переобучению высвобождаемых работников.
7.13. Реализуют в организациях установленную квоту для трудоустройства категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
7.14. Предусмотрят в коллективных договорах:
7.14.1. Сохранение средней зарплаты работникам при необходимости переквалификации с отрывом от производства в связи с изменением структуры работ на весь срок обучения.
7.14.2. Увеличение срока предупреждения об увольнении по сокращению численности (штата) для работников, проработавших в организации десять и более лет, а также выплату им выходного пособия в повышенном размере по сравнению с установленным законодательством.
7.14.3. Недопущение сокращения работников (кроме полной ликвидации организации), которые являются единственными кормильцами в семье.
7.14.4. Уменьшение расходов на выплату зарплаты руководителям организаций, управленческому персоналу с сохранением за ними только должностных окладов без премий и надбавок в период полной либо частичной приостановки всего производства.
7.14.5. Создание в организации страховых фондов для социальных выплат на критические случаи полной или частичной остановки производства или банкротства.
7.15. Все вопросы, связанные с массовым высвобождением работников (высвобождение 10 % работников за период 90 дней либо одновременное высвобождение более 100 человек), согласовывают с профсоюзным органом предприятия и территориальным органом отраслевого профсоюза.
7.16. При ликвидации организаций, изменении формы собственности или организационно-правовой формы, полном, частичном приостановлении производства (работ), влекущем сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, не менее чем за 3 месяца направляют профсоюзу организации письменное предварительное уведомление и проводят с профсоюзным органом консультации по указанным вопросам для соблюдения законных прав и интересов работников.
Профсоюзы:
7.17. Оказывают бесплатную консультативную, правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов в вопросах занятости, приеме на работу и увольнения, разработке раздела коллективного договора, регулирующего занятость работников.
7.18. Принимают участие в разработке государственных программ занятости.
7.19. Осуществляют профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
7.20. Вносят на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
7.21. При сокращении рабочих мест профсоюзный орган организации проводит консультации и переговоры с работодателями по вопросам занятости, переобучения высвобождающихся работников, трудоустройству их внутри организации.

VIII. Гарантированность положения профсоюзов

Администрация области и Работодатели:
8.1. Обеспечивают в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права реализацию прав профсоюзов, содействуют их законной деятельности.
8.2. Не препятствуют безналичному удержанию профсоюзных взносов по добровольным заявлениям работников и своевременно, в сроки, установленные для выплаты зарплаты, осуществляют перечисление их на расчетные счета профсоюзных органов.
Администрация области:
8.3. В установленном порядке решают вопросы предоставления налоговых льгот профессиональным союзам и иным общественным организациям;
предоставит возможность освещения профсоюзной жизни на страницах газеты "Новгородские ведомости".
Работодатели:
8.4. Все установленные в организации поощрительные системы и социальные гарантии в полном объеме распространяют на выборных профсоюзных работников.
8.5. Выделяют профсоюзным организациям средства, недостающие для оплаты труда, находящихся в их штате работников социально - культурной сферы.
8.6. Не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от форм собственности, соблюдают установленные законодательством права и гарантии профсоюзной деятельности.
8.7. Не препятствуют деятельности профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости, социальных гарантий работникам.

IX. Контроль за реализацией настоящего Соглашения

9.1. Контроль за выполнением Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе реализации, осуществляют стороны, его подписавшие.
9.2. В двухмесячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мероприятий, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств и взаимно обмениваются ими.
9.3. Ход реализации Соглашения рассматривается ежегодно по итогам полугодия и года на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений с последующим доведением информации о реализации Соглашения до сведения населения области.
9.4. Текст Соглашения в двухнедельный срок после подписания его сторонами публикуется Администрацией области в газете "Новгородские ведомости".
9.5. Стороны в месячный срок после подписания доводят официальный текст Соглашения до сведения:
Администрация области - Глав городов и районов области
Работодатели - руководителей организаций
Профсоюзы - профсоюзных организаций.

X. Ответственность сторон

10.1. Стороны в соответствии с действующим законодательством и (или) их уставами, а также настоящим Соглашением несут ответственность:
за уклонение от участия в переговорах;
за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по Соглашению;
за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением Соглашения.
10.2. При невозможности выполнения обязательств Соглашения по причинам, признанным сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры.
10.3. Разногласия по применению Соглашения, возникающие у сторон в период действия Соглашения, рассматриваются в 7-дневный срок трехсторонней комиссией для выработки приемлемого решения.
10.4. В случае реорганизации субъектов, подписавших данное Соглашение, оно будет иметь силу весь период, на который заключено, и ответственность за его реализацию возлагается на правопреемников.

Губернатор Председатель Председатель
области Новгородской областной координационного Фонда
М.М.ПРУСАК Федерации профсоюзов товаропроизводителей
В.И.ФИШИН Новгородской области
И.И.СЛУЦКЕР


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,