
|  |
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 11.07.1996 № 63-ОЗ
(ред. от 14.07.1998)
"О ВЫБОРАХ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)"
(Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 01.07.1996 № 383-ОД)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Новгородские ведомости", № 11, 23.07.1996,
"Информационно-методический бюллетень", № 3, 1996, ст. 9.
Утратил силу в связи с принятием Областного закона от 23.07.1999 № 85-ОЗ.
11 июля 1996 года № 63-ОЗ
------------------------------------------------------------------
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)
Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 01.07.1996 № 383-ОД
(в ред. областных законов
от 05.08.1996 № 69-ОЗ, от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
Выборы Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) осуществляются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично. Участие в выборах является добровольным. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Статья 2. Законодательство о выборах Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления)
Выборы Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Новгородской области, областным законом "О местном самоуправлении в Новгородской области", настоящим законом и уставом муниципального образования.
(ст. 2 изложена в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 3. Избирательное право
Право избирать Главу муниципального образования (Главу местного самоуправления) принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 летнего возраста и проживающему на территории муниципального образования. Военнослужащие войсковых частей, дислоцированных на указанных территориях участвуют в выборах в соответствии с порядком, установленным статьей 22 настоящего областного закона.
Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, проживающий на территории Новгородской области и обладающий избирательным правом.
(абз. 1 и 2 ст. 3 изложены в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 4. Назначение выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления)
Выборы Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) назначаются представительным органом местного самоуправления за три месяца до истечения срока пребывания в должности Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления.
При прекращении полномочий Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) до истечения срока, определенного уставом муниципального образования, представительный орган местного самоуправления назначает досрочные выборы Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), которые должны состояться не позднее трех месяцев со дня принятия решения о их назначении.
В случае, если в муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления, выборы Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) назначаются областной Думой.
Решение о проведении выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) должно быть обнародовано не позднее чем за 65 дней до даты их проведения.
Статья 5. Проведение выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления)
Выборы Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) муниципальных образований проводятся по единым избирательным округам, включающим в себя территорию соответственно района, города.
Подготовку и проведение выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Избирательные комиссии работают коллегиально. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
Статья 6. Право выдвижения кандидатов
Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего муниципального образования и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками.
(текст ст. 6 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 7. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения обязаны создавать собственные избирательные фонды, которые могут состоять из средств, выделенных на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
(абз. 2 ст. 7 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Если кандидат на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) или избирательное объединение использовало иные средства для проведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисленных в избирательный фонд, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 8. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) осуществляют: избирательная комиссия области; территориальные (района, города) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Статья 9. Формирование и срок полномочий избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области действует на постоянной основе. Порядок формирования и срок полномочий избирательной комиссии области устанавливаются федеральным и областным законодательством.
(ст. 9 изложена в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 10. Полномочия избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области:
обеспечивает единообразное применение настоящего областного закона на всей территории области;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления);
в случаях, предусмотренных настоящим областным законом, издает инструкции и постановления по вопросам организации выборов;
в соответствии с федеральным законодательством утверждает формы избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;
(абз. ст. 10 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
рассматривает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
устанавливает единый порядок обработки выборной документации;
обобщает итоги выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления);
контролирует организацию повторных выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления);
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным
законодательством, настоящим областным законом.
(абз. ст. 10 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию.
Статья 11. Формирование территориальных избирательных комиссий
Территориальные избирательные комиссии по выборам Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) формируются в муниципальных образованиях выборными органами местного самоуправления не позднее 60 дней до выборов в составе 5 - 10 членов избирательной комиссии.
Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органы местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.
(абз. 2 и 3 ст. 11 изложены в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
В случае, если выборный орган местного самоуправления в установленной частью первой настоящей статьи срок не назначил состав избирательной комиссии, или на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии проводится избирательной комиссией области в соответствие с требованиями частей второй и
третьей настоящей статьи.
(абз. 5 ст. 11 изложен в ред. областных законов от 05.08.1996 № 69-ОЗ, от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 12. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия по выборам Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления):
осуществляет контроль за исполнением настоящего областного закона на территории муниципального образования;
формирует участковые избирательные комиссии;
руководит работой участковых комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения;
регистрирует избирательные блоки;
регистрирует кандидатов на должность Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления);
выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца;
обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
(абз. 10 ст. 12 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
организует досрочное голосование в помещении комиссии;
распределяет между избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;
заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления);
устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области;
организует повторные выборы Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления);
организует подготовку и проведение выборов Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) вместо выбывших;
обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом.
Срок полномочий территориальных избирательных комиссий прекращается через 30 дней после опубликования общих итогов выборов.
(последний абз. ст. 12 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Статья 13. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются Глав муниципального образования (Главой местного самоуправления) муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей, из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.
(абз. 2 ст. 13 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, по представлению руководителей этих органов могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов.
Избиратели - военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом, должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения.
Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы в местной печати Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления) не позднее, чем за 25 дней до дня голосования на выборах.
(абз. 5 ст. 13 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка.
Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
(абз. 1, 2, 3 ст. 14 изложены в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.
В случае, если выборные органы местного самоуправления не внесли предложения по составу участковых избирательных комиссий в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо на данной территории выборный орган отсутствует, формирование участковых избирательных комиссий производится территориальной комиссией в соответствии с требованиями частей второй и третьей настоящей статьи.
(абз. 5 ст. 14 изложен в ред. областных законов от 05.08.1996 № 69-ОЗ, от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
составляет списки избирателей по избирательному участку;
проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявление об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим законом;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов, определяют результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления граждан по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссии или судом.
(абз. 2 ст. 15 изложена в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 16. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса
После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата и участковые избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Часть вторая исключена. - Областной закон от 14.07.1998 № 34-ОЗ.
Статья 17. Статус члена избирательной комиссии
Статус члена избирательной комиссии определяется статьей 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(текст ст. 17 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Гласность в деятельности избирательных комиссий обеспечивается исполнением требований статьи 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать наблюдатели, направленные от группы избирателей. Наблюдатели от группы избирателей действуют в соответствии с пунктами 7 - 10 статьи 26 вышеназванного Федерального закона.
(текст ст. 18 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 19. Организация деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(ст. 19 изложена в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 20. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами
Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица в соответствии с федеральным законодательством обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы. Ответы на обращения избирательных комиссий даются в пятидневный срок.
(текст ст. 20 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления, является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.
Статья 22. Список избирателей и порядок его составления
Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местных администраций. Соответствующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
(абз. 1 ст. 22 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.
(абз. 3 ст. 22 введен Областным законом от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного проживания граждан, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
(абз. ст. 22 введен Областным законом от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в войсковых частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.
(абз. 6 ст. 22 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 23. Порядок включения граждан в списки избирателей
В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии с частью первой статьи третьей настоящего областного закона избирать Главу муниципального образования (Главу местного самоуправления).
(абз. 1 ст. 23 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Граждане, имеющие право участвовать в выборах Глав муниципального образования (Глав местного самоуправления) и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут по решению территориальных избирательных комиссий включаться в списки избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка, после представления списков избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой - либо иной причине не включенные в списки, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
Абзац исключен. - Областной закон от 05.08.1996 № 69-ОЗ.
Статья 24. Ознакомление избирателей со списками избирателей
Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем.
(абз. 1 ст. 24 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Заявление подается в участковую избирательную комиссию.
В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
(первое предложение абз. изложено в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Глава III. Исключена. - Областной закон от 14.07.1998 № 34-ОЗ.
Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ
ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)
Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
Выдвижение кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) проводится на съездах (конференциях) или собраниях избирательных объединений, избирательных блоков, на собраниях их отделений в районах, городах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования постановления о назначении выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) на должность главы местного самоуправления на территории одного муниципального образования.
(абз. 2 ст. 29 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений.
Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) представляется в территориальную избирательную комиссию. В решении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий).
Территориальная избирательная комиссия незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение о принятии документов.
Статья 30. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательным объединением
Избирательное объединение, избирательный блок выдвинувшее кандидата на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления, собирает подписи избирателей в его поддержку в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей соответствующего муниципального образования, по городу Новгороду - не менее одного процента.
Избирательное объединение вправе начать сбор подписей после принятия решения о выдвижении кандидатов со дня получения от территориальной избирательной комиссии письменного подтверждения о приеме документов.
Подписные листы изготавливаются избирательными объединениями, избирательными блоками по форме, утвержденной избирательной комиссией области.
(абз. 3 ст. 30 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, а также принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
(абз. 4 ст. 30 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель или лицо, собирающее подписи, указывает его фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта, военного билета, удостоверения личности офицера. Установочные данные избирателя могут быть внесены в список лицом, собирающим подписи.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающего кандидата.
Статья 31. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий правом избирать и быть избранным, в соответствии с настоящим областным законом вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления в территориальную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в избирательную комиссию и от имени группы избирателей. В этом случае, в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей.
В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме территориальную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
Территориальная избирательная комиссия незамедлительно выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов, отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в суде.
Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями
Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи территориальной избирательной комиссией кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждение о приеме документов кандидата.
(абз. 2 ст. 32 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
В поддержку кандидата должно быть собрано не менее двух процентов подписей от числа избирателей округа, по городу Новгороду не менее одного процента. Сбор подписей может проводиться по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом, недопустимо принуждение избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
Подписные листы изготавливаются кандидатом по форме, утверждаемой избирательной комиссией области. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата.
(абз. 4 ст. 32 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом.
Статья 33. Регистрация кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления)
Для регистрации кандидатов, баллотирующихся от избирательных объединений, избирательных блоков, полномочные представители этих объединений, блоков или сами кандидаты представляют в территориальную избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до дня выборов, подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства.
Одновременно с подписными листами региональные избирательные объединения представляют:
копию свидетельства о регистрации отделом юстиции области;
устав (возвращается уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов);
областные отделения общефедеральных и межрегиональных партий, политических движений и иных общественных объединений - решение (копию решения) центрального органа партии, движения об образовании на территории области своего отделения.
Все избирательные объединения представляют также решение съезда (конференции) или собрания о выдвижении кандидата и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения.
Уполномоченные представители избирательных блоков одновременно с подписными листами представляют в территориальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя блока.
Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вносит в территориальную избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления).
Подписные листы представляются в территориальную избирательную комиссию сброшюрованными в папки не более 100 листов и в пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.
Территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего областного закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При проверке избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и групп избирателей, выдвинувших кандидатов, а также кандидаты.
В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, территориальная избирательная комиссия организует проверку подписных листов.
(абз. 11 ст. 33 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Решение территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в суде.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации.
Если кандидат не принадлежит к какому - либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому - либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
Если в период после завершения регистрации кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) и до дня выборов останется менее двух кандидатов или, если будет зарегистрирован только один кандидат, выборы откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе.
Статья 34. Несовместимость должности Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах
Лица, у которых должность, мандат или занятия несовместимы с мандатом главы местного самоуправления, при их регистрации кандидатами на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) дают письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности.
Статья 35. Права и обязанности кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления)
Статус зарегистрированных кандидатов определяется статьями 34, 35, 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами.
Кандидат на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются территориальной избирательной комиссией по его письменному заявлению. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
(текст ст. 35 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 36. Право на участие в предвыборной агитации
Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в допускаемых законом формах и законными методами.
В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.
(абз. 2 ст. 36 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Статья 37. Порядок проведения предвыборных мероприятий
Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний рассматриваются Главами муниципальных образований (Главами местного самоуправления) в 5-дневный срок в порядке, установленном избирательной комиссией области.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом, избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам.
Статья 38. Предвыборная агитация через средства массовой информации
Кандидаты на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), избирательные объединения, имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам региональной государственной телерадиокомпании, осуществляющей телевизионное и радиовещание на территории города, района, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях).
Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам региональной государственной телерадиокомпании и его использование устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с органами управления телерадиокомпании.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета или средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком равные возможности проведения предвыборной агитации.
(абз. 3 ст. 38 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части третьей настоящей статьи, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с редакциями средств массовой информации.
Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы. Для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам отводится не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени.
(абз. 5 ст. 38 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Запрещается прерывать теле -, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
Теле - и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфире с параллельной видео - и аудиозаписью, которая хранится в течение 2 месяцев со дня выхода передачи в эфир.
Статья 39. Предвыборная агитация в периодических изданиях
В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
Положения части первой настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей.
Статья 40. Выпуск агитационных печатных материалов
Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещено федеральным законодательством. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата.
(абз. 2 ст. 40 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Избирательная комиссия области, а также территориальные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, памятников культуры и архитектуры.
Статья 41. Сроки проведения предвыборной агитации
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования за один день до дня выборов.
(абз. 1 ст. 41 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещения для голосования, сохраняются на прежних местах.
(абз. 2 ст. 41 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Статья 42. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Ограничения при проведении предвыборной агитации, порядок пресечения противоправной агитационной деятельности установлены статьей 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(абз. 3 ст. 42 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 43. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Средства, выделенные на организацию и проведение выборов из местных бюджетов, поступают в распоряжение территориальных избирательных комиссий в 20-дневный срок после назначения выборов и распределяются ими между участковыми избирательными комиссиями.
(абз. 1 ст. 43 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Участковые избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Территориальная избирательная комиссия представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, выделенных ей из местного бюджета, не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет публикуется территориальной избирательной комиссией в местной печати.
Статья 44. Избирательные фонды и порядок их создания
Кандидаты на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) и избирательные объединения, избирательные блоки создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией;
б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Предельный размер добровольных пожертвований в избирательные фонды от физических и юридических лиц не может превышать соответственно 30 и 300 минимальных размеров месячной оплаты труда.
Предельный размер взноса, внесенного из собственных средств кандидатом в депутаты не может превышать 30 минимальных размеров месячной оплаты труда.
Предельный размер средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением, не может превышать 300 минимальных размеров месячной оплаты труда.
Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также Государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям, избирательным блокам либо кандидатам.
Статья 45. Порядок расходования средств избирательных фондов
Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом, или избирательным объединением, или избирательным блоком с разрешения территориальной избирательной комиссии после регистрации кандидата.
(абз. 1 ст. 45 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается законодательством Российской Федерации.
Не позднее 30 дней после определения результатов выборов избирательное объединение или кандидат обязаны предоставить в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма отчета устанавливается территориальной избирательной комиссией.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществляющих перечисления и пожертвования.
Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ
ОПУБЛИКОВАНИЕ
Статья 46. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления) муниципального образования безвозмездно.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Помещения для голосования оборудуются и комплектуются в соответствии с требованиями статьи 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(абз. 2 ст. 46 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех избирательных объединениях, избирательных блоках и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех кандидатах, баллотирующихся на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) с обязательным указанием для всех кандидатов данных, указанных в абзаце 4 статьи 30.
(абз. 3 ст. 46 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Статья 47. Избирательные бюллетени
Для выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией области, а текст - соответствующей территориальной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) и их данные, указанные в абзаце четвертом статьи 32 настоящего закона. Справа о данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
(абз. 3 ст. 47 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению территориальной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на два процента.
Передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. После получения бюллетеней не менее, чем три члена участковой избирательной комиссии составляют акт о соответствии количества бюллетеней количеству, указанному в сопроводительном документе территориальной избирательной комиссии. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации.
Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу подписываются двумя членами участковой избирательной комиссии. Подписи членов комиссии заверяются печатью участковой избирательной комиссии. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех избирательных бюллетенях. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются.
(абз. 6 ст. 47 изложен в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
В случае выбытия отдельных кандидатов в Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, либо изготавливают новые избирательные бюллетени.
Статья 48. Порядок голосования
Голосование в день выборов проводится с 8 часов до 22 часов.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее, чем за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
(абз. 3 ст. 48 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия составляет список проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из территориальной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. Избирательный бюллетень заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении территориальной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссии, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования.
(абз. 4 ст. 48 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям, пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем, председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. После чего председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта избирателя или иного документа его заменяющего, а избиратель расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц, фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме членов участковой избирательной комиссии наблюдателей или доверенных лиц кандидата.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В случае, если гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более трех на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. В списке избирателей делается отметка, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день выборов. В день проведения выборов заявления с обращением о голосовании вне помещения для голосования принимаются не позже, чем за 4 часа до истечения времени голосования.
(второе предложение абз. 13 ст. 48 изложено в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
(абз. 13 ст. 48 дополнен Областным законом от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажение волеизъявления избирателя.
Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель немедленно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
(ст. 48 изложена в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Статья 49. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями
(название изложено в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается, заносится в протокол об итогах голосования. После чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно, вначале переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число письменных заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилии членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей, прежде всего, отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более, чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке.
Протокол должен содержать данные, установленные статьями 55, 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(абз. 12 ст. 49 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Протокол подписывается всеми членами комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений, избирательных блоков и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, а также иная избирательная документация, предусмотренная законами и Уставом муниципального образования хранятся у секретаря комиссии до окончания работы.
(абз. 15 ст. 49 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Третий экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленной участковой избирательной комиссией.
(абз. 16 ст. 49 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее, чем через десять дней после официального объявления итогов выборов Главы муниципального образования (Глав местного самоуправления).
(ст. 49 изложена в ред. Областного закона от 05.08.1996 № 69-ОЗ)
Статья 50. Установление итогов голосования
На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования.
Территориальная избирательная комиссия на основании первых экземпляров протоколов соответствующих участковых комиссий составляет протокол об итогах голосования на соответствующей территории, который должен содержать данные, установленные статьями 57, 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также сводную таблицу.
(абз. 2 ст. 50 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя, территориальная избирательная комиссия представляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования и снять с него копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется избирательной комиссией.
При подписании протокола о результатах голосования члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Второй экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Протокол об итогах голосования и сводная таблица, составленные в трех экземплярах подписываются всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола и сводной таблицы незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Второй экземпляр протокола и сводной таблицы вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении голосования и составлении протокола, а также иная обязательная документация, предусмотренная законами и Уставом муниципального образования хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола и сводной таблицы представляется для ознакомления и снятия копий лицам, указанным в пункте 8 статьи 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(абз. 5 ст. 50 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
(абз. 5 ст. 50 дополнен Областным законом от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Избранным считается кандидат на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Территориальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.
Территориальная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными в случаях, предусмотренных статьей 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(абз. 8 ст. 50 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Территориальная избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не избран на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов.
При равном количестве голосов, поданных за нескольких кандидатов, назначается второй тур голосования между этими кандидатами.
Официальное объявление о результатах выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) в средствах массовой информации публикуется в течение пяти дней с момента подписания протокола территориальными избирательными комиссиями района, города.
Статья 51. Регистрация избранного Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления)
Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления).
Кандидат, избранный Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления), в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), с приложением к сообщению заверенной копии решения, приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей.
В случае, если избранный кандидат не выполнит в срок до десяти дней требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации избранного кандидата на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) и взыскивает с него расходы на проведение выборов, произведенные за счет средств, выделенных на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией.
Территориальная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) и после опубликования общих итогов выборов в десятидневный срок производит регистрацию избранного Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, изложенных в части второй настоящей статьи.
Статья 52. Вступление в должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления)
Глава муниципального образования (Глава местного самоуправления), избранный в соответствии с настоящим законом, вступает в должность со дня регистрации его избрания территориальной избирательной комиссией.
Статья 53. Повторные выборы
В случае признания выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) несостоявшимися, недействительными или, если избранный кандидат не выполнил требования части второй статьи 51 настоящего областного закона, представительный орган местного самоуправления назначает повторные выборы Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления). В случае, если в муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления, повторные выборы назначаются областной Думой.
Выдвижение и регистрация кандидата на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом.
Повторные выборы проводятся не позднее шести месяцев после первоначальных выборов.
Статья 54. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления)
Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городу в объеме данных содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии должны представляться для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Территориальные избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по соответствующей территории в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
Территориальные избирательные комиссии официально публикуют соответствующие данные об итогах голосования и результаты выборов не позднее десяти дней со дня проведения выборов.
(текст ст. 54 изложен в ред. Областного закона от 14.07.1998 № 34-ОЗ)
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 55. Назначение выборов Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) в случае досрочного прекращения его полномочий
В случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), представительный орган местного самоуправления назначает выборы Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), которые проводятся в порядке, установленном настоящим областным законом, уставом муниципального образования.
Статья 56. Последствия фальсификации подписей подписных листов
В случае обнаружения фальсификации (ошибочности) подписей в подписных листах, фальсифицированные (ошибочные) подписи в поддержку выдвижения кандидатов не учитываются. Если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата, территориальная избирательная комиссия отказывает кандидату в регистрации.
Вся документация избирательной комиссии области, территориальных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - весь срок полномочий комиссии и год со дня объявления даты следующих выборов.
Статья 57. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 58. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области
М.М.ПРУСАК
г. Новгород
11 июля 1996 года
№ 63-ОЗ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|