Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 02.02.1996 № 32-ОЗ
(ред. от 11.12.1998)
"О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ"
(Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 30.01.1996 № 293-ОД)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Новгородские ведомости", № 24, 14.02.1996,
"Информационно-методический бюллетень", № 1, 1996, ст. 48.



Утратил силу в связи с принятием Областного закона от 06.04.2001 № 183-ОЗ, вступившего в силу со дня его официального опубликования.



2 февраля 1996 года № 32-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 30.01.1996 № 293-ОД

(в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Новгородской области, областными законами, а также Уставом муниципального образования.
(текст ст. 1 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум

На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования.
На местные референдумы не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и федеральными законами, Уставом Новгородской области и областными законами к компетенции органов государственной власти, а также вопросы, указанные в пункте 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(абз. 2 ст. 2 дополнен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 3. Обязательность решений местного референдума

Решение, принятое на местном референдуме в пределах его компетенции, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан.
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют право участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
(текст ст. 4 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума

Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие граждан в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
Каждый гражданин имеет один голос.
(текст ст. 5 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 6. Агитация по поводу местного референдума

Гражданам, политическим партиям, другим Общественным объединениям гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" или "против" проекта акта или решения, выносимого на местный референдум.
(абз. 1 ст. 6 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация запрещается.
Агитация проводится в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(абзац введен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 7. Гласность при подготовке и проведении местного референдума

Деятельность органов местного самоуправления, общественных организаций, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся местного референдума, а также проекты актов или иных решений, вносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации в случае их наличия, в течение семи дней со дня их принятия соответствующими органами.
Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать представители политических партий и Общественных объединений, инициативных групп местного референдума, зарегистрированных в установленном настоящим областным законом порядке, а также средств массовой информации, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, областной Думы, представительного органа местного самоуправления.
(абз. 5 ст. 7 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предлагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 8. Материальное обеспечение местного референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет средств местного бюджета.
Предприятия, учреждения и организации, органы государственной власти и местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Помещения и оборудование предоставляются комиссиям местного референдума безвозмездно.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
(название в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 9. Право назначения местного референдума

Право назначения местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум назначается главой муниципального образования по требованию 10 процентов избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с настоящим областным законом.

Статья 10. Обязательное проведение местного референдума

Органы местного самоуправления обязаны назначить местный референдум по требованию установленного уставом муниципального образования числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, при соблюдении ими требований настоящего областного закона и устава муниципального образования.
(ст. 10 изложена в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 11. Реализация гражданами права требования местного референдума

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего областного закона и устава муниципального образования.

Статья 12. Образование инициативной группы референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.
Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок уведомить местную администрацию о месте и времени проведения собрания.
Каждый избиратель или группа избирателей, имеющих право на участие в референдуме, а равно общественное объединение могут образовывать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек.
(абзац введен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 13. Регистрация инициативной группы

Регистрация инициативной группы проводится в порядке и в сроки, установленные статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(текст ст. 13 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 14. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума

Со дня получения постановления о регистрации, инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.
Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать двух месяцев со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.

Статья 15. Подписной лист местного референдума

Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.
Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта, дату подписания.
Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы, собиравшим подписи, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта.
На каждом подписном листе, наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума, производится запись об общем числе заверенных подписей.
Комиссии местного референдума необходимо утвердить форму подписного листа.

Статья 16. Оформление права требования местного референдума

По окончании сбора подписей, инициативная группа в течение трех дней составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование территориальной избирательной комиссии (территориальной комиссии референдума), которой переданы на хранение подписные листы.
Подписные листы и протокол по акту в течение трех дней передаются на хранение территориальной избирательной комиссии (территориальной комиссии референдума), зарегистрировавшей инициативную группу, и хранятся в течение одного года после опубликования решения референдума.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного и того же гражданина все его подписи не учитываются.
(ст. 16 изложена в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 17. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума

Представительный орган местного самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:
о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего закона.
Представительный орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении референдума.
Абзац исключен. - Областной закон от 11.12.1998 № 49-ОЗ.
В случае отказа о назначении референдума, инициативная группа может обжаловать решение об отказе в суд.

Статья 18. Срок проведения референдума

Референдум не может проводиться ранее месяца и позднее двух месяцев со дня принятия решения о его проведении.
Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем через 6 дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.
(абзац введен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Глава III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

Статья 19. Комиссии по проведению местного референдума

Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии:
территориальная комиссия местного референдума в количестве 7 - 10 человек;
участковые комиссии местного референдума в количестве 5 - 10 человек.
Полномочия территориальной комиссии местного референдума возникают со дня ее образования и прекращаются по истечении одного месяца со дня официального опубликования результатов референдума. Полномочия участковой комиссии местного референдума возникают со дня ее образования и прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действие (бездействие) данной комиссии референдума и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии местного референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
(абз. 3 ст. 19 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
(ст. 19 изложена в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 20. Образование комиссий местного референдума

Члены территориальной комиссии местного референдума и участковых комиссий местного референдума назначаются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний граждан по месту жительства, работы, службы, учебы. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной и участковых комиссий местного референдума на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составить более одной трети от общего числа членов территориальной или участковой комиссии референдума.
(абз. 1 ст. 20 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Председатели, заместители председателя и секретари территориальной комиссии местного референдума и участковых комиссий местного референдума избираются тайным голосованием на первом заседании из числа членов соответствующих комиссий.
(абз. 2 ст. 20 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Абзац исключен. - Областной закон от 11.12.1998 № 49-ОЗ.
Территориальные комиссии местного референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссии референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.
(абз. 4 ст. 20 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Формирование участковых комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участка референдума.
(абз. 5 ст. 20 введен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 21. Полномочия территориальной комиссии местного референдума
(название изложено в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Территориальная комиссия местного референдума:
обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение настоящего закона;
организует деятельность участковых комиссий местного референдума;
распределяет денежные средства по участковым комиссиям местного референдума;
контролирует обеспечение территориальных комиссий местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения референдума;
устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;
заслушивает сообщения главы муниципального образования, органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения референдума;
подводит итоги проведения референдума;
устанавливает результаты референдума, публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума;
контролирует правильность и своевременность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути акта или иного решения, внесенного на референдум;
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума;
рассматривает обращения и жалобы граждан на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
составляет списки участников референдума;
(абз. 15 ст. 21 введен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о референдуме.
(ст. 21 изложена в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 22. Полномочия участковой комиссии местного референдума

Участковая комиссия местного референдума:
абзац исключен. - Областной закон от 11.12.1998 № 49-ОЗ;
проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
оповещает население о дне проведения референдума;
обеспечивает подготовку помещения для голосования и их надлежащего оборудования;
организует на участках голосование в день проведения референдума; производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим областным законом.

Статья 23. Участки местного референдума

Территория муниципального образования делится на участки.
Участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией референдума одновременно с принятием решения о назначении референдума из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке, не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
(абз. 2 ст. 23 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
В больницах и домах отдыха могут создаваться участки референдума.
Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители общественно - политических организаций, движений, партий, инициативных групп по проведению местного референдума, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более пяти переносных ящиков для голосования.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил через кабину для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, внесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.
Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
(абзац введен Областным законом от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 24. Организация работы комиссий местного референдума

Деятельность комиссий местного референдума осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(текст ст. 24 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 25. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме

Список участников местного референдума составляется территориальной комиссией референдума в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Территориальная комиссия референдума передает по акту участковым комиссиям референдума списки участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
(абз. 1 ст. 25 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Списки составляются на основе данных, представляемых главой муниципального образования.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме на момент составления списков, проживающие на территории данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более, чем в один список.
(абз. 3 ст. 25 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Список участников референдума представляется участковой комиссией референдума для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
(абз. 4 ст. 25 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в течение 24 часов, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления, либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в суд. Решение суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.
(абз. 5 ст. 25 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 26. Бюллетень для голосования

Бюллетень для голосования должен соответствовать требованиям статьи 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Форма и текст бюллетеня для голосования, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются территориальной комиссией референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Территориальные комиссии местного референдума обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования.
(текст ст. 26 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Глава IV. ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 27. Время проведения местного референдума

На всех участках для голосования голосование производится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее, чем за двадцать дней до дня референдума.
(ст. 27 изложена в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 28. Досрочное голосование

Гражданин, не имеющий возможности принять участие в голосовании в день референдума, имеет право проголосовать досрочно за 15 - 4 дня до дня голосования в помещении территориальной комиссии местного референдума, и за три дня - в помещении участковой комиссии местного референдума, заполнив бюллетень с соблюдением условий тайного голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. Бюллетень для голосования, заполненный проголосовавшим досрочно участником референдума, вкладывается участником референдума в конверт и заклеивается, после чего на месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей территориальной или участковой комиссии референдума, которые заверяются печатью соответствующей комиссии референдума, а также подписью участника референдума, проголосовавшего досрочно.
(первое предложение ст. 28 изложено в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
(третье предложение ст. 28 изложено в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 29. Голосование в день референдума

В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей партий и иных общественно - политических организаций и движений, инициативных групп, а также средств массовой информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списке голосования.
Гражданин, изъявляя свою волю по поводу внесенного на голосование вопроса (вопросов) в бюллетене для голосования наносит любой знак в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к формулировке вопроса (вопросов), в отношении которого (которых) сделан выбор.
(абз. 5 ст. 29 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетени по каждому из них.

Статья 30. Подсчет голосов

Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели. Перед началом подсчета голосов председатель участковой комиссии референдума в присутствии членов участковой комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные бюллетени для голосования, (отрезая их нижний левый угол) оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей и пломб на ящиках для голосования и вскрывает их. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных с подсчетом бюллетеней для голосования, затем стационарных. Число бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число заявлений участников референдума о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем число заявлений, все бюллетени для голосования, находящиеся в переносном ящике, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов комиссии референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.
По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за внесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия референдума решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается не менее, чем тремя подписями членов комиссии и заверяется печатью комиссии.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование вносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
(текст ст. 30 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Статья 31. Протокол по итогам голосования

Участковая комиссия референдума составляет протокол по итогам голосования на данном участке. Протокол должен содержать данные, установленные статьей 55 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса с проставлением даты и времени его подписания.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования незамедлительно направляется в территориальную комиссию местного референдума вместе с особыми мнениями членов участковой комиссии местного референдума и жалобами (заявлениями) на нарушение соответствующего закона.
Второй экземпляр протокола с соответствующей документацией, связанной с подготовкой и проведением референдума, хранятся у секретаря участковой комиссии местного референдума в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления.
(текст ст. 31 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Глава V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 32. Подведение итогов местного референдума

Территориальная комиссия местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий референдума определяет:
(абз. 1 ст. 32 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени;
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за внесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее 50 процентов граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через один год.
Решения по внесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 процентов, принявших участие в референдуме.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.
Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего областного закона, повлиявших на результаты голосования и не позволяющих с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан. В случае обнаружения таких нарушений, результаты референдума могут быть обжалованы в суд.

Статья 33. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме

Итоги референдума доводятся до сведения населения территориальной комиссией местного референдума не позднее семи дней со дня окончания голосования.
(абз. 1 ст. 33 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными, территориальная комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии референдума провести в течение месяца на данном участке повторное голосование. Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суд.
(абз. 2 ст. 33 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)
Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, внесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не предусмотрен иной срок.

Статья 34. Изменение или отмена решения, принятого местным референдумом

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.
(текст ст. 34 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 35. Ответственность за нарушение настоящего закона

Лица, виновные в нарушении права граждан на референдум, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
(текст ст. 31 изложен в ред. Областного закона от 11.12.1998 № 49-ОЗ)

Глава VII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. О возложении полномочий участковых комиссий местного референдума

Полномочия участковых комиссий местного референдума могут быть возложены на:
участковые комиссии по выборам в областную Думу с согласия избирательной комиссии Новгородской области;
участковые комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления с согласия муниципальной избирательной комиссии.

Статья 37. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации области
М.М.ПРУСАК
г. Новгород
2 февраля 1996 года
№ 32-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,