Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 28.10.1999 № А44-1990/99-С5-К
<ИСК НОВГОРОДСКОГО ЗАО "ИТС" К НОВГОРОДСКОМУ ТУ МАП РОССИИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ ОТВЕТЧИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 1999 года Дело № А44-1990/99-С5-К

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Новгородского ЗАО "ИТС" к Новгородскому ТУ МАП России о признании недействительным решения № 2 и предписания № 2 от 13.04.99 недействительным,

установил:

Закрытое акционерное общество "Интегральная телекоммуникационная сеть" (далее ЗАО "ИТС") обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительными предписания № 2 от 13.04.99 и решения № 2 от 13.04.99 Новгородского ТУ МАП России, мотивируя это тем, что исполнить предписание антимонопольного органа о восстановлении первоначального положения при трансляции пакета телевизионных каналов для пользователей услугами СКП, в отношении которых был допущен перевод в режим закрытого вещания телеканалов "ТВ-6" и "ТВС-Новгород", либо соразмерно уменьшить установленную абонентскую плату за пользование услугами СКП не представляется возможным, поскольку по публичному договору о предоставлении услуг по ретрансляции программ ЗАО "ИТС" приняло на себя обязательство по трансляции пяти программ абонентам сети коллективного приема (СКП), размер оплаты за трансляцию данных каналов установлен для всех абонентов. Абоненты, проживающие на Торговой стороне г. Новгорода, а также в некоторых других районах, принимают только 5 каналов и уменьшение размера абонентской платы для них ставит в неравное положение абонентов, получающих каналы "ТВ-6" и "ТВС-Новгород", ретрансляция которых производится бесплатно.
Восстановление вышеназванных каналов в открытом режиме пар противоречит условиям лицензии № 12017 от 23.04.99, выданной Государственным комитетом РФ по связям и информации.
Ответчик требования истца оспорил, мотивируя тем, что решение № 2 и предписание от 13.04.99 приняты комиссией в соответствии с действующим законодательством в пределах ее компетенции и направлены на пресечение нарушения Закона РФ "О конкуренции...", допущенного ЗАО "ИТС". Дело № 53 возбуждено и рассмотрено в порядке, определяемом Правилами, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 № 91. Факт нарушения, допущенного ЗАО "ИТС" и предусмотренного п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции..." (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), материалами дела доказан.
Предписание выдано истцу в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О конкуренции..." в пределах полномочий, предоставленных антимонопольному органу законом. Однако в нарушение ст. 22 Закона РФ "О конкуренции..." и ст. 157.2 КоАП РСФСР предписание № 2 от 13.04.99 ЗАО "ИТС" до настоящего времени не исполнено.
Представитель Новгородского областного радиотелевизионного передающего центра Павлов Н.А. требования истца просил отклонить, мотивируя тем, что решением антимонопольного комитета ЗАО "ИТС" признано 100 % монополистом. В 1997 году кабельная сеть ЗАО "ИТС" распространила сеть программ: "ОРТ", "РТВ", "Культура", "НТВ", "Славия" (Новгородская ГТРК), "Ren-TV" и "ТВ-6". В конце 1998 г. ЗАО "ИТС" объявило, что за установленную им абонентскую плату они будут распространять 5 ТВ программ ("ОРТ", "РТВ", "Культура", "НТВ" и ГТРК "Славия"), т.е. те, которые, по его мнению, подходят под статус "государственные", а остальные программы оно будет распространять за отдельную плату, что нарушает авторские права общероссийских телекомпаний и п. 1.2 Постановления Администрации города № 21 от 29.09.92. Таким образом, происходит уменьшение объема услуг, предоставляемых населению, при очень низком его качестве и одновременном росте абонентской платы. Полагает, что все телевизионные программы, ретранслируемые в открытом виде, в эфире должны распространяться в кабельных сетях в открытом виде, одним пакетом за утвержденную плату.
Представитель ТС ЖС "Лилия" требования истца оспорила, считает, что ЗАО "ИТС" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг населению по обслуживанию коллективных антенн на домах абонентов.
В ряде районов города, где существует кабельная сеть компании ЗАО "ИТС", телевизионный сигнал принимается квартальными станциями и распространяется абонентам по кабельной сети "ИТС", что является взаимозаменяемой услугой по приему телевизионных каналов на коллективную антенну. При этом в новых домах Западного района ЗАО "ИТС" производит монтаж сетей кабельного телевидения за счет средств граждан, вместо коллективных антенн, что лишает собственников жилья возможности выбора организации, эксплуатирующей сеть коллективного жилья. Создает препятствие доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" является злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.
Прием на индивидуальные антенны не может рассматриваться в качестве замены приема на коллективные антенны в смысле ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку они не могут сравниться по качественной и технической характеристикам. Полагает, что ЗАО "ИТС" должно транслировать по своим каналам программы, не транслируемые в открытом эфире, не кодируя их и по абонентской плате, равной плате за пользование коллективной антенной.
Арбитражный суд, заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Истец просит признать недействительным решение № 2 от 13.04.99 Новгородского территориального управления МАП России, которым ЗАО "ИТС" признано нарушившим п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции...", выразившееся в изъятии товара из обращения (перевод в режим закрытого вещания телевизионных каналов "ТВ-6" и "ТВС-Новгород"), с целью повышения цен на свои услуги, что имеет своим результатом ущемление интересов физических лиц и предписания № 2 от 13.04.99, которым антимонопольный орган обязан ЗАО "ИТС" восстановить первоначальное положение по трансляции пакета телевизионных каналов для пользователей услугами СКП, в отношении которых был допущен перевод в режим закрытого вещания телеканалов "ТВ-6", "ТВС-Новгород", либо соразмерно уменьшить установленную абонентская плату за пользование СКП.
Основанием для вынесения решения и предписания послужила проверка, проведенная антимонопольным органом по заявлению ТСЖ "Лилия" о прекращении трансляции телепрограмм "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" (Ren-TV), ранее предоставлявшихся в открытом режиме за абонплату и переведение на коммерческую основу в закрытый (кодированный) режим с целью получения дополнительной платы за трансляцию этих телеканалов.
ЗАО "ИТС" (до выдачи лицензии № 12017 от 23.04.99) осуществляло свою деятельность на основании лицензии № 86 от 07.05.92, выданной Министерством связи РФ на право эксплуатации системы кабельного телевидения с предоставлением услуг по трансляции ТВ программ и лицензии А 007611 № 8583, выданной Государственным комитетом РФ по связи и информации 18.09.97 на срок до 18.09.2002 на право предоставления услуг по эфирной трансляции программ.
Трансляция общероссийских телепрограмм "ОРТ", "РТР", "НТВ", "Культура", "Славия" в соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.95 (в редакции от 16.09.97 № 1033, от 17.12.97 № 13.04, от 21.01.98 № 55) производится на бездоговорной основе.
Программы "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" транслировались на основе договоров с компаниями и включались в сеть вещания по мере заключения договоров без увеличения платы для населения.
ЗАО "ИТС" является не единственным оператором связи по трансляции вышеназванных каналов. Эти каналы, а также ряд других "СТС", "ТНТ" и др.) транслируются в открытом эфире НОРКПЦ.
Любой абонент, проживающий в городе Новгороде, имеет возможность принимать все каналы, транслируемые в эфире на комнатную антенну, индивидуальную внешнюю антенну, либо на коллективную антенну, которая может быть установлена независимо от ИТС.
ЗАО "ИТС" заключены договора с жителями города Новгорода, в том числе проживающими в домах № 55/2 и 57 по Григоровскому шоссе на трансляцию телепрограмм. В части договоров количество телепрограмм не оговорено, в других указано не более пяти. ЗАО "ИТС" не оспаривает, что до августа 1998 года оно транслировало телепрограммы "ОРТ", "РТР", "НТВ", "Славия", "Культура", "ТВ-6", "ТВС-Новгород" (Ren-TV), вместе с тем не согласна с выводами ответчика в части того, что в плату, взимаемую с абонентов, входила плата и за трансляцию "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" (Ren-TV), изъятых из трансляции на основании рекомендаций и предписания № 86 (РС-722 от 12.11.98) региональных органов Государственного Надзора за связью по Новгородской области.
Обоснованность и правильность формирования действующих тарифов за пользование сетью коллективного приема телевидения подтверждено аудиторским заключением ООО аудиторской фирмы "ЛИВиК" (лицензия на право проведения общего аудита № 015376 выдана решением Центральной аттестационной - лицензионной комиссии Минфина РФ от 08.10.98 сроком на 1 год).
Трансляция телеканалов "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" осуществлялась на основании договоров, заключенных 28.07.94 с АО "ТВ-6 Москва - Новгород" сроком действия по 31 декабря 1998 г. и 25.05.95 с обществом "ТВС-Новгород" сроком на 5 лет.
Решение № 2 от 13.04.99 антимонопольного органа вынесено на основании информации проверки, содержащейся в справке от 25 марта 1999 года, согласно которой формирование тарифов за телевизионные услуги произведено с учетом всех затрат, включая затраты по ретрансляции программ "ТВС-Новгород" и "ТВ-6", которые включены в тарифы на абонементную плату за пользование сетью коллективного приема (СКП) и кабельного телевидения (СКТВ).
При этом констатируется факт, что действующими в ЗАО "ИТС" тарифами за пользование сетью коллективного приема (СКП) и кабельного телевидения (СКТВ) не предусмотрено изменение их уровня при изменении числа ретранслируемых программ, технологические особенности отрасли, когда одни и те же производственные ресурсы участвуют в создании различных услуг, не позволяют вести отдельный текущий учет по отдельным услугам.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что если даже принять доводы ответчика за "аксиому" об отнесении затрат по трансляции каналов "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" в состав затрат, то изъятие этих каналов из вещания не влечет изменения уровня затрат, следовательно, изменения абонентской платы.
Договор "О предоставлении услуг ЗАО "ИТС" является публичным, в соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются для всех потребителей одинаковыми.
Согласно условий осуществления деятельности, в соответствии с лицензией № 8583 от 18.09.97 (п. 9) тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе.
Суд считает, что ЗАО "ИТС" взимало плату с абонентов сети (СКП) за трансляцию пяти каналов.
Трансляция "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" производилась на вторичной основе без взимания абонентской платы, при этом затраты, связанные с трансляцией каналов, погашались за счет средств, перечисляемых "ТВС-Новгород" (п. 2.1.1 Договора о сотрудничестве) и "ТВ-6" на рекламу и относились на прибыль предприятия.
Предписание № 2 от 13.04.99 Новгородского территориального управления МАП России о соразмерном уменьшении абонентской платы, противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ, поскольку при равном количестве программ абонентская плата не может быть разной.
Вывод ответчика о нарушении ЗАО "ИТС" в части изъятия товаров из обращения с целью повышения цен не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Изъятие "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" из вещаемого пакета программ произведено по техническим причинам, как усложняющие эфирную ситуацию в г. Новгороде, в соответствии с рекомендациями региональных органов Государственного надзора за связью по Новгородской области, условиями лицензии № 12017 от 23.04.99, выданной Государственным комитетом РФ по связям и информации.
Таким образом, предписание антимонопольного органа в части восстановления вещания каналов "ТВ-6" и "ТВС-Новгород" не может быть исполнено по вышеизложенным обстоятельствам.
Кроме того, срок действия договора о совместной деятельности по распространению телепрограмм "ТВ-6 Москва" истек и на новый срок он не пролонгирован.
Договор о сотрудничестве с "ТВС-Новгород" письмом за № 111 от 26.02.99 расторгнут в связи с изменением Плана распространения частот для системы кабельного телевидения.
Суд полагает, что вывод, содержащийся в решении № 2 от 13.04.99 об изъятии ЗАО "ИТС" товаров из обращения с целью повышения цен и нарушении п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции..." не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 134, 135 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение № 2 и предписание № 2 от 13.04.99 Новгородского территориального управления МАП России.
Возвратить из бюджета РФ ЗАО "ИТС" 1 669 руб. 80 коп. - госпошлины.
Выдать справку на возврат госпошлины.

Председательствующий
А.В.ДЕГТЕВ

Судьи
С.А.АЛЕКСАНДРОВ
Г.М.БЕСТУЖЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,