
|  |
<ПИСЬМО> Комитета финансов Новгородской области от 30.11.1999
"ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Новгородские ведомости", № 76, 30.11.1999
КОМИТЕТ ФИНАНСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1999 года
ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД
Бюджет области за 9 месяцев текущего года с учетом дефицита исполнен на 91,8 %. При этом план по собственным доходам выполнен на 113,0 % (план - 1111,5 млн. рублей, факт - 1255,6 млн. рублей).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост составил 180 %. Выполнены практически все доходные источники, за исключением:
- акцизов на водку и ликероводочные изделия, что связано с невыполнением ОАО "Алкон" производственной программы, а также имеющейся на 01.10.99 недоимкой в сумме 18,5 млн. рублей;
- налога с продаж (план выполнен на 88,3 %). При этом налога поступило 113 млн. рублей;
- земельного налога (выполнение плана на 76,1 %).
В 1999 году ожидается поступление собственных доходов в сумме 1680 млн. рублей, 112 % к принятому на текущий год плану. Финансовая помощь из федерального бюджета (трансферт) получена за 9 месяцев текущего года в объеме 221,9 млн. рублей (или 121,9 % к плану 9 месяцев). Всего за 1999 год прогнозируется получить трансферта около 290 млн. рублей. Расходы консолидированного бюджета составили за 9 месяцев т.г. 1434,1 млн. рублей, или 91,8 %.
Основное внимание в процессе финансирования расходов бюджета было сосредоточено на "защищенных" статьях, которые профинансированы в объеме 850,9 млн. рублей, или 90,2 к 9-месячным назначениям, что составляет 59,3 % к общей сумме фактических расходов. В текущем году была погашена кредиторская задолженность по заработной плате за 1998 год в сумме 28,4 млн. рублей. Задолженность по заработной плате работникам бюджетных учреждений составляет на 11 ноября 1999 года 9,0 млн. рублей и сократилась по сравнению с началом года в 3,2 раза (на 01.01.99 - 28,4 млн. руб.).
На 91,7 % и 96,7 % соответственно профинансированы расходы на выплату стипендий и компенсаций удорожания стоимости питания учащимся учебных заведений. При этом погашена задолженность за сентябрь - декабрь 1998 года и проплачены стипендии и компенсации января - сентября текущего года.
В результате принимаемых мер ожидается, что кредиторская задолженность по заработной плате работникам бюджетных учреждений на 01.01.2000 не будет превышать размера месячного фонда оплаты труда.
В текущем году сократилась и задолженность по выплате пособий на детей. Так, если на 01.01.99 она составляла 58,2 млн. рублей, то уже на 11.11.99 - 35,6 млн. рублей. Детские пособия выплачивались в первую очередь малообеспеченным семьям.
При формировании проекта бюджета области на 2000 год основные усилия были направлены на обеспечение реальной оценки возможностей по увеличению доходов бюджета, стабильного роста уровня собираемости налоговых доходов, сокращения неплатежей.
В связи с принятием в текущем году на федеральном уровне нормативных актов по изменению действующего налогового законодательства, предусматривающего уменьшение отчислений от федеральных регулирующих налогов в бюджет области при формировании консолидированного бюджета на 2000 год, учтен дефицит 15 процентов.
В рамках сформированного прогноза поступлений налогов в бюджет области предлагается проводить налоговую политику, основанную на следующих мероприятиях:
для упрощения налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в 2000 году предполагается введение на территории области единого налога на вмененный доход, который предусматривает замену большей части налогов и платежей во внебюджетные фонды, уплачиваемых ими в настоящее время;
продолжится поддержка отечественных и иностранных товаропроизводителей, предприятий, выполняющих социальные заказы и обслуживающих село, путем сохранения системы льгот по налогам, поступающим в областной бюджет, включая льготы для организаций, вкладывающих собственные и привлеченные средства в инвестиционные проекты;
более строгим будет подход к "безденежному" поступлению средств в бюджет области, с последующим полным вытеснением бартера и денежных суррогатов из расчетов. Ужесточится контроль за качеством и ценами поставляемых по зачетам материалов, товаров, оборудования;
продолжится реструктуризация задолженности предприятий, организаций и других плательщиков в областной и местные бюджеты;
предоставление отсрочки уплаты налоговых платежей в областной бюджет будет осуществляться по строго определенным правилам и в первую очередь тем хозяйствующим субъектам, с кем не могут рассчитаться бюджетные учреждения из-за отсутствия финансирования из областного или местных бюджетов;
поддержка организаций - исполнителей оборонного заказа, имеющих задолженность по налоговым платежам в областной бюджет, будет оказана путем освобождения их от уплаты пеней, что снизит налоговое бремя при исполнении государственного заказа и задержки в расчетах.
Формирование прогноза доходной базы консолидированного бюджета на 2000 год произведено исходя из действующего налогового законодательства с учетом предложений об индексации отдельных специфических ставок налогообложения согласно прогнозируемой инфляции.
В соответствии с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", а также проектами федеральных законов по отдельным видам налогов ставки акцизов на водку и ликероводочные изделия, земельного налога минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, увеличены в 1,2 раза к уровню 1999 года.
По доходам бюджет области сформирован за счет федеральных, региональных и местных налогов, неналоговых доходов и трансферта (финансовой помощи) из федерального бюджета.
Объем консолидированного бюджета области по доходам составляет 2393,914 млн. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению текущего года на 19,5 %.
В прогнозируемом периоде основой формирования доходной базы бюджета области продолжают оставаться налоговые доходы. Доля их в общем объеме доходов консолидированного бюджета в 2000 году прогнозируется в размере 84,0 %, или 2011,3 млн. рублей. Неналоговые доходы - 3,9 %, или 92,6 млн. рублей. Объем трансферта из федерального бюджета будет учтен в проекте бюджета области в сумме 290 млн. рублей, или 12,1 % от общей суммы доходов.
В бюджеты городов и районов (за исключением г. Новгорода и Чудовского района) полностью передаются отчисления от федеральных регулирующих доходов по следующим нормативам:
налог на добавленную стоимость - 15 %
подоходный налог с физических лиц - за минусом 3 % ставки в федеральный бюджет
налог на прибыль по ставке - 19 %
По региональным налогам в бюджеты муниципалитетов будут переданы отчисления в размерах: 75 % по налогу на имущество с юридических лиц, 60 % по налогу с продаж.
Для оказания финансовой помощи бюджетам городов и районов в областном бюджете будет сформирован фонд финансовой поддержки муниципальных образований в объеме 340,8 млн. рублей за счет подоходного налога с физических лиц, поступающего на территориях г. Новгорода и Чудовского района в сумме 78,5 млн. рублей, соответственно нормативы отчислений от данного налога установлены в бюджет города 67 % и района 61 % части налоговых доходов областного бюджета и трансферта из федерального бюджета.
Расходы бюджета области определены по минимальной потребности в объеме 2433,5 млн. рублей. Перечень "защищенных" статей зафиксирован на уровне текущего года, и их объем составляет 1370,1 млн. рублей, или 56,3 %.
В составе "защищенных" статей фонд оплаты труда с начислениями по бюджетным учреждениям и муниципальным предприятиям ЖКХ увеличен на 20 % начиная с 1 апреля 2000 года и предусмотрен как резерв на индексацию в случае принятия на федеральном уровне решения о повышении оплаты труда работникам бюджетной сферы. Он составляет 105,1 млн. рублей.
Кроме того, при наличии на 01.01.2000 кредиторской задолженности по заработной плате с начислениями будет предусмотрен резерв на ее погашение.
Затраты бюджета, которые рассчитываются в зависимости от размера минимальной заработной платы, предусмотрены в бюджете на уровне текущего года, так как в проекте федерального закона о повышении минимального размера заработной платы они не будут прямо пропорционально зависеть от ее роста.
В целом проект бюджета области по расходам на 2000 год носит ярко выраженный социальный характер. На финансирование отраслей социально - культурной сферы предусматривается направить 52,1 % консолидированного бюджета области.
Финансирование учреждений здравоохранения в предстоящем году будет осуществляться из 2 источников:
страховых взносов работодателей в объеме 145,1 млн. рублей и бюджетных ассигнований в сумме 292,4 млн. рублей в форме платежей на неработающее население и содержание отдельных социально значимых служб. Платежи на неработающее население в сумме 24,8 млн. рублей переданы городу Новгороду и Чудовскому району. В пределах выделяемых средств будет сформирована областная программа "Гарантированной медицинской, лекарственной и санитарно - эпидемиологической помощи". В целях удешевления приобретение лекарственных средств будет производиться на конкурсной основе.
На социальную защиту отдельных слоев населения области планируется направить 248,0 млн. рублей, или 10,2 % от общего объема расходов бюджета области, из них 109,6 млн. рублей - на выплату пособий гражданам, имеющим детей, через органы социальной защиты. При этом будет обеспечиваться выплата пособий за текущий месяц, а гашение долга за 1999 год производиться по мере изыскания дополнительных средств. На адресную поддержку малообеспеченных слоев населения и оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров, будет выделено 4,6 млн. рублей. На уровне не ниже текущего года гражданам будут предоставляться льготы в соответствии с федеральным и областными законами.
Расходы на образование определены с учетом прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего и начального профессионального образования и составили 26,0 % объема бюджета области, или 633,6 млн. рублей. Из них предусматривается направить средства на организацию летнего отдыха детей и подростков в объеме не ниже уровня текущего года (7,3 млн. рублей), приобретение учебников детям из малообеспеченных слоев населения 4,0 млн. рублей. Из областного бюджета (за исключением города Новгорода, Новгородского и Парфинского районов) будет финансироваться сеть профессионально - технических училищ, расходы на которую предусматриваются в сумме 27,9 млн. рублей. Расходы по содержанию ПУ города Новгорода, Новгородского и Парфинского районов предусмотрены в сумме 18,2 млн. рублей. На реализацию Программы социального развития НовГУ им. Я.Мудрого выделено 360 тыс. рублей.
Задолженность педагогическим работникам по методлитературе, коммунальным услугам, учащимся по стипендиям будет погашаться в течение года за счет средств, предусмотренных в бюджете на указанные расходы.
На финансирование учреждений культуры предусматривается направить 57,1 млн. рублей. В пределах выделенных средств предусматриваются расходы на содержание учреждений культуры, дотации областному Театру драмы и областной филармонии, проведение культурно - массовых мероприятий.
Мероприятия по развитию физической культуры и спорта будут осуществляться в объеме не ниже текущего года 2,3 млн. рублей. На поддержку средств массовой информации направляется 12,9 млн. рублей, в том числе телерадиовещательной компании "Славия" - 1,3 млн. рублей.
На возмещение убытков от содержания жилфонда, его теплофикацию, капремонт и благоустройство планируется направить 541,7 млн. рублей.
На возмещение убытков от перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и внутриобластном сообщении предусмотрено 110,9 млн. рублей.
При расчете дотации предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, пассажирским автотранспортным предприятиям учтена потребность в твердом и жидком топливе в сумме 272,2 млн. рублей. Вопрос о приобретении ГСМ и твердого топлива будет решаться в ходе проведения федерального зачета.
Финансовая поддержка агропромышленного комплекса области учтена в проекте бюджета в объеме 42,1 млн. рублей, в том числе проведение работ по внедрению автоматизированной системы земельного кадастра и инвентаризацию земель 9,6 млн. рублей. Финансирование расходов в данной отрасли будет осуществляться на программно - целевой основе, предусмотрена реализация таких региональных программ, как "Лен", "Рожь", "Семеноводство зерновых культур и картофеля", "Племдело".
Кроме того, на содержание ветеринарной сети направляется 18,1 млн. рублей.
Для обеспечения правопорядка и безопасности на территории области, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий из бюджета области планируется выделить 110,3 млн. рублей.
Расходы на содержание работников аппарата органов государственного управления и местного самоуправления предусмотрены в проекте бюджета области в сумме 151,8 млн. рублей.
Областной резервный фонд определен в размере 5,5 млн. рублей, в том числе на поддержку сельских и поселковых администраций предусматривается направить 2,0 млн. рублей.
В проекте бюджета учтены также расходы в сумме 2,1 млн. рублей, связанные с изменением с 1 января 2000 года статуса ряда рабочих поселков области в сельские поселения.
Предусмотрены в бюджете и средства для выкупа сельских облигаций в сумме 14,3 млн. рублей.
В ограниченном размере выделяются средства на бюджет развития, не предусматривается строительство новых объектов, необходимо рассчитаться по "старым" долгам и закончить строительство объектов высокой степени готовности.
В целях обеспечения благоприятных условий для притока и размещений отечественного и иностранного капитала, снижения инвестиционных рисков банков, предоставляющих долгосрочные кредиты предприятиям области под прошедшие независимую экспертизу проекты, в областном бюджете планируется образовать инвестиционный страховой фонд в объеме 100 млн. рублей. В пределах указанной суммы администрация области будет выдавать поручительства на основе конкурсного отбора инвестиционных проектов.
На компенсацию выпадающих доходов в зонах экономического благоприятствования Батецкому, Волотовскому, Маревскому и Поддорскому районам предусматривается выделить дотацию из областного бюджета в сумме 2,7 млн. рублей.
РАСЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ
ПО ДОХОДАМ НА 2000 ГОД
(тыс. руб.)
--------------------------------------------T------------T-------¬
¦Наименование показателей ¦Проект на ¦Уд. вес¦
¦ ¦2000 год ¦в проц.¦
L-------------------------------------------+------------+--------
Доходы
Налоговые доходы 2011265 84,0
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
- налог на прибыль (доход) предприятий
и организаций 480480 20,1
- налог на игорный бизнес 240 0,01
- подоходный налог с физических лиц 392229 16,4
ИТОГО 872949 36,5
2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и
регистрационные сборы
- налог на добавленную стоимость на товары,
производимые на территории РФ и услуги 248505 10,4
- акцизы 123412 5,2
- налог с продаж 249997 10,4
- лицензионные и регистрационные сборы 2140 0,1
- налог на покупку иностранных денежных знаков
и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте 2430
ИТОГО 626484 26,2
3. Налоги на совокупный доход 11840 0,5
4. Налоги на имущество
- налог на имущество физических лиц 5527 0,2
- налог на имущество предприятий 165746 6,9
- налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения 253 0,01
ИТОГО 171526 7,2
5. Платежи за пользование природными ресурсами
- платежи за пользование недрами 4265 0,2
- плата за пользование водными объектами 1500 0,1
- земельный налог 32813 1,4
- платежи за пользование лесным фондом 28428 1,2
- прочие платежи за пользование природными
ресурсами 3426 0,1
ИТОГО 70432 2,9
6. Прочие налоги, пошлины и сборы
- государственная пошлина 4365 0,2
- налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально - культурной сферы 246824 10,3
- налог на рекламу 1220 0,05
- целевые сборы с граждан и предприятий,
учреждений и организаций на содержание
милиции, на благоустройство территорий,
на нужды образования и другие цели 4985 0,2
- прочие местные налоги и сборы 640 0,03
ИТОГО 258034 10,8
Неналоговые доходы 92649 3,9
7. Доходы от имущества, находящегося в
гос. и муниципальной собственности,
или от деятельности
- доходы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в государственной и
муниципальной собственности 74869 3,1
- дивиденды по акциям, принадлежащим
государству 95 0,004
ИТОГО 74964 3,1
8. Доходы от продажи имущества, находящегося
в гос. и муниципальной собственности
- поступления от приватизации предприятий
находящихся в государственной и
муниципальной собственности 2735 0,1
ИТОГО 2735 0,1
9. Доходы от продажи земли и нематериальных
активов 500 0,02
10. Прочие неналоговые доходы 14450 0,6
11. Финансовая помощь из федерального бюджета
(трансферт) 290000 12,1
Всего доходов 2393914 100,0
Дефицит бюджета 272230
------------------------------------------------------------------
РАСЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ
ПО РАСХОДАМ НА 2000 ГОД
(тыс. руб.)
----------------------------------------T------------T------------¬
¦Наименование показателей ¦Проект на ¦Удельный вес¦
¦ ¦ 2000 год ¦ в процентах¦
L---------------------------------------+------------+-------------
1. Государственное управление
и местное самоуправление
1.1. Функционирование законодательной и
исполнительных органов
государственной власти и органов
местного самоуправления 150373 6,2
1.2. Содержание архивных учреждений 1389 0,06
ИТОГО 151762 6,2
2. Судебная власть
2.1. Государственные нотариальные конторы 285 0,01
ИТОГО 285 0,01
3. Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства
3.1. Органы внутренних дел 68475 2,8
3.2. Управление исполнения наказаний
Минюста России 880 0,04
3.4. Государств, противопожарная служба 29420 1,2
3.5. Программа борьбы с преступностью
в Новгородской области 2500 0,1
3.6. Целевая программа "Усиление
противопожарной защиты объектов и
населенных пунктов в области на
1998 - 2000 годы" 1500 0,1
3.7. Целевая программа "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению
наркотическими средствами и их
незаконному обороту в Новгородской
области на 1999 - 2001 годы" 100 0,004
3.8. Войсковая часть 5491 281 0,012
ИТОГО 103156 4,2
4. Промышленность, энергетика и строительство
4.1. Фонд воспроизводства минерально - сырьевой
базы 1713 0,1
4.2. Региональные экономические программы 570 0,02
4.3. Капитальное строительство 26000 1,1
ИТОГО 28283 1,2
5. Сельское хозяйство
5.1. Сельскохозяйственное производство 32525 1,3
- программа по развитию растениеводства 13560
- инфраструктура села 2440
- программа по развитию животноводства 10640
- поддержка машинно - технологических станций 500
- создание заготовительной сети 1000
- помощь фермерским хозяйствам 450
- прочие мероприятия 3935
5.2. Земельные ресурсы 9600 0,4
5.3. Содержание учреждений ветеринарной сети 18065 0,7
5.4. Продовольственный фонд 0 0,0
предоставлено бюджетных ссуд 59000
возврат бюджетных ссуд 59000
ИТОГО 60190 2,5
6. Охрана окружающей природной среды и
природных ресурсов
6.1. Лесные ресурсы 14414 0,6
6.2. Государственная инспекция по маломерным
судам 1442 0,1
6.3. Водные ресурсы 1500 0,1
6.4. Гидрометеорология 440 0,02
ИТОГО 17796 0,73
7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и
информатика
7.1. Автомобильный транспорт 110934 4,6
7.2. Информатика 1889 0,1
ИТОГО 112823 4,6
8. Жилищно - коммунальное хозяйство
8.1 Жилищно - коммунальное хозяйство 541740 22,3
8.2. Бюро технической инвентаризации 2829 0,1
ИТОГО 544569 22,4
9. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий
9.1. Управление по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям 4925 0,2
9.2. Областной резервный фонд на предупреждение
и ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций 2870 0,1
ИТОГО 7795 0,3
10. Образование
10.1. Содержание учреждений образования 625937 25,7
10.2 Летний и оздоровительный отдых детей и
подростков 7326 0,3
10.3 Программа социального развития НовГУ
им. Я.Мудрого 360 0,01
ИТОГО 633623 26,0
11. Культура и искусство
11.1. Содержание учреждений культуры и
искусства 57002 2,3
11.2 Новгородская областная писательская
организация 94 0,004
ИТОГО 57096 2,3
12. Средства массовой информации
12.1. Телевидение и радиовещание 1264 0,05
12.2. Периодическая печать и издательства 11620 0,5
ИТОГО 12884 0,5
13. Здравоохранение и физическая культура
13.1. Содержание учреждений здравоохранения 232633 9,6
13.2. Платежи на обязательное медицинское
страхование неработающего населения 77497 3,2
13.3. Обл. целевая программа "Медицинское
оборудование" 1320 0,1
13.4. Обл. целевая мед. программа "Реанимация
и интенсивная терапия" на 1997 - 2000 годы 59 0,002
13.5 Губернаторская программа "Здоровая мать -
здоровый ребенок" на 1998 - 2000 годы 790 0,03
13.6. Целевая комплексная программа "Неотложные
меры по борьбе с туберкулезом в области на
1998 - 2000 годы" 390 0,02
13.7. Целевая программа "Сахарный диабет" 147 0,01
13.8. Физическая культура и спорт 2314 0,1
ИТОГО 315150 13,0
14. Социальная политика
14.1. Содержание учреждений социального
обеспечения 74026 3,0
14.2. Социальная помощь, в т ч. 7223 0,3
- изготовление протезно - ортопедических
изделий для инвалидов 400 0,02
- приобретение автотранспорта для инвалидов 700 0,03
- санаторно - курортная помощь инвалидам 380 0,02
- областная целевая программа "Социальная
поддержка малообеспеченных слоев населения
области" 5743 0,2
14.4. Программа "Улучшение положения женщин" 85 0,003
14.5. Молодежная политика 924 0,04
14.6. Пособия гражданам, имеющим детей 109581 4,5
14.7. На реализацию федеральных и областных
нормативных правовых актов, устанавливающих
льготы отдельным категориям населения 56195 2,3
ИТОГО 248034 10,2
15. Прочие расходы
15.1. Содержание прочих учреждений 64801 2,7
15.2. Областной резервный фонд 5500 0,2
15.3. Выкуп облигаций, выпущенных
администрацией области в погашение
задолженности федеральному бюджету по
товарному кредиту, предоставленному
сельхозтоваропроизводителям в 1996 году 14300 0,6
ИТОГО 84601 3,5
16. На погашение кредиторской задолженности
по заработной плате работникам бюджетных
учреждений и ЖКХ 44138 1,8
17. Компенсация выпадающих доходов
организациям в соответствии с областным
законом "Об инвестиционной деятельности в
Новгородской области" и зонам
экономического благоприятствования 11301 0,5
Всего расходов 2433486 100,0
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|