
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 20.12.1999 № А44-3180/99-С9-К
<ИСК ОАО "МОСТОСТРОЙ-6" К НОВГОРОДСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ФОНДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ АКТА НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФОНДА ОМС НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2000 № А44-3180/99-С9-К данное решение частично отменено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 1999 года Дело № А44-3180/99-С9-К
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Мостострой-6" к Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования о признании недействительным акта № 837 от 30.09.99 в части и о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений № 5311 от 28.10.99 и № 5310 от 01.11.99,
установил:
ОАО "Мостострой-6" в лице Новгородского филиала "Мостоотряд-75" обратилось с иском о признании недействительным акта документальной проверки правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в фонды обязательного страхования за № 837 от 30.09.99 в части доначисления страховых взносов в федеральный ФОМС в размере 4 655 руб. 55 коп., в территориальный ФОМС 79 156 руб. 31 коп., всего 83 811 руб. 86 коп., взыскания 100 % штрафа в размере сумм доначисленных взносов, начисления пеней в размере 597 135 руб. 05 коп., и о признании не подлежащим исполнению инкассовых поручений № 5311 от 28.10.99 и № 5310 от 01.11.99, выставленных областным фондом обязательного медицинского страхования Новгородской области на взыскание страховых взносов, доначисленных по акту проверки.
Областной фонд обязательного медицинского страхования по Новгородской области заявил встречный иск о взыскании 83 812 руб. - штраф в размере суммы доначисленных страховых взносов.
В судебном заседании истец ОАО "Мостострой-6" поддержало свои исковые требования, с иском областного фонда ОМС не согласилось по тем основаниям, что ответчиком неправомерно расширено понятие оплаты труда путем включения в него выплат социального характера, не зависящих от личного трудового вклада работников и качества труда.
Условиями коллективного договора предусмотрена:
- выплата компенсаций за удорожание стоимости обедов в размере, одинаковом для всех работников;
- предоставление скидок при продаже истцом квартир своим сотрудникам, т.е. стоимость продаваемой квартиры уменьшается на 1 % за каждый полный год работы этого работника и членов его семьи;
- оплата части расходов при приобретении стройматериалов и др.;
- частичная оплата нотариальных расходов по оформлению договора купли - продажи квартиры.
Указанные выплаты осуществлялись за счет средств предприятия, носят единовременный либо компенсационный характер, не связаны с оплатой труда, не учитывались при начислении отпускных и пособий по б/листам и не относились на себестоимость выполненных работ.
Таким образом, у истца отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в ФОМС с указанных выплат.
Областным ФОМС расчет пеней произведен без учета ст. 8 Федерального закона "О введение в действие части первой НК РФ".
Неправомерным является взыскание штрафа в размере 100 % от суммы доначисленных страховых взносов. Органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Налоговым кодексом РФ не установлено ответственности за сокрытие или занижение сумм страховых взносов в ФОМС.
Учитывая, что акт № 837 от 30.09.99 является единственным документом, принимаемым ФОМС по результатам проверки, содержит предложение об уплате доначисленных страховых взносов, штрафа, пеней, заверен штампом ФОМС, то он может быть обжалован в судебном порядке.
Областной фонд обязательного медицинского страхования с иском ОАО "Мостострой-6" не согласился, свои исковые требования поддержал, пояснив, что неправомерно не начислены страховые взносы на такие виды выплат как: материальная помощь к отпуску, компенсация за приобретение стройматериалов, предоставление скидок при продаже квартир своим работникам, выплаты за удорожание стоимости питания. Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы, установлены в п. 9 Инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование" от 11.10.93 № 1018.
По результатам проверки составлен акт № 837 от 30.09.99, в котором указаны суммы доначисленных страховых взносов, пеней и штрафа.
Акт проверки исполнительным директором не утвержден и он не может быть предметом обжалования. Дело в части признания недействительным акта должно быть прекращено. Решение принимается в виде инкассовых поручений, выставляемых на счет плательщика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "Мостострой-6".
Иск Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования подлежит удовлетворению в части.
Согласно п. 8 Инструкции о порядке взыскания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 № 1018, страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной форме, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.
Как следует из акта проверки № 837 от 30.09.99, истцом в период с 01.10.96 по 31.08.99 оплата труда была занижена на 2 328 158 руб. 77 коп. за счет следующих выплат: компенсация за удорожание стоимости обедов - 2 036 915 руб., материальная помощь к отпуску - 20 066 руб., частичная компенсация расходов на приобретение строительных материалов работниками и при продаже квартир истцом своим работникам 271 177 руб.
Новгородским областным фондом правомерно были доначислены на указанные выплаты страховые взносы в сумме 83 812 руб.
В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование страховые взносы не начисляются на компенсационные выплаты в пределах норм, установленных законодательством.
Нормативы компенсационных выплат установлены Постановлением Министерства труда РФ от 29.06.94 № 51 в редакции от 15.06.95 № 31 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работы вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории РФ", Письмом МФ от 27.10.95 № 117.
Истцом произведены выплаты сверх установленных нормативов, что является правом руководителя предприятия. Однако на суммы компенсационных выплат, выплаченных сверх установленных законодательством норм, страховые взносы начисляются в установленном порядке.
Пунктом 9 Инструкции указано, что страховые взносы не начисляются на стоимость бесплатно предоставляемых квартир.
В данном случае истец осуществлял продажу квартир своим работникам в собственность и с учетом трудового стажа работника предоставлял скидку при оплате стоимости квартиры.
Согласно письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.03.97 № 1105/23-И если организация по собственной инициативе покупает работнику квартиру..., оказывает материальную помощь на возмещение работнику указанных расходов, то на данные выплаты страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке. Оплата части расходов работникам при приобретении стройматериалов может быть отнесена к компенсационным, поскольку такие расходы не связаны с выполнением трудовых обязанностей.
Выплата материальной помощи к отпуску осуществлялась всем работникам без учета наличия уважительной причины для конкретного работника и по конкретному событию.
Таким образом, Новгородским отделением Фонда обязательного медицинского страхования правомерно были доначислены страховые взносы в сумме 83 812 руб., начислены пени в сумме 563 994 руб. 39 коп., выставлены инкассовые поручения № 5311 от 28.10.99, № 5310 от 01.11.99 на взыскание страховых взносов.
Производство по делу в части признания недействительным акта проверки № 837 от 30.09.99 подлежит прекращению, поскольку он подписан только проверяющим инспектором, но не утвержден руководителем Новгородского областного отделения Фонда обязательного медицинского страхования. Решение по акту проверки принято в виде инкассовых поручений о взыскании страховых взносов, доначисленных по акту проверки.
Решение о взыскании пеней не принято.
В акте проверки плательщику страховых взносов было предложено в добровольном порядке уплатить штраф. Поскольку штраф не уплачен до настоящего времени, Новгородский областной фонд обратился в суд с иском.
Иск Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования о взыскании штрафа в сумме доначисленных страховых взносов подлежит удовлетворению в части взыскания 20 % от суммы доначисленной суммы страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 122 НК РФ, т.е. 16 762 руб. 40 коп.
Руководствуясь ст. ст. 85 п. 1, 124 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. В иске ОАО "Мостострой-6" в части признания неподлежащим исполнению инкассовых распоряжений № 5311 от 28.10.99, № 5310 от 01.11.99 отказать.
2. В части признания недействительным акта № 837 от 30.09.99 производство по делу прекратить.
3. Взыскать с ОАО "Мостострой-6" в доход Новгородского областного Фонда обязательного медицинского страхования для зачисления в соответствующие бюджеты 16 762 руб. 40 коп., в остальной части иска отказать.
Исполнительный лист выдать по вступлению решения в законную силу.
Меры по обеспечению иска от 24.11.99 отменить.
Председательствующий
Л.А.КУРОПОВА
Судьи
З.С.АНИСИМОВА
А.В.ЧЕПРАСОВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|