
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 10.03.2000 № А44-258/00-С13
<ИСК УФК ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ К НОВГОРОДСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ АКБ "СБС-АГРО" О ВЗЫСКАНИИ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 11.05.2000 № А44-258/00-С13 данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2000 года Дело № А44-258/00-С13
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску УФК по Новгородской области к Новгородскому региональному отделению АКБ "СБС-Агро" о взыскании штрафных санкций в сумме 109 344 руб. 46 коп.,
установил:
В 1999 году из средств специального фонда для предоставления льготных кредитов предприятием агропромышленного комплекса НРФ АКБ "СБС-Агро" была выделена сумма - 21 911 400 руб. на основании Соглашения Минсельхозпрода РФ с АКБ "СБС-Агро" от 18.03.99 (далее - Соглашение).
Проверкой целевого использования льготных кредитов (акт от 22.12.99), проводившейся Управлением Федерального Казначейства по Новгородской области (далее УФК по Новгородской области) в Новгородском региональном филиале АКБ "СБС-Агро" (далее - Банк) были зафиксированы нарушения, выразившиеся в невыполнении требований порядка учета средств спецфонда и задержке перечисления в федеральный бюджет процентов, пеней и возвратных средств, поступающих от ссудозаемщиков, за что к Банку были применены штрафные санкции - 6 600 422 руб. и 43 340 руб. 24 коп. соответственно.
На основании данного, УФК по Новгородской области просит взыскать указанные штрафные санкции в общей сумме 109 344 руб. 46 коп. с Банка.
Банк считает выводы проверяющих, изложенные в акте проверки от 22.12.99, неправомерными по следующим основаниям.
Предоставление Банком денежных средств из льготного фонда кредитования, произведенного на основании Положения ЦБ РФ № 54-П от 31.08.98 "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", пунктом 2 которого предусмотрена возможность перечисления кредитных сумм со счета 401109 ссудозаемщика на его расчетный счет на основании распоряжения банка, что не противоречит порядку учета средств.
Основания для начисления штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязанностей по перечислению средств спецфонда, процентов и штрафных санкций, поступающих от ссудозаемщиков, по мнению Банка, отсутствуют по той причине, что в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в течение действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанности по уплате обязательных платежей. Приказом ЦБ России от 16.08.99 № ОД-315 "О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов АКБ "СБС-Агро" с 17.08.99 был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который последующим приказом продлевался до 17.11.99.
В связи с приобретением Государственной Корпорацией "Агентство реструктуризации кредитных организаций" акций АКБ "СБС-Агро" (99 %) с 16.11.99 Банк считается перешедшим под управление Агентства и срок действия моратория продлен до 17.11.2000.
Изучив представленные материалы дела, заслушав объяснения сторон, оценив доказательства, суд считает иск УФК по Новгородской области подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 26.02.97 № 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 году" (ред. 09.04.99) средства спецфонда льготного кредитования могут передаваться банком - агентом на цели кредитования организаций АПК.
Минсельхозпроду РФ предписано заключать с банком - агентом Соглашения, предусматривающие полную финансовую и имущественную ответственность банка за сохранность, целевое использование и возврат кредитных ресурсов.
Пунктом 7 "Положения о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях" (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 26.02.97 № 224) установлено, что банк - агент обеспечивает учет средств специального фонда на отдельном счете...
Письмом МФ РФ № 3-Г2-10/49, ЦБ РФ № 460 от 30.05.97 "О порядке учета средств и затрат на финансирование сельских товаропроизводителей..." предусмотрено, что учет средств федерального бюджета, выделяемых не для финансирование сельхозпроизводителей осуществляется на б/с № 40108; учет операций по финансированию, осуществляемых за счет указанных средств, осуществляется на б/с № 40109.
"Соглашением между Минсельхозпродом РФ и АКБ "СБС-Агро" о кредитовании организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях из средств федерального бюджета" от 18.03.99 (пункт 2.3) определен порядок учета средств спецфонда, предусматривающий учет указанных средств на б/с № 40108, открываемом пользователем Комиссионера (т.е. Банком).
Пунктом 2.6 названного Соглашения определено, что средства спецфонда не могут зачисляться Комиссионером (Банком) на расчетные счета пользователей...
Как следует из акта проверки от 22.12.99, Банк при осуществлении операций по обслуживанию средств спецфонда, своим распоряжением направлял указанные средства с б/с № 40109 ссудозаемщика на его расчетный счет, с которого проводить последующие расчеты, что Банком не оспаривается.
В соответствии с условиями Соглашения (п. 3.2) в случае нарушения порядка учета средств спецфонда с Комиссионера взыскивается штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств спецфонда, учтенных в нарушение установленного порядка.
Из указанного следует, что штрафные санкции к Банку в сумме 66 004 руб. 22 коп. применены УФК по Новгородской области правомерно.
Доводы Банка о том, что в данной ситуации он руководствовался Положением ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", судом приняты быть не могут, так как средства спецфонда являются средствами федерального бюджета и порядок их учета определялся на основании Федерального закона от 26.02.97 № 29-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1997 год" и Постановлении Правительства РФ от 26.02.97 № 224.
2. Согласно п. 2.10 Соглашения средства спецфонда, полученные проценты, штрафные санкции, поступающие от ссудозаемщиков, банк в течение одного рабочего дня должен перечислить в доход федерального бюджета.
Как следует из акта проверки (Приложение № 2), по причине своей неплатежеспособности Банк на протяжении 1999 года допускал задержку перечисления в доход федерального бюджета средств, поступающих от ссудозаемщиков, (что Банком не отрицается), чем нарушал условия Соглашения.
Согласно п. 3.2 Соглашения, в данном случае к Банку применена санкция в виде взыскания штрафа в размере действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ с соответствующей суммы задолженности в доход федерального бюджета. Общая сумма штрафных санкций составляет по данному эпизоду 43 340 руб. 24 коп.
Аргументы Банка, касающиеся того, что с момента введения моратория к Банку не может быть применена ответственность на основании ст. 13 Федерального закона от 08.07.99 № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" и ст. 26 Закона от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", не могут быть приняты, так как указанные нормативные акты предусматривают действие моратория на обязательства и обязанности банка, возникшие до момента введения моратория (п. 1 ст. 26 Закона № 40-ФЗ от 25.02.99).
Из подпункта 3 пункта 2 ст. 13 Закона от 08.07.99 № 144-ФЗ следует, что мораторий вводится на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, возникшим до момента перехода под управление "АРКО".
Обязательства, возникшие после перехода под управление "АРКО", подлежат исполнению в полном объеме.
Как следует из Приложения № 2 к акту проверки "Расчет штрафных санкций за нарушение сроков перечисления средств в доход федерального бюджета", штрафные санкции за несвоевременное перечисление средств к банку применялись по обязательствам, возникшим после моратория, введенного Приказом ЦБ России, и соответственно после перехода Банка под управление ГП "АРКО".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 134, 135 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. Иск УФК по Новгородской области удовлетворить полностью, взыскать с НРФ АКБ "СБС-Агро" штрафные санкции в сумме 109 344 руб. 46 коп. в доход федерального бюджета.
2. Расходы по госпошлине в сумме 3 786 руб. 80 коп. отнести на счет НРФ АКБ "СБС-Агро".
3. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
Председательствующий
О.В.ПЕСТУНОВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|