Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 12.05.2000 № А44-608/00-С14
<ИСК ОАО "МСТАТОР" К НОВГОРОДСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ ПЕНИ И ОБЯЗАНИИ ОТВЕТЧИКА ПРОИЗВЕСТИ СПИСАНИЕ ПЕНЕЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2000 года Дело № А44-608/00-С14

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Мстатор" к Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании недействительным решения № 332 от 11.11.99 и обязании ответчика произвести списание пеней,

установил:

ОАО "Мстатор" обратилось с иском к Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования о признании недействительным решения № 332 от 11.11.99 о взыскании пеней в размере 64 753 рубля, по мотиву неправомерного отказа истцу в применении льготы, предусмотренной ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ от 30.04.99 "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 1999 год" (далее - Закон), и несоблюдении ответчиком норм Налогового кодекса РФ. Кроме того, истец дополнил исковые требования и просил суд обязать ответчика произвести списание пеней, начисленных по состоянию на 01.04.1999, заявив ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины за данные исковые требования.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования, пояснив, что в соответствии со ст. 13 Закона истец погасил в Фонд до 01.10.99 просроченную задолженность по страховым взносам по состоянию на 1 апреля 1999 года, в связи с чем он имеет право на списание пеней, начисленных на 01.04.99. Однако, как считает истец, ответчик неправомерно отказал ему в данной льготе, и вынес решение о взыскании в доход бюджета Фонда начисленной пеней по задолженности на 01.04.99 в размере 64 753 руб. Кроме этого, ответчик, вынося решение № 332 от 11.11.99, нарушил нормы Налогового кодекса РФ.
Ответчик с иском не согласился по тем основаниям, что действие ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ от 30.04.99 в соответствии с Положением о порядке списания пеней организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в Фонд социального страхования РФ по состоянию на 01.04.99, а также разъяснениями Фонда социального страхования за № 02-10/06-5828 от 12.11.99, распространяется на пени, начисленные и отраженные в бухгалтерском учете страхователя по состоянию на 01.04.99.
И так как пеней за период с 01.01.97 по 01.04.99 по просроченной задолженности по состоянию на 01.04.99 не были начислены истцом и отражены в расчетной ведомости на 01.04.99 в соответствии с п. 7.9 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС № 162, Минтруда РФ № 2, Минфина РФ № 87, Госналогслужбы РФ № 07-1-07 от 02.10.96 (далее - Инструкция), а начислены ответчиком в сентябре в результате камеральной проверки (акт № 4 от 22.09.99) и документальной проверки (акт № 55 от 17.09.99), то, соответственно, они не могут быть списаны в соответствии со ст. 13 Закона. К тому же, как утверждает ответчик, на период обращения истцом в фонд по вопросу списания пеней (на 19.11.99) у истца имелась просроченная задолженность на 01.11.99 по уплате взносов в размере 11 344 руб.
Против доводов истца о несоблюдении ответчиком норм Налогового кодекса РФ ответчик не возражал, однако он не считает, что это является основанием для признания решения № 332 от 11.11.99 недействительным.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ органы государственных внебюджетных фондов включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и наделены полномочиями налоговых органов ст. 34.1 НК РФ), следовательно, с момента введения в действие вышеупомянутого Закона (с 18.08.99) к отношениям с участием регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие полномочия налоговых органов как участников отношений, определенных ст. 2 НК РФ, в том числе отношений, возникающих в процессе принудительного взыскания пеней.
Как видно из материалов дела, камеральная и документальная проверки осуществлялись Фондом в сентябре 1999 г. (акт № 4 от 22.09.99 и акт № 55 от 17.09.99), т.е. в период действия норм Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 88 НК РФ на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Данные нормы Закона ответчиком нарушены.
Кроме того, ответчиком нарушен сам порядок осуществления налогового контроля. Так, решение № 332 от 11.11.99 вынесено на основании акта камеральной проверки № 23 от 10.11.99. Данный акт составлен на основе акта камеральной проверки № 4 от 22.09.99 (сумма пеней 31 980 руб. 59 коп.), акта документальной проверки № 55 от 17.09.99 (сумма пеней 55 516 руб. 26 коп.) и суммы пеней, начисленных и отраженных в расчетной ведомости от 15.04.99 (1 409 руб.). Всего по акту камеральной проверки начисленных пеней в размере 88 906 руб. В решении, выносимом по результатам данной проверки, начислено пени в размере 64 753 руб.
Данные расхождения, как объяснил ответчик, появились в результате возбуждения исполнительного производства на сумму 24 153 руб. Однако данные пояснения необоснованны т.к. исполнительное производство возбуждено 06.04.99 на недоимку по страховым взносам на 01.01.99, а не на пени по актам проверки от 17 и 22.09.99.
Как видно из материалов дела, ответчиком нарушены нормы ст. ст. 70, 88, 89, 100, 101 НК РФ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ от 30.04.99 "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 1999 год" (далее - Закон), Фонд производит списание пеней организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в Фонд по состоянию на 1 апреля 1999 года, и осуществляющим текущие платежи в полном объеме в следующих размерах:
100 процентов - при погашении задолженности до 1 октября 1999 года;
70 процентов - при погашении задолженности до 1 января 2000 года;
50 процентов - при погашении задолженности до 1 апреля 2000 года.
В целях реализации требований ст. 13 Закона Постановлением Фонда социального страхования РФ от 17.06.99 № 29 утверждено Положение о порядке списания пеней организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в Фонд по состоянию на 1 апреля 1999 г.
Согласно Расчетной ведомости от 15.04.99 ОАО "Мстатор" имело просроченную задолженность по страховым взносам на 01.04.99 в размере 29 814 руб.
На 01.10.99 истцом была погашена данная задолженность, о чем свидетельствует расчетная ведомость от 15.10.99 и акт совместной сверки расчетов от 05.05.2000, а также уплачены текущие платежи в фонд (платежное поручение № 270 от 30.09.99). Руководствуясь ст. 13 Закона, а также п. 6 Положения о порядке списания пеней организациями, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в фонд по состоянию на 01.04.99, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования РФ от 17.06.99 № 29 (далее - Положение), истец обратился в фонд с заявлением о списании пеней, начисленных за период с 01.01.97 по 01.04.99 на просроченную задолженность по состоянию на 01.04.99 Ответчиком было отказано (письмо № 3058 от 26.12.99).
Суд полагает, что ответчик неправомерно отказал истцу в данной льготе, ссылаясь на письмо ФСС РФ от 12.11.99 № 02-10/06-5828, которое не имеет обязательной силы, т.к. носит рекомендательный характер, к тому же противоречит ст. 13 Закона, т.к. в Законе не предусмотрено списание пеней, начисленных и отраженной в бухгалтерском учете. Закон четко определяет списание пени организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в фонд по состоянию на 01.04.99 и осуществляющим текущие платежи.
Ответчик обязан был рассмотреть заявление истца о списании ему пени, начисленной за период с 01.01.97 по 01.04.99 по просроченной задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.04.99 и погашенной на 01.10.99, произведя сверку задолженности по страховым взносам и пеней на 01.04.99 на основании собственных данных и данных страхователя (основание п. 7 Положения).
Ссылка ответчика на то, что истец обязан был начислить и отразить пени в расчетной ведомости на 01.04.99 необоснованна т.к. в соответствии с п. 7.9 Инструкции предусмотрено, что если пени страхователем не начислены, то при проверке расчетной ведомости страхователя пеню начисляют соответствующие исполнительные органы Фонда, о чем письменно сообщают страхователю, что и было сделано ответчиком (акт камеральной проверки № 4 от 22.09.99 и акт документальной проверки № 55 от 17.09.99).
На период обращения истца к ответчику с заявлением о списании пеней за период с 01.01.97 по 01.04.99 в связи с погашением им просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд по состоянию на 01.04.99 и уплатой текущих платежей пеня была отражена в расчетной ведомости на 01.10.99.
Ссылка ответчика, что у истца на момент обращения (19.11.99) имелась просроченная задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.11.99 - 11 344 руб., на 01.12.99 - 26 697 руб. необоснованна т.к. в соответствии со ст. 8 Закона работодатели ежемесячно уплачивают взносы на государственное социальное страхование одновременно с получением в банках средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц. Исходя из этого, предприятие, получая 15.12.99 в банке средства на выплату заработной платы за сентябрь 1999 г. уплачивает страховые взносы соответственно за сентябрь - в первой половине декабря, поэтому утверждать, что это просроченная задолженность, нет оснований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным решение Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ № 332 от 11.11.99 с момента его принятия.

2. Обязать Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ произвести списание пеней, начисленных по состоянию на 01.04.99 в размере 87 551 руб. до 01.06.2000.

3. Возвратить ОАО "Мстатор" госпошлину из бюджета РФ в сумме 834 руб. 90 коп.

4. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

5. Меры по обеспечению иска, принятые определением суда от 16.03.2000, отменить.

Председательствующий
Н.В.ЯНЧИКОВА

Судья
Л.А.КУРОПОВА
Л.А.НИКИТИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,