
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 29.09.2000 № А44-2013/00-С13-К
<ИСК АКЦИОНЕРНОГО КОММЕРЧЕСКОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ К УПРАВЛЕНИЮ МНС РФ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2001 № А44-2013/00-С13-К данное решение оставлено в силе.
------------------------------------------------------------------
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 29.11.2000 № А44-2013/00-С13-К данное решение отменено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2000 года Дело № А44-2013/00-С13-К
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ к Управлению МНС РФ по Новгородской области о признании недействительным решения № 04-13/4 от 25.07.2000; о возврате из бюджета переплаты по налогу в сумме 1 433 057 руб. 50 коп.,
установил:
Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском о признании недействительным решения Управления МНС РФ по Новгородской области (далее - Управление) от 25.07.2000 № 04-13/4 (далее - решение), принятого по результатам выездной налоговой проверки Банка (акт от 05.07.2000 № 04-13/6) и обязании Управления вернуть Банку переплату по налогу в сумме 1 433 057 руб. 50 коп.
Согласно указанному решению, Банк обязан уплатить в бюджет недоимку по налогу от дохода по государственным ценным бумагам в сумме 1 433 057 руб. 50 коп.
Истец считает требование Управления необоснованным по следующим мотивам.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" принадлежащие Банку государственные краткосрочные бескупонные облигации (далее - ГКО) и облигации федеральных займов (далее - ОФЗ) с постоянным и переменным купонным доходом, выпущенные в обращение до 17.08.99, были заменены на вновь выпускаемые государственные ценные бумаги общей стоимостью 89 902 049 руб. 20 копеек. При замене облигаций Банк получил ОФЗ с фиксированным купонным доходом на сумму 57 630 832 руб. 78 коп., в которую включен накопленный купонный доход - 9 553 716 руб. 96 коп.
В 1999 году Банк получил по ОФЗ купонный доход в сумме 15 396 136 руб., с которого уплатил налог (15 %) - 2 309 420 руб., т.е. со всей суммы полученного дохода.
Полагая, что согласно письму ЦБ России № 408, МФ РФ № 10, ГНС РФ № ВЕ-6-05/103 от 04.02.97 (п. 2 "б") "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами", Банк вправе уменьшить налогооблагаемый доход на часть суммы накопленного купонного дохода, уплаченного при приобретении ОФЗ, последний 13 июня 2000 года направил Управлению уточненный расчет по налогу с дохода на ценные бумаги за 1999 г., где просил возвратить излишне уплаченный налог в сумме 1 433 057 руб. 50 коп., в чем Банку было отказано.
Управлением в результате налоговой проверки Банка (акт от 05.07.2000) сделан неправомерный вывод о невозможности уменьшения налогооблагаемого дохода по ОФЗ на сумму накопленного купонного дохода - 9 553 716 руб. 96 коп. ввиду получения Банком ценных бумаг в результате новации, а не приобретения их на вторичном рынке ценных бумаг, и, как следствие, отсутствием у банка затрат по оплате накопленного купонного дохода.
Истец считает, что он получил новые ценные бумаги на сумму затрат, произведенных при приобретении у государства ОФЗ до 17.08.98.
Вывод Управления о имевшей место новации не основан на законе.
Сложившиеся между государством и Банком отношения по замене одних ценных бумаг на другие не являются гражданско - правовыми, т.е. основанными на равенстве сторон, а, следовательно, их нельзя рассматривать как новацию, в контексте ст. 414 ГК РФ, т.к. основанием для их возникновения послужило распоряжение Правительства РФ, а не договор. Следовательно, в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к указанным правоотношениям гражданское законодательство не применяется.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик с заявленным иском не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление (от 27.09.2000 № 13-08).
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам", принадлежащие Банку ГКО и ОФЗ со сроком погашения до 31.12.99, выпущенные в обращение до 17.08.98, были заменены на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным купонным доходом на сумму 57 630 832 руб. 78 коп., в которую включен накопленный купонный доход в сумме 9 553 716 руб. 96 коп. (в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к распоряжению Правительства).
В соответствии с пунктом 6 Указаний ЦБ РФ от 05.02.99 № 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 года № 1787-р" Банк учитывал новые ценные бумаги на балансовом счете 50103 по цене их приобретения за вычетом накопленного купонного дохода.
Факт того, что Банк понес затраты по оплате купонного дохода, приобретая ГКО и ОФЗ до 17.08.98, подтверждается отчетом дилера об итогах замены ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99, выпущенных до 17.08.98, на новые обязательства (таблица № 3, № 4, л. д. 9 - 10). Из указанного документа следует, что величина купонного дохода (НКД) в балансовой стоимости заменяемых облигаций составляет 9 553 716 руб. 96 коп. Факт того, что Банк понес затраты по оплате НКД, приобретая ГКО на вторичном рынке до кризиса 17.08.98, не отрицается и ответчиком.
В соответствии с п.п. "б" пункта 2 Письма ЦБ РФ № 408, МФ РФ № 10, ГНС РФ от 04.02.1997 № ВЕ-6-05/103 (ред. 04.12.97), при расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль валовая прибыль уменьшается на доходы, полученные в виде части накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашением купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), ценным бумагам субъектов РФ и органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу.
Таким образом, Банк, руководствуясь указанным нормативным актом, правомерно исключил из налогооблагаемой базы сумму НКД, уплаченного при приобретении государственных ценных бумаг, приобретенных до кризиса 17.08.98 и впоследствии замененных в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1787-р на новые ОФЗ.
Суд не может согласиться с утверждением ответчика, что в результате имевшей место новации, осуществленной по соглашению сторон в порядке ст. 414 ГК РФ, докризисные обязательства государства (ГКО и ОФЗ) аннулированы, а доход по новым, полученным Банком от эмитента, а не на вторичном рынке (соответственно, без оплаты НКД), подлежит налогообложению в полном объеме, без исключения НКД.
Правоотношения, возникшие между государством (в лице Правительства РФ, Минфина) и кредитными организациями (Банками) в результате распоряжения Правительства РФ № 1787-р от 12.12.98 "О новации по государственным ценным бумагам", по мнению суда, нельзя рассматривать в контексте правоотношений, предусмотренных ст. 414 ГК РФ, именуемых "новацией", т.е. прекращения первоначальных обязательств государства по ценным бумагам.
Согласно ст. 414 ГК РФ, одно из оснований прекращения обязательств по договору "новация" предусматривает наличие договоренности между сторонами о замене первоначального обязательства иным обязательством, предусматривающим иной способ его исполнения.
Распоряжение Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р является односторонним властным актом административного характера.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении.
Кроме того, в соответствии с "Заявлением Правительства РФ и Центрального Банка РФ об экономической политике на 1999 год", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.07.99 № 829 (пункты 37, 42), действия государства по замене одних обязательств по ценным бумагам (ГКО и ОФЗ) по внутреннему долгу на другие, именуются не иначе как "реструктуризация внутреннего долга", что, как известно, не предполагает прекращение первоначальных обязательств, а лишь изменяет порядок и сроки их исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 132, 134 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительным решение Управления МНС РФ по Новгородской области № 04-13/4 от 25.07.2000.
Возвратить Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ из бюджета 1 433 057 руб. 50 коп.
2. Возвратить Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ из федерального бюджета госпошлину в сумме 19 605 руб.
3. Исполнительные листы выдать по вступлении решения в законную силу.
Председательствующий
О.В.ПЕСТУНОВ
Судьи
Г.М.БЕСТУЖЕВА
Л.А.НИКИТИНА
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|