
|  |
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между областной Федерацией профсоюзов, общественным Фондом "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области" и Администрацией Новгородской области на 2001 - 2002 годы от 13.12.2000
Официальная публикация в СМИ:
"Новгородские ведомости", № 13, 30.01.2001
Утратил силу с 1 января 2003 года (пункт 1.11 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Вступил в силу с момента подписания сторонами и действовал до 2002 года включительно (пункт 1.11 данного документа).
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОБЛАСТНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ,
ОБЩЕСТВЕННЫМ ФОНДОМ "СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ) НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
И АДМИНИСТРАЦИЕЙ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Мы, нижеподписавшиеся представители общественного фонда "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области" (в дальнейшем "Работодатели"), областной Федерации профсоюзов (в дальнейшем "Профсоюзы") и Администрации области, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными нормативными правовыми актами:
руководствуясь интересами населения, проживающего на территории Новгородской области в повышении его уровня жизни;
стремясь к достижению социального мира и согласия в обществе, обеспечению социальных гарантий для населения области;
в целях обеспечения договорного регулирования социально - трудовых отношений;
обязуясь соблюдать в ходе трехсторонних консультаций договоренность;
подтверждая свои намерения содействовать проведению социально - экономической политики в интересах населения области, заключили настоящее Региональное соглашение.
I. Общие положения
1.1. Стороны признают настоящее Региональное соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально - экономической политики в Новгородской области на 2001 - 2002 годы и принимают на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности Региональным соглашением, соблюдая его условия (далее по тексту "Соглашение"), а также действующим Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
1.2. Стороны признают, что нормой для оценки их деятельности является:
повышение уровня жизни работников организаций, населения области, выражающегося в снижении численности работников, населения, находящихся за чертой бедности, росте рождаемости и продолжительности жизни людей;
сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы, социальных пособий;
проведение активной политики занятости работников и населения, выражающееся в сохранении и увеличении рабочих мест в организациях, сокращении безработицы и увеличении рабочих мест в организациях, сокращении безработицы и увеличении численности занятого населения в области;
повышение безопасности и улучшение условий труда, выражающееся в снижении, по сравнению с 2000 годом, численности лиц, пострадавших на производстве;
создание благоприятных условий для деятельности местных организаций товаропроизводящей сферы.
1.3. Настоящее Соглашение является основой для ведения коллективных переговоров в отраслях для заключения отраслевых соглашений, коллективных договоров.
1.4. Согласованные сторонами гарантии и обязательства обеспечиваются соответствующими бюджетными ассигнованиями, доходами и ресурсами организаций, независимо от форм собственности, средствами профессиональных союзов.
1.5. Соглашение распространяется и является обязательным для сторон, заключивших Соглашение, а также работодателей, признающих данное Соглашение и присоединившихся к его действию.
1.6. Профсоюзные организации, не входящие в состав областной Федерации профсоюзов, а также объединения работодателей и работодатели, не входящие в состав общественного Фонда "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области" и не имеющих своих представителей в трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
1.7. Органы местного самоуправления области учитывают настоящее Соглашение при рассмотрении вопросов, вошедших в данное Соглашение, а также при заключении территориальных соглашений.
1.8. Стороны считают возможным развитие социального партнерства на уровне районов и городов области.
1.9. Стороны будут способствовать, чтобы применение гарантий настоящего Соглашения распространялось на остальные организации, расположенные в области, но не охваченные данным Соглашением.
Общественный Фонд "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области" направляет работодателям, не участвующим в Соглашении, предложение о присоединившихся к нему.
1.10. Ни одна из сторон, заключившая настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В то же время Соглашение может быть изменено, дополнено по инициативе любой из сторон и при взаимной договоренности сторон.
1.11. Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 2002 года включительно.
1.12. Каждая из сторон не менее, чем за месяц до окончания срока действия Соглашения, вправе внести письменное уведомление другой стороне о начале переговоров по разработке и заключению нового Соглашения. В этом случае стороны обязуются приступить к переговорам.
II. Принципы социального партнерства
2.1. В целях обеспечения конструктивного взаимодействия, стороны пришли к согласию, что в основу социального партнерства будут положены следующие принципы:
постоянное сотрудничество, ведение социального диалога и переговорного процесса;
уважение и учет интересов участников социального партнерства;
добровольность ведения переговоров и добровольность принятых на себя обязательств;
разумность требований при ведении переговоров;
полномочность представителей участников социального партнерства;
равноправное представительство всех участников социального партнерства на равной основе в любом переговорном процессе и органах, ведущих консультации;
соблюдение социальными партнерами норм законодательства;
приоритет общепризнанных принципов и норм международного права перед федеральным и областным законодательством;
соблюдение правовых актов, заключенных на договорной основе участниками социального партнерства;
рассмотрение предусмотренных соглашениями и договорами между участниками социального партнерства условий в качестве минимальных социальных гарантий;
приоритет переговорных методов и примирительных процедур в разрешении конфликтов.
III. Экономические и производственные отношения
3.1. Проекты областных законов и иных нормативных правовых актов, подготавливаемые Администрацией области по вопросам регулирования социально - экономических, трудовых отношений, подготавливаются с учетом предложений сторон социального партнерства и при необходимости обсуждаются на заседаниях трехсторонней комиссии по предложению одной из сторон.
3.2. Администрация области, работодатели обязуются не принимать нормативные правовые акты по вопросам труда, занятости, социального развития области и другим социально - экономическим вопросам, затрагивающим права и интересы сторон, трудящихся, пенсионеров и учащейся молодежи без получения предварительного мнения сторон.
3.3. Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
3.4. Администрация области и работодатели признают Профсоюз представителем работников при ведении переговоров и заключении соглашений и коллективных договоров от лица работников, состоящих в Профсоюзе.
Администрация области:
3.5. Обеспечит нормативные и правовые, финансовые, организационные условия реализации Концепции социально - экономического развития области на 2001 - 2002 годы в пределах своей компетенции и реальных финансовых возможностях.
3.6. Обеспечит финансирование образования, культуры и здравоохранения на уровне не ниже 2000 года, с учетом ожидаемого роста цен.
3.7. При ежегодном формировании областного и консолидированного бюджета области будут предусмотрены необходимые средства на:
3.7.1. Оплату организациями бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры, органов управления) текущих коммунальных услуг, оказываемых им организациями жилищного и коммунального хозяйства, с учетом потребляемой при этом электроэнергии.
3.7.2. Возмещение выпадающих доходов организаций жилищного и коммунального хозяйства, связи, энергетики, общественного автотранспорта в связи с предоставлением гражданам установленных льгот, депозитов, а также субсидий малоимущим гражданам по оплате ими жилищно - коммунальных услуг, электроэнергии, а также формирование резерва на постепенное погашение сложившейся задолженности по ним.
3.7.3. Частичное возмещение организациям жилищного и коммунального хозяйства, а также бюджетной сферы дополнительных расходов в случае роста цен и тарифов на материалы, лекарства, электроэнергию, газ и другие составляющие, вызывающие повышение расходов и, как следствие, себестоимости оказываемых населению услуг.
3.7.4. Обеспечение соответствующими муниципальными образованиями социальным жильем работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках финансовых возможностей.
3.7.5. Поэтапное сокращение и ликвидация кредиторской задолженности областного и местных бюджетов предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, в том числе "Водоканал", газового хозяйства, электроснабжающим организациям, сложившейся на 01.01.2000 за услуги, оказанные бюджетной сфере и населению в доле бюджетного финансирования.
3.7.6. Оплату дополнительных отпусков и сокращенного рабочего дня, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, отраслевыми соглашениями работникам организаций бюджетной сферы, жилищного и коммунального хозяйства, работающим с тяжелыми и вредными условиями труда, ненормированным рабочим днем.
3.7.7. Выполнение обязанностей работодателями по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии о требованиями ст. 14 ФЗ от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
3.7.8. Оздоровление не менее 12 тысяч детей и подростков в загородных базах отдыха.
3.7.9. Исполнение Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" от 01.08.96 в части предоставления учащимся компенсационной выплаты на питание в размере 1,5 % в день от минимального размера оплаты труда, а также бесплатного питания (завтраки, обеды) учащимся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений из малоимущих семей.
3.7.10. Финансирование диагностических исследований поголовья коров на лейкоз.
3.7.11. Проведение проверок обоснованности повышения тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения.
3.8. Обеспечит в полном объеме финансирование расходов предприятий жилищно - коммунального хозяйства на приобретение топлива для котельных, оплаты электроэнергии и выплаты заработной платы с начислениями на нее единого социального налога, предусмотрев эти средства при расчете сумм финансовой помощи бюджетам муниципальных образований.
3.9. Рекомендовать органам местного самоуправления при рассмотрении порядка формирования и утверждения цен и тарифов на услуги, оказываемые организациями жилищно - коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры по муниципальному и областному заказам за счет бюджетного финансирования, предусматривать:
фонд оплаты труда, исходя из заработной платы не выше среднеобластного уровня, согласно статистических данных на фактическую численность на момент рассмотрения цен и тарифов;
в целях заинтересованности организаций в изыскании внутренних резервов по снижению себестоимости, увеличению объемов производства, обновления ассортимента и т.д. прибыль предусматривать в размере, необходимом для развития производства и обязательных платежей в бюджет.
3.10. Включит в перечень защищенных текущих расходов проекта областного бюджета, подлежащих первоочередному финансированию, в полном объеме заработную плату работникам бюджетных учреждений, организаций жилищного и коммунального хозяйства области в размере 100 % утвержденного фонда оплаты труда с начислениями в государственные внебюджетные фонды, продукты питания (продовольственное обеспечение), компенсационные выплаты на питание, приобретение медикаментов и перевязочных материалов, стипендии, государственные пособия гражданам, имеющим детей, платежи на неработающее население в фонд ОМС, выплаты средств на детей, находящихся под опекой и др.
3.11. Определит сроки поэтапного погашения сложившейся в организациях бюджетной сферы кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг, а также оплате труда работников бюджетной сферы и организаций жилищного и коммунального хозяйства.
3.12. Разработает систему мер по оказанию поддержки организаций местной, легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, бытового обслуживания населения и предприятий обществ инвалидов.
3.13. Примет необходимые меры в соответствии с законодательством по формированию регионального продовольственного фонда для обеспечения подведомственных бюджетных организаций сельскохозяйственной продукцией, обеспечению финансирования заказа с установлением цен на закупаемые для этих целей молоко, мясо, картофель, овощи и индексацией их на удорожание один раз в квартал.
3.14. Осуществляет работу по разработке показателей базовой доходности, повышающих и понижающих коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности при применении единого налога на вмененный доход при участии представителей товаропроизводителей и отраслевых региональных профсоюзов.
3.15. В 2001 году проведет организационную работу по созданию областного совета по взаимодействию в сфере сертификации торговли и услуг из числа представителей органов по сертификации торговли и услуг, контролирующих служб, с участием отраслевого регионального профсоюза.
3.16. Сохранит меры по государственной поддержке организаций бытового обслуживания населения независимо от форм собственности, оказывавших социально значимые виды услуг, при условии, что они в общем объеме работ занимают не менее 70 %.
3.17. Ежегодно предоставляет сторонам информацию об исполнении областного и консолидированного бюджетов.
3.18. Способствует предоставлению участков лесного фонда в первую очередь эффективным хозяйствующим субъектам лесной промышленности, выполняющим условия арендных договоров (соглашений), реализующих высокоэффективные инвестиционные проекты, осуществляющим строительство лесовозных дорог и формирующих вокруг себя благоприятную социальную среду.
3.19. В связи с реализацией в области реформ ЖКХ обеспечит проведение работ по оснащению не только вновь вводимого в эксплуатацию, но и действующего жилищного фонда счетчиками расхода потребления газа, воды, теплоэнергии, другими контрольно - измерительными приборами как за счет бюджетных средств, так и с частичной оплатой за счет населения.
3.20. Бесплатно предоставляет сторонам издаваемый областной информационно - методический бюллетень.
3.21. Обеспечит ежеквартальное опубликование в газете "Новгородские ведомости" статистического обзора о социально - экономическом положении области, в том числе уровне жизни населения.
Работодатели:
3.22. Разработают и реализуют антикризисные меры по повышению конкурентоспособности продукции и услуг, стабилизации и повышению эффективности производства, проведению его структурной перестройки с целью сохранения имеющихся и созданию новых рабочих мест.
3.23. Организуют и финансируют подготовку кадров и повышение квалификации работающих.
3.24. Заключают в каждой подведомственной организации коллективный договор и в 7-дневный срок представляют его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган местного самоуправления.
3.25. Обеспечат участие представителей работников в коллективных органах управления организацией.
3.26. Периодически, но не реже одного раза в квартал, информируют трудовые коллективы о финансово - экономическом положении организации, перспективах развития, принимаемых мерах по стабилизации производства, ликвидации задолженности по выплате заработной платы и социальных пособий.
3.27. Не возражают против предоставления органами государственной статистики по запросу Администрации области информации об экономических показателях развития предприятий для разработки мер поддержки, региональных программ развития подотраслей и мониторинга состояния реального сектора экономики.
Профсоюзы:
3.28. Заключают в установленном порядке в организациях коллективные договоры с работодателями, добиваясь включения в них взаимных обязательств по защите социально - экономических интересов работников, регулированию трудовых отношений, максимальное использованию всех возможностей и ресурсов в интересах работников.
3.29. Вносят предложения в проекты областного бюджета и Концепцию социально - экономического развития области.
3.30. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам заключения коллективного договора, защиты трудовых, экономических и профессиональных интересов членов профсоюзов.
3.31. Оказывают консультативную и методическую помощь профсоюзным организациям по заключению коллективных договоров, добиваясь включения в них взаимных обязательств по экономическим и производственным вопросам.
3.32. Участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров.
IV. Доходы и уровень жизни
Стороны договорились:
4.1. Оплату труда в бюджетных отраслях производить на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), в организациях других отраслей на основе отраслевых тарифных соглашений, коллективных и индивидуальных трудовых договоров.
4.2. В случае несвоевременной выплаты заработной платы решать вопрос о компенсациях гражданам потерь, вызванных задержкой, в соответствии с действующим в организации коллективным договором.
4.3. При наличии у организаций задолженности по платежам в бюджет, выплате заработной платы, рекомендовать собственникам организаций, Советам Директоров, Правлениям коммерческих обществ включать в условия контракта с руководителем организации и положения об ответственности руководителя за допущенную задолженность, лишении его вознаграждения за результаты финансово - хозяйственной деятельности полностью либо частично, расторжения с ним контракта.
4.4. Рекомендовать для применения в организациях области на основе коллективных договоров следующий порядок индексации тарифных ставок и окладов с учетом роста цен на потребительские товары и услуги (кроме работников бюджетной сферы, заработная плата которых формируется на основе ЕТС (единой тарифной сетки):
4.4.1. Индексацию целесообразно осуществлять в пределах от 0,6 до 1,0 процента на 1 процент изменения индекса цен в зависимости от соотношения (кратности) средней заработной платы по организации и минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом:
до 6 минимальных размеров - 1,0
от 6 до 8 -"- - 0,9
от 8 до 12 -"- - 0,8
от 12 до 15 -"- - 0,7
свыше 15 -"- - 0,6
4.4.2. Индексацию тарифных ставок (окладов) производить как правило один раз в квартал и осуществлять одновременно для всех наемных работников.
Администрация области:
4.5. Осуществляет конкретные меры по своевременной выплате зарплаты в бюджетных отраслях (образование, культура, здравоохранение, жилищного и коммунального хозяйствах и других в части финансирования из бюджета) в соответствии с действующим законодательством.
4.6. Учитывает при формировании проекта областного бюджета средства на индексацию оплаты труда и социальных выплат работникам организаций, финансируемых из областного бюджета.
4.7. Принимает меры по погашению имеющейся задолженности и выплате ежемесячной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений, предусматривая для этого ежегодно необходимые средства в областном и консолидированном бюджете области. Рекомендует органам местного самоуправления принять аналогичные меры.
4.8. Обеспечит принятие мер по поэтапному доведению среднего размера заработной платы работников образования, здравоохранения, культуры до уровня не ниже прожиточного минимума.
4.9. Введет с 2001 года выплату надбавок к заработной плате за стаж работы для работников областных и районных семенных инспекций, станций по борьбе с болезнями животных, ветлабораторий.
4.10. Организует работу областных комиссий по поэтапному сокращению задолженности по заработной плате.
4.11. Не допускает повышения цен и тарифов для населения на жизненно необходимые услуги, регулируемые на уровне субъекта Российской Федерации, без соответствующего роста реальных доходов населения и реальной оплаты труда работников.
4.12. Обеспечивает обязательную проверку обоснованности каждого случая повышения тарифов на товары и услуги для населения с предоставлением профсоюзам права ознакомления с результатами проверок.
4.13. Обеспечит ежеквартальную публикацию в газете "Новгородские ведомости" показателей, характеризующих благосостояние жителей области (уровень душевого дохода, оплаты труда, прожиточного минимума, цены потребительской корзины, разницы между сверхбогатыми и сверхбедными, долги по зарплате и детским пособиям на душу населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, смертность и рождаемость населения на 1000 жителей) в сравнении с аналогичными данными других территорий Северо - Западного федерального округа, а также средних показателей России.
Работодатели:
4.14. Проводят политику в области доходов работников организации, направленную на обеспечение минимальной зарплаты не ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, а средней зарплаты в целом по организациям - на уровне не ниже двух размеров прожиточного минимума трудоспособного человека по региону.
4.15. Предусмотрят в коллективных договорах положение о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера, но не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.
4.16. Производят своевременную, не реже двух раз в месяц, выплату заработной платы работникам организаций, а также индексации зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни в порядке и размере, согласованных в коллективных договорах и тарифных отраслевых соглашениях.
4.17. Устанавливают системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов по согласованию с профсоюзными органами и закрепляют их в коллективных договорах и отраслевых соглашениях.
4.18. Не допускают дискриминации в оплате труда между наемными работниками одной и той же профессии, специальности, должности в соответствии с принципами равной оплаты за равный труд.
4.19. Сохраняют при определении часовых тарифных ставок и минимальных должностных окладов тарифные коэффициенты и соотношения, отражающие различие в сложности труда по каждой профессионально - квалификационной группе, установленные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 (если коллективным договором или соглашением не согласована иная оплата труда) или соответствующие Единой тарифной сетке, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2000 № 284 с последующими изменениями.
4.20. Осуществляют тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим (кроме бюджетных отраслей) по ЕТКС работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, если иное не предусмотрено отраслевым соглашением или коллективным договором.
4.21. При возникновении задолженности по зарплате свыше 1 месяца, руководители предприятий и организаций могут быть заслушаны на заседании трехсторонней комиссии с последующим принятием мер.
4.22. Вносят предложения в органы управления акционерными обществами до погашения задолженности по зарплате наемным работникам не принимать решений о выплате дивидендов акционерам.
Профсоюзы:
4.23. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и отдыха, полноты и своевременности выплаты заработной платы и социальных пособий, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством, соглашениями, коллективными договорами.
4.24. Представляют права, интересы членов профсоюзов в хозяйственных, судебных, государственных и других органах, способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.25. Оказывают бесплатную юридическую помощь и консультации членам профсоюзов по вопросам условий и оплаты труда.
4.26. Проводят анализ социально - экономического положения трудящихся, уровня жизни для выработки мер и предложений по защите социально - экономических интересов трудящиеся и других категорий населения.
4.27. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства по вопросам установления основных критериев жизненного уровня населения, индексации заработной платы работающих граждан и участвуют в этой работе совместно с работодателями и Администрацией области.
4.28. Принимают необходимые общественные меры к сокращению задолженности по зарплате и социальным выплатам, недопущению их невыплат и задержек.
V. Охрана труда
Стороны пришли к соглашению, что Администрация области:
5.1. Осуществляет при участии работодателей и профсоюзов формирование программ и разработку нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в том числе в 2001 г. примет региональную программу по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2002 годы.
5.2. Ежегодно информирует население через средства массовой информации о состоянии условий труда, производственном травматизме, профзаболеваниям и экологической обстановке в области.
5.3. Выдает разрешения на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, заинтересованным институтам, учебным центрам, комбинатам и координирует работу по обучению по охране труда.
5.4. Стимулирует деятельность работодателей, принимающих меры по улучшению условий охраны труда.
5.5. Организует сертификацию производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям по охране труда в организациях области.
5.6. Проводит при участии профсоюзов экспертизу безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также экспертизу безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, приемку вводимых в эксплуатацию объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, запрещает строительство экологически вредных объектов.
5.7. При выдаче лицензий на право производства работ требует от работодателей информацию и документы о состоянии охраны труда и проводимой профилактической работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работодатели:
5.8. Организуют работу по созданию в организациях здоровых и безопасных условий труда.
5.9. Создают и обеспечивают работу служб охраны труда в организациях, создают условия для их эффективной работы. Обеспечивают строгое соблюдение правил и норм по охране труда и производственной санитарии.
5.10. С целью организации сотрудничества работодателей и работников по вопросам охраны труда обеспечат функционирование в организациях с численностью работающих более 10 человек комитетов (комиссий) по охране труда.
5.11. Осуществляют страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и коллективными договорами.
5.12. Компенсируют работникам по предъявлении ими расчетных документов (чек, квитанция) понесенные затраты на оплату услуг медицинских учреждений при прохождении ими предварительных и периодических профилактических осмотров, по направлению работодателей в случае, если эти затраты не оплачиваются предприятием централизованно.
5.13. Организуют обучение работников по охране труда, а также их переподготовку в случаях приостановки деятельности организации, цеха, участка, ликвидации рабочего места из-за неудовлетворительных условий труда, потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
5.14. Обеспечивают повсеместное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, информируют работников о состояния рабочих мест и существующем риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, а также обеспечивают их выдачу и предоставление.
5.15. Осуществляют первоочередное финансирование мероприятий по охране труда, на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств, спецпитания.
5.16. Обеспечивают беспрепятственный допуск соответствующих представителей профсоюзов в организации независимо от форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены профсоюза для осуществления профсоюзного контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды.
5.17. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных органов для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями охраны труда.
5.18. Включают представителей профсоюзных органов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и по расследованию несчастных случаев на производстве.
5.19. Информируют соответствующие профсоюзные органы о всех несчастных случаях с летальным исходом, происшедших на производстве.
5.20. Проводят сертификацию производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям по охране труда.
Профсоюзы:
5.21. Проводят работу по созданию системы уполномоченных профсоюзных органов и совместных с работодателями комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
5.22. Участвуют в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых механизмов и инструментов, расследовании несчастных случаев на производстве (работе).
5.23. Осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды, представляют и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев или получивших профзаболевания в организации в порядке, предусмотренном законодательством.
5.24. Проводят в организациях среди членов профсоюзов работу по повышению личной ответственности за соблюдение ими требований, правил и норм по охране труда.
5.25. Совместно с отраслевыми профсоюзными комитетами (советами) организуют обучение профсоюзного актива по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда.
5.26. Предоставляют бесплатно консультации и оказывают помощь членам профсоюзов по вопросам охраны труда.
VI. Социальные гарантии
Стороны пришли к соглашению:
6.1. Проводить согласованную политику в области организации детского отдыха, для чего:
6.1.1. Ежегодно, не позднее первого квартала, принимать совместное постановление Администрации области и профсоюзов, предусматривающее программу конкретных мер по обеспечению организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и студентов в период летних каникул.
6.1.2. Обеспечить работу постоянно действующей межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и студентов.
6.1.3. Ежегодно в загородных оздоровительных лагерях оздоравливать не менее 12 тысяч детей и подростков работающих граждан.
6.2. Администрация области и работодатели сохраняют за профсоюзными организациями право общественного контроля за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на обеспечение жилой площадью по найму, ее распределением, а также выделением жилищных субсидий, кредитов и ссуд на строительство и покупку жилья.
Администрация области:
6.3. При участии областной Федерация профсоюзов и общественного фонда "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области" разрабатывает и утверждает областную целевую программу социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
6.4. Обеспечит виды, объем и финансирование бесплатной медицинской помощи населению в рамках областного закона "Об основных принципах реализации государственных гарантий по предоставлению населению области бесплатной медицинской помощи" и ежегодной Программы государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению Новгородской области.
6.5. Не допустит передачу медицинских учреждений государственной и муниципальной форм собственности коммерческим структурам. Закрытие и перепрофилирование государственных, муниципальных учреждений здравоохранения, их филиалов проводить только с согласия населения, проживающего на обслуживаемой ими территории и Администрации района (через местный референдум, сходы граждан).
6.6. Продолжит государственное регулирование и контроль за ценами на основные виды лекарственных средств путем установления предельного уровня торговой наценки.
6.7. Сохранит:
6.7.1. Устанавливаемые выплаты дополнительных пособий (сверх государственного уровня) на детей студенческим семьям и безработным родителям.
6.7.2. Компенсационные выплаты части стоимости проезда на пригородном и междугородном автомобильном транспорте студентам и учащимся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования из малообеспеченных семей.
6.7.3. Установленные действующими законодательными и нормативно - правовыми актами льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках.
6.7.4. Практику предоставления льгот садоводам на проезд пригородным автотранспортом на период сельскохозяйственных работ.
6.7.5. Именную стипендию Господин Великий Новгород для аспирантов, студентов и учащихся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования области.
6.8. Рекомендует органам местного самоуправления области сохранить или ввести:
6.8.1. Льготные проездные билеты на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси) для студентов высших и средних профессиональных учреждений, учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений.
6.8.2. Приоритетное предоставление денежной и натуральной помощи продуктами питания, топливом, одеждой и другими предметами первой необходимости, льготных путевок в городские и загородные лагеря отдыха, санатории и профилактории для детей из семей, среднедушевые доходы которых ниже прожиточного минимума.
6.8.3. Порядок освобождения от взимания с граждан пеней за просроченную задолженность по квартплате и коммунальным услугам в случае задержки выплат зарплаты и пенсий, снижения предельно допустимой доли расходов семьи на оплату жилищно - коммунальных услуг при получении субсидий для семей с доходами в пределах одного прожиточного минимума.
6.8.4. Своевременное и полное выделение средств на возмещение выпадающих доходов эксплуатационным организациям жилищного и коммунального хозяйства, связи, автотранспорта, предоставляющим субсидии и льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, проезда в общественном автотранспорте, пользование услугами связи гражданам, имеющим право на льготы, в части установленной нормативными актами органов субъекта РФ и местного самоуправления.
6.8.5. Обязательное заключение договоров между органами местного самоуправления и автотранспортными организациями на обеспечение пассажирскими автоперевозками жителей городов и районов.
6.9. Добивается возмещения из федерального бюджета затрат на льготы по оплате услуг связи, жилищно - коммунальных и автотранспортных услуг, предоставляемых в соответствии с федеральными нормативными актами отдельным категориям граждан.
6.10. Организует спортивно - оздоровительные лагеря для учащихся муниципальных образовательных учреждений городов и районов по согласованному плану.
6.11. Не реже двух раз в год информирует профсоюзы об использовании бюджетных и внебюджетных средств на строительство или приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий населения области.
6.12. В газете "Новгородские ведомости" публикует:
6.12.1. Программу государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению области, а также ежеквартально анализ эффективности выполнения данной Программы;
6.12.2. Сведения об утвержденном размере прожиточного минимума по основным социально - демографическим группам населения области, а также сложившемся уровне потребительских цен в области;
6.12.3. Не реже одного раза в полугодие информацию о ходе выполнения областной целевой программы "Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения" на 2001 - 2002 годы;
6.12.4. Сведения о формировании и расходовании средств внебюджетных страховых фондов (единого социального налога).
Работодатели:
6.13. Предусматривают выделение дотаций на общественное питание работников и на лечебно - профилактическое питание занятым на работах с вредными и опасными для здоровья условиями труда.
В соответствии с законодательством о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, связанного с исполнением трудовых обязанностей, обеспечивают бесплатное дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, уход, санаторно - курортное лечение и другие расходы по восстановлению здоровья.
6.14. Разрабатывают и утверждают в организациях негосударственных форм собственности по согласованию с профсоюзным органом Положение о порядке учета работников, нуждающихся в улучшении жилищным условий и предоставлении им жилых помещений.
6.15. Обеспечивают взимание платы за проживание в общежитиях при поквартирном заселении, исходя из ставок, установленных на 1 кв. метр общей площади жилья, при покомнатном заселении - на 1 кв. метр жилой площади. При этом ставки не могут превышать ставки оплаты жилья для нанимателей в муниципальном жилом фонде.
6.16. Предусматривают через коллективные договоры:
6.16.1. Осуществление дополнительной социальной поддержки малоимущих категорий работников, нуждающихся в помощи, а также пенсионеров, инвалидов труда - бывших работников организации.
6.16.2. Отчисления не менее 0,15 % от фонда оплаты труда профсоюзным органам на культурно - массовую и физкультурно - оздоровительную работу среди работников организации.
6.16.3. Организацию оздоровительного отдыха детей и подростков работников, финансирование хозяйственного содержания детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и профилакториев, принадлежащих организациям различных форм собственности.
Профсоюзы:
6.17. Участвуют в разработке областной программы социальной защиты населения, а также через коллективный договор программ адресной социальной помощи малоимущим категориям работников, инвалидам и пенсионерам - бывшим работникам организации.
6.18. Осуществляют правовую оценку и экспертизу проектов областных законов и других нормативных актов, регулирующих социально - экономические гарантии и права трудящихся и направляют свои предложения в соответствующие органы власти.
6.19. На основе Соглашения о взаимодействии территориального Фонда социального страхования и областной Федерации профсоюзов участвуют в разработке мероприятий по обеспечению гарантированных государством выплат за счет средств социального страхования и улучшению организации оздоровления работников и членов их семей.
6.20. Проводят мероприятия по организации и проведению оздоровления детей и подростков работающих граждан.
6.21. Выступают с предложениями в установленном порядке о принятии органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально - трудовой сферы.
6.22. Оказывают необходимую помощь организациям в разработке раздела коллективного договора, устанавливающего социальные гарантии для работников.
VII. Содействие занятости населения, развитие рынка
труда
7.1. На основе совместных и скоординированных действий Администрация области и Работодатели обеспечат сохранение максимально возможного уровня занятости граждан, минимизацию отрицательных последствий безработицы, при необходимости разрабатывают дополнительные мероприятия по стабилизации занятости граждан.
Администрация области:
7.2. Продолжит практику поддержки работы организаций инвалидов, предоставления им льгот по налогам и платежам, установления льготных тарифов на коммунальные услуги.
7.3. Обеспечит с участием сторон ежегодную разработку и утверждение региональной Программы содействия занятости населения как в целом в области, так и в городах и районах.
7.4. Осуществляет экспертизу финансового состояния организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников.
7.5. В случаях угрозы массового увольнения и возникновения критических ситуаций на отдельных территориях совместно с работодателями, профсоюзами вводит в действие чрезвычайные меры ограничения роста безработицы и обеспечения занятости высвобождаемых работников.
7.6. Оказывает государственную поддержку градообразующим организациям при угрозе их банкротства, территориям с наиболее высоким уровнем безработицы, демографическими проблемами.
7.7. При участии работодателей разрабатывает и реализует меры, направленные на обеспечение приоритета организациям области в получении заказов на производство продукции и оказание услуг для нужд области.
7.8. Вносит на областную Думу предложения по предоставлению налоговых льгот организациям, осуществляющим производственную деятельность и вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию одобренных Администрацией области конкретных инвестиционных проектов в целях развития производства и создания новых рабочих мест.
7.9. Приглашает представителя отраслевого профсоюзного органа на заседание комиссии по определению причин неплатежеспособности организаций области при рассмотрении на комиссии организаций, относящихся к ведению данного отраслевого профсоюзного органа. Одни раз в полугодие представляет профсоюзам перечень организаций, признанных несостоятельными.
7.10. Ежеквартально публикует в средствах массовой информации области и Великого Новгорода информацию о реализации областной Программы содействия занятости населения, данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профобучения.
Работодатели:
7.11. Предусматривают в коллективных договорах специальные разделы, регулирующие вопросы занятости работников.
7.12. Обеспечивают своевременное, полное и достоверное информирование служб занятости и профсоюзных органов о возможных предстоящих массовых увольнениях, их причинах, числе и категориях работников, которых оно может коснуться, о сроках, в течение которого его намечается провести, о вакансиях и свободных рабочих местах, планируемых мерах по трудоустройству, переобучению высвобождаемых работников.
7.13. Реализуют в организациях установленную квоту для трудоустройства категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
7.14. Могут предусмотреть в коллективных договорах:
7.14.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции в целях предотвращения массовых увольнений.
7.14.2. Сохранение средней зарплаты работникам при необходимости переквалификации с отрывом от производства в связи с изменением структуры работ на весь срок обучения.
7.14.3. Увеличение срока предупреждения об увольнении по сокращению численности (штата) для работников, проработавших в организации десять и более лет, а также выплату им выходного пособия в повышенном размере по сравнению с установленным законодательством.
7.14.4. Недопущение сокращения работников (кроме полной ликвидации организации), которые являются единственными кормильцами в семье.
7.14.5. Уменьшение расходов на выплату зарплаты руководителям организаций, управленческому персоналу с сохранением за ними только должностных окладов без премий и надбавок в период полной либо частичной приостановки всего производства.
7.14.6. Создание в организации страховых фондов для социальных выплат на критические случаи полной или частичной остановки производства или банкротства.
7.15. Все вопросы, связанные с массовым высвобождением работников (высвобождение 10 % работников за период 90 дней, либо одновременное высвобождение более 100 человек) согласовывают с профсоюзным органом предприятия и территориальным органом отраслевого профсоюза.
7.16. При ликвидации организаций, изменений формы собственности или организационно - правовой формы, полном, частичном приостановлении производства (работ), влекущем сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, не менее чем за 3 месяца, направляют профсоюзу организации письменное предварительное уведомление и проводят с профсоюзным органом консультации по указанным вопросам для соблюдения законных прав и интересов работников.
Профсоюзы:
7.17. Оказывают бесплатную консультативную, правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов в вопросах занятости, приеме на работу и увольнения, разработке раздела коллективного договора, регулирующего занятость работников.
7.18. Принимают участие в разработке государственных программ занятости.
7.19. Осуществляют профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
7.20. Вносят на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
7.21. При сокращении рабочих мест профсоюзный орган организации проводит консультации и переговоры с работодателями по вопросам занятости, переобучения высвобождающихся работников, трудоустройству их внутри организации.
VIII. Гарантированность положения профсоюзов
Администрация области и Работодатели:
8.1. Соблюдают в соответствии с действующим законодательством и международными нормами права и гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от форм собственности.
8.2. Содействуют безналичному удержанию профсоюзных взносов по добровольным заявлениям работников и своевременно, в сроки, установленные для выплаты зарплаты, осуществляют перечисление их на расчетные счета профсоюзных организаций.
8.3. Все установленные в организации поощрительные системы и социальные гарантии в полном объеме распространяют на выборных профсоюзных работников.
8.4. Не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от форм собственности, соблюдают установленные законодательством права и гарантии профсоюзной деятельности.
8.5. Не препятствуют деятельности профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости, социальных гарантий работникам.
Администрация области:
8.6. В установленном порядке решает вопросы предоставления налоговых льгот профессиональным союзам.
IX. Контроль за реализацией настоящего Соглашения
9.1. Контроль за выполнением Соглашения, разрешением разногласий, возникающих в ходе реализации, осуществляют стороны, его подписавшие.
9.2. В двухмесячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мероприятий, необходимых для выполнения совместных взятых на себя обязательств и взаимно обмениваются ими.
9.3. Ход реализации Соглашения рассматривается ежегодно по итогам полугодия и года на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений с последующим доведением информации о реализации Соглашения до сведения населения области.
9.4. Текст Соглашения в двухнедельный срок после подписания его сторонами публикуется Администрацией области в газете "Новгородские ведомости".
9.5. Стороны в месячный срок после подписания доводят официальный текст Соглашения до сведения:
Администрация области - Глав городов и районов области, Работодатели - руководителей организаций, Профсоюзы - профсоюзных организаций.
X. Ответственность сторон
10.1. Стороны в соответствии с действующим законодательством и (или) их уставами, а также настоящим Соглашением несут ответственность:
за уклонение от участия в переговорах;
за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по Соглашению;
за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением Соглашения.
10.2. При невозможности выполнения обязательств Соглашения по причинам, признанным сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры.
10.3. Разногласия по применению Соглашения, возникающие у сторон в период действия Соглашения, рассматриваются трехсторонней комиссией для выработки приемлемого решения в 7-дневный срок с момента их поступления.
10.4. В случае преобразования субъектов, подписавших данное Соглашение, оно будет иметь силу весь период, на который заключено, и ответственность за его реализацию возлагается на правопреемников.
Губернатор области Председатель Президент
М.М.ПРУСАК Новгородской общественного
областной фонда Союза
Федерации промышленников и
профсоюзов предпринимателей
В.И.ФИШИН (работодателей)
Новгородской
области
И.И.СЛУЦКЕР
Совершено в Великом Новгороде 13 декабря 2000 г. в трех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|