
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 18.01.2001 № А44-3097/00-С9-К
<ИСК УВО ПРИ УВД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ К УПРАВЛЕНИЮ МНС РФ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ПЕНИ И ШТРАФА>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2001 № А44-3097/00-С9-К данное решение частично отменено.
------------------------------------------------------------------
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 13.03.2001 № А44-3097/00-С9-К данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2001 года Дело № А44-3097/00-С9-К
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску УВО при УВД Новгородской области к Управлению МНС РФ по Новгородской области о признании недействительным решения,
установил:
Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Новгородской области (далее УВО при УВД Новгородской области) обратилось с иском к Управлению МНС РФ по Новгородской области о признании недействительным решения Управления № 02-12/39 от 28 ноября 2000 года о взыскании налога на прибыль в сумме 186 132 руб., пеней - 122 909 руб. 24 коп. и штрафа в сумме 43 314 руб. 86 коп., ссылаясь на то, что деятельность вневедомственной охраны, связанная с осуществлением своих уставных задач, не является предпринимательской и, соответственно, отсутствует объект обложения налогом на прибыль.
Доход в размере 5 % от стоимости услуг по охране объектов распределяется по целевому назначению на возмещение убытков в связи с кражами и пожарами.
Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Новгородской области заявило встречный иск о взыскании налога на прибыль в сумме 186 132 руб., пеней - 122 909 руб. 24 коп. и штрафных санкций в сумме 43 314 руб. 86 коп. по оспариваемому решению.
В судебном заседании УВО при УВД Новгородской области свои требования поддержало, с требованиями налогового органа не согласилось по основаниям, указанным в иске.
Налоговый орган с иском УВО при УВД Новгородской области не согласился, свои требования поддержал по основаниям, указанным во встречном иске.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения Управлением вневедомственной охраны при УВД Новгородской области законодательства по налогу на прибыль за период с 1997 г. по I полугодие 2000 г.
Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в неуплате налога на прибыль с сумм превышения доходов над расходами, полученными от реализации услуг по охране имущества собственников за 1999 год.
Руководствуясь ст. ст. 38, 39 части первой Налогового кодекса РФ, ст. ст. 1, 2 п. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом имевших место затрат при оказании услуг и переплаты налога на прибыль, Инспекцией начислен налог на прибыль в сумме 186 132 руб., принято решение от 28.11.2000 № 02-12/39 о привлечении УВО при УВД Новгородской области к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд считает обоснованным вывод налоговой инспекции о том, что вневедомственная охрана является плательщиком налога на прибыль в соответствии с п. 10 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Согласно п. 10 ст. 2 названного Закона некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Объектом налогообложения в данном случае является доход, полученный от реализации услуг по охране имущества собственником по договорам.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 589 (далее - Положение), вневедомственная охрана создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организаций. Пунктами 10 и 11 Положения установлено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости и самофинансирования и содержится за счет внебюджетных средств, поступающих по договорам от собственников охраняемых объектов.
Средства, остающиеся в распоряжении отделов вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ.
Согласно пунктам 12 и 13 Положения вневедомственная охрана в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы финансово - хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд считает, что УВО при УВД Новгородской области осуществляет предпринимательскую деятельность.
Представляется непоследовательной позиция истца, полагающего, что доход, полученный по установке средств охранно - пожарной сигнализации, должен облагаться налогом на прибыль, поскольку это предпринимательская деятельность, а реализация услуг по охране объектов не является таковой.
Сделав обоснованный вывод о том, что УВО при УВД Новгородской области является плательщиком налога на прибыль, налоговый орган неправильно исчислил размер налога на прибыль, пени и штраф, подлежащие взысканию.
Как следует из решения и пояснений представителей налогового органа, за 1999 год неуплата налога на прибыль составила 221 604 руб., за I полугодие 2000 года излишне уплачен налог в сумме 35 472 руб., переплата налога на прибыль на 28.11.2000 - 5 029 руб. 70 коп. Взысканию подлежит 181 103 руб. Соответственно, штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога составляет 36 220 руб. 60 коп., а не 43 314 руб. 86 коп.
Оснований для освобождения УВО при УВД Новгородской области от ответственности в соответствии со ст. 111 ч. 1 Налогового кодекса суд не находит.
Из телеграммы ГНС РФ от 23 января 1998 года № АП-6-02/58 следует, что руководствоваться разъяснениями Госналогслужбы России от 22.08.94 № ВП-6-01/307 в части освобождения от налогообложения прибыли, полученной подразделениями вневедомственной охраны от основной деятельности, следует до введения в действие Налогового кодекса РФ.
Неправомерным является начисление пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль по итогам квартала, полугодия, 9 мес. 1999 г., I полугодия 2000 г.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется на каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль уплачивается поквартально (помесячно) по результатам соответствующего периода нарастающим итогом с начала года.
В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может включать один или несколько отчетных периодов, по итогам которого уплачиваются авансовые платежи.
По налогу на прибыль налоговая база окончательно устанавливается только по окончании года.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" уплата налога на прибыль по годовым расчетам производится в 10-дневный срок со дня установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании года.
Требования ст. ст. 100, 101 НК РФ Российской Федерации при составлении акта, вынесении решения и требования о добровольной уплате начисленных сумм налога, пеней, штрафа налоговым органом соблюдены.
Акт проверки составлен 04.09.2000, решение принято 28 ноября 2000 г. с учетом того, что после получения протокола разногласий было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий от 29.09.2000.
В части требований налогового органа о взыскании налога на прибыль и пеней производство по делу прекратить, поскольку взыскание налогов и пеней с юридических лиц в соответствии со ст. 45, 75 Налогового кодекса производится во внесудебном порядке (в бесспорном).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. В иске Управлению вневедомственной охраны при УВД Новгородской области отказать по праву.
2. Признать недействительным решение Управления МНС РФ по Новгородской области от 28.11.2000 № 02-12/39 в части взыскания налога на прибыль в сумме 40 501 руб. 70 коп. (221606 - 35472 - - 5029 = 70), штрафа в сумме 6 674 руб. 22 коп., в части взыскания пеней по налогу на прибыль поквартально (помесячно).
3. Взыскать с Управления вневедомственной охраны при УВД Новгородской области в доход соответствующего бюджета штраф в сумме 36 640 руб. 64 коп., во взыскании 6 674 руб. 22 коп. отказать.
4. Взыскать с Управления вневедомственной охраны при УВД Новгородской области в доход бюджета РФ госпошлину в сумме 1 565 руб. 62 коп.
5. Производство по делу по встречному иску в части взыскания пеней и налога на прибыль прекратить.
6. Исполнительные листы выдать по вступлении решения в законную силу.
7. Меры по обеспечению иска отменить по вступлению решения в законную силу.
Председательствующий
Л.А.КУРОПОВА
Судьи
Т.А.ДМИТРИЕВА
И.Г.ЛАРИНА
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|