Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 01.03.2001 № А44-17/01-С6
<ИСК ОАО "НОВОБЛКОММУНЭЛЕКТРО" К ММУ "ПЕРВАЯ ГОРБОЛЬНИЦА", АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РАСЧЕТАМ, ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 23.05.2001 № А44-17/01-С6 данное решение изменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 1 марта 2001 года Дело № А44-17/01-С6

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Новоблкоммунэлектро" к ММУ "Первая горбольница", Администрации Великого Новгорода о взыскании 2 470 114 руб. 87 коп.,

установил:

Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам о взыскании 2 470 114 руб. 87 коп., составляющих задолженность по расчетам за отпуск электроэнергии в соответствии с договором, процентов за пользование чужими денежными средствами.
По инициативе суда при согласии сторон к участию в процессе в качестве третьего лица на стороне ответчика - Администрации Великого Новгорода - привлечен Комитет по охране здоровья населения Великого Новгорода.
При рассмотрении дела истец свои требовании поддержал.
3-е лицо и ответчики иск не признали по основаниям, указанным в отзывах.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и полагает иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истец и ММУ "Первая горбольница" заключили договор № 284 от 22.01.98 на пользование электрической энергией.
Обязательство бесперебойного отпуска электроэнергии истцом выполнено.
Абонент финансовые обязательства по договору нарушил, задолженность по оплате с октября 1998 года по октябрь 2000 года составила 2 080 729 руб. 27 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами при ставке рефинансирования 25 % - 389 385 руб. 60 коп.
ММУ "Первая горбольница" объяснила наличие долга отсутствием финансирования на коммунальные расходы.
По мнению истца, расходы по содержанию больницы несет ее учредитель - Администрация города - на основании ст. 120 ГК РФ.
Второй ответчик, Администрация города, с доводами истца не согласился, сославшись на Постановление Администрации области от 21.03.94 № 80, которым было введено обязательное медицинское страхование граждан. Постановлением от 11.06.98 № 242 утвержден Перечень организаций здравоохранения области, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, куда включено Муниципальное медицинское учреждение "Первая городская больница".
В бюджете города и области не предусмотрено расходов на оплату коммунальных затрат учреждения, поскольку ММУ "Первая горбольница" финансируется за счет средств Новгородского областного фонда ОМС. С него и следует взыскать задолженность, т.к. бюджет фонда предусматривает ст. 3 "хозяйственные расходы", включающие оплату коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии, кроме того, фонд имеет дополнительные финансовые средства - это субвенции Федерального Фонда ОМС.
Третье лицо на стороне ответчика - Администрации города - Комитет по охране здоровья населения Великого Новгорода, возражения Администрации против иска поддержал.
По мнению ответчика - Областного фонда ОМС - задолженность следует взыскать с Администрации города как собственника ММУ "Первая горбольница" в соответствии со ст. 120 ГК РФ.
Свой отказ оплатить коммунальные расходы ответчик мотивировал ограниченностью денежных средств. При их распределении он руководствовался Методическими рекомендациями, конкретизирующими перечень расходов, куда вошли:
- оплата труда,
- начисления на оплату труда,
- медикаменты и перевязочные средства,
- продукты питания,
- мелкий инвентарь и обмундирование.
Указанные направления расходов вошли в состав бюджета фонда ОМС на 2000 год, утвержденного Правлением НОФОМС от 27.01.99 (Протокол № 1).
Прочие расходы организаций здравоохранения области и города, в том числе и за отпускаемую электроэнергию, в число финансируемых фондом не входят, поэтому затраты по коммунальным затратам должен нести собственник учреждения - Администрация города.
Суд выслушал доводы ответчиков и третьего лица и пришел к выводу о правомерности взыскания долга и процентов с Новгородского областного фонда ОМС по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация города и Областной фонд ОМС вступили в правоотношение страхования, урегулированное нормами главы 48 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 969 обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Нормы главы 48 ГК РФ применяются к правоотношениям медицинского страхования в соответствии со ст. 970 ГК РФ.
Договорные отношения страхователя и страховщика в медицинском страховании регулируются Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Подзаконные нормативные акты устанавливают особенности данного типа страхования - это структуры страховщика и страхователя, а также обязанность страховщика не только оплачивать соответствующие расходы медицинских учреждений, но и организовывать медицинскую помощь.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" цель страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Оказание медицинской и профилактической помощи требует наличие конкретных условий, т.е. содержание зданий и помещений медицинских учреждений должно соответствовать требованиям статей 24, 37 - 39, 44 ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". Санитарные правила предусматривают соблюдения норм гигиены, освещения и температуры помещений.
Следовательно, затраты медицинских учреждений на коммунальные услуги - это обязательное условие функционирования учреждений для оказания гражданам медицинской помощи.
Статьи 5, 20 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" устанавливают стандарты качества медицинской помощи, контроль за их соблюдением, обеспечение бесплатной медицинской помощи в соответствии с Программой обязательного медицинского страхования. Гарантирует объем и условия оказания гражданам медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программой ст. 1, ст. 22, ст. 24 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".
Современный уровень медицинской помощи и рентабельность медицинских учреждений предусматривает ст. 24 указанного Закона.
Сторонам договора страхования предоставлено право соглашением определять размер тарифов на медицинские услуги.
Следовательно, Закон прямо предусмотрел обязанность страховщика возмещать затраты страхователя на оказание медицинских услуг в полном объеме. Деление услуг по степени их значимости при оказании медицинской помощи Законом не предусмотрено.
Программа обязательного медицинского страхования не ставится законом в зависимость от суммы денежных средств, накопленных фондом.
Суд не принял во внимание довод Областного фонда ОМС о законодательном ограничении финансирования Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2000 г., утвержденными 17.01.2000 министром здравоохранения, директором Федерального фонда ОМС, согласованными с первым заместителем Минфина, поскольку методические рекомендации являются не законом, а актом применения права и имеют ограниченную юридическую силу.
По мнению суда, не основан на законе довод страховщика - Новгородского фонда ОМС об ограничении оплаты медицинских услуг страхователю - Администрации города в связи с задолженностью внесения платежей в бюджет фонда за неработающее население.
Статья 27 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" предусматривает применение финансовых санкций при нарушении страхователем сроков страховых платежей, но не ограничение оплаты медицинских услуг, как ошибочно полагает страховщик.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о правомерности взыскания с Новгородского областного фонда ОМС затрат по оплате коммунальных услуг ММУ "Первая горбольница" в сумме 2 080 729 руб. 27 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ в сумме 10 000 руб. Заявленная в иске сумма процентов 389 385 руб. 60 коп. уменьшена судом до 10 000 руб. в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 39, 95, 123 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Взыскать с Новгородского областного фонда Обязательного медицинского страхования в пользу ОАО "Новгородские областные коммунальные электрические сети" 2 080 729 руб. 27 коп. основного долга, 10 000 руб. - проценты.
Взыскать с Новгородского Областного фонда Обязательного медицинского страхования госпошлину в бюджет РФ в сумме 23 950 руб. 57 коп.
Отказать в иске к Администрации Великого Новгорода.
Отказать в иске к ММУ "Первая горбольница".
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Судья
Л.А.НИКИТИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,