| |
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 12.09.1997 № 113-ОЗ
(ред. от 06.04.2001)
"О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 27.08.1997 № 607-ОД)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Новгородские ведомости", № 52, 03.10.1997,
"Информационно-методический бюллетень", № 8, 1997, ст. 16.
Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Областного закона от 01.12.2004 № 341-ОЗ.
12 сентября 1997 года № 113-ОЗ
------------------------------------------------------------------
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 27.08.1997 № 607-ОД
(в ред. областных законов
от 12.07.1999 № 77-ОЗ, от 04.12.2000 № 153-ОЗ,
от 06.04.2001 № 184-ОЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Политика области по вопросам образования
1. В области проводится единая региональная политика в сфере образования, направленная на осуществление государственной политики, а также на предоставление населению области необходимых образовательных услуг, исходя из региональных требований и условий.
2. Организационной основой региональной политики в сфере образования является областная программа развития образования, разрабатываемая на основе федеральной программы развития образования.
В соответствии с областной программой развития образования осуществляется разработка и реализация территориальных программ развития образования и программ развития образовательных учреждений с учетом местных условий.
3. В целях осуществления единой образовательной политики в области обеспечиваются:
социальная защищенность граждан, получающих образование необходимого уровня и качества;
материальная и финансовая поддержка образовательных учреждений;
совместно с федеральными органами управления образованием обеспечивается функционирование и развитие системы государственных учреждений профессионального образования.
Статья 2. Законодательство в сфере образования
1. Законодательство в сфере образования включает в себя соответствующие нормы Конституции Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и иные нормативные правовые акты в области образования Российской Федерации, настоящий областной закон, нормативные правовые акты областной Думы, Администрации области и органов местного самоуправления в сфере образования.
2. Настоящий закон разграничивает компетенцию в сфере образования между Администрацией области и областной Думой;
регулирует отношения в сфере образования на территории области.
Статья 3. Региональные компоненты государственных образовательных стандартов
1. В целях повышения качества образования в Новгородской области используются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный компоненты.
2. В образовательных учреждениях, расположенных на территории области, не могут быть нарушены права учащихся по качеству образования, гарантируемые установленными в Российской Федерации государственными образовательными стандартами.
3. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии в области используются государственные специальные образовательные стандарты.
4. Установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов осуществляется Администрацией области.
5. Региональные компоненты наряду с федеральными являются основой объективной оценки качества образования выпускников независимо от форм получения образования. Реализацией регионального компонента государственного образовательного стандарта достигается единое образовательное пространство области.
6. Региональный компонент государственного стандарта начального профессионального образования отражает областные требования к качеству и содержанию профессионального образования, учитывая экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности региона.
Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ
Статья 4. Учредители областных образовательных учреждений
1. Лица, которые могут быть учредителями дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ст. 11 Закона Российской Федерации "Об образовании".
2. Решение о создании, реорганизации и ликвидации областных образовательных учреждений принимается Губернатором области или уполномоченными им органами исполнительной власти Новгородской области.
Статья 5. Особенности приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения области
1. Порядок приема граждан в государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения на территории области в части, не урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим законом, определяется учредителем и закрепляется в Уставе образовательного учреждения.
2. В целях обеспечения права граждан на образование не допускается конкурсный прием в любых формах на ступени начального, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательные учреждения по месту жительства.
3. Абзацы исключены. - Областной закон от 12.07.1999 № 77-ОЗ.
За учащимися гимназий, лицеев, гимназических, лицейских классов сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы.
(абз. третий п. 3 ст. 5 изложен в ред. Областного закона от 12.07.1999 № 77-ОЗ)
4. Исключен. - Областной закон от 04.12.2000 № 153-ОЗ.
5. Учреждения начального профессионального образования по согласованию с учредителем могут принимать в отдельные группы лиц, не имеющих основного общего образования, по специальностям, не требующим основного общего образования. В этом случае объем общеобразовательной подготовки поступающих на обучение должен быть признан приемными комиссиями достаточным для освоения выбранной специальности.
Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 6. Компетенция областной Думы в области образования
В ведении областной Думы находятся:
1. Принятие законов или постановлений в области образования.
2. Установление регионального норматива бюджетного финансирования образовательных учреждений.
3. Установление льгот образовательным учреждениям, а также учреждениям и организациям, оказывающим им поддержку.
4. Установление налогов и сборов на цели образования.
5. Контроль за исполнением областного бюджета в части расходов на образование.
Статья 7. Компетенция Администрации области
В ведении Администрации области находятся:
1. Определение и осуществление политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в сфере образования.
2. Определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений.
3. Осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственной гарантии доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам.
4. Разработка и реализация областных программ развития образования, в том числе международных с учетом социально - экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
5. Формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов.
6. Исключен. - Областной закон от 06.04.2001 № 184-ОЗ.
7. Установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
8. Формирование бюджета области в части расходов на образование и соответствующих Фондов развития образования.
9. Организация финансирования образовательных учреждений, находящихся в областной собственности, оказание им посреднических услуг в части материально - технического обеспечения.
10. Установление дополнительных к Федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
11. Установление дополнительных к Федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
12. Информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
13. Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников.
14. Разработка и утверждение ежегодной региональной программы обеспечения муниципальных образований педагогическими кадрами с высшим и средним специальным образованием, путем целевого направления выпускников общеобразовательных учебных заведений данных муниципальных образований на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, находящиеся на территории области.
15. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
16. Издание нормативных актов в пределах своей компетенции.
Статья 7-1. Лицензирование образовательной деятельности комитетом образования области
Комитет образования области осуществляет лицензирование образовательной деятельности на территории области за исключением образовательной деятельности, лицензирование которой отнесено к компетенции Министерства образования Российской Федерации, либо полномочия по лицензированию которой переданы органам местного самоуправления области.
(ст. 7-1 введена Областным законом от 06.04.2001 № 184-ОЗ)
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
1. Компетенция органов местного самоуправления в области образования предусмотрена статьей 31 Закона Российской Федерации "Об образовании".
2. Кроме того, органы местного самоуправления наделяются полномочиями:
лицензирование образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)), дополнительного образования детей, за исключением образовательной деятельности, лицензирование которой отнесено к компетенции Министерства образования Российской Федерации;
(абзац 2 п. 2 ст. 8 изложен в ред. Областного закона от 06.04.2001 № 184-ОЗ)
разработка ежегодно балансовых расчетов распределения выпускников общеобразовательных школ текущего периода по каналам учебы и трудоустройства, проведение согласования на муниципальном уровне объемов и профессионально - квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
создание гражданам с отклонениями в развитии условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
3. Органы местного самоуправления разрабатывают территориальные программы развития образования и программы развития образовательных учреждений с учетом местных условий.
4. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Глава IV. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ
Статья 9. Гарантии приоритетности образования
1. Привлечение образовательными учреждениями дополнительных средств от оказания платных дополнительных и иных образовательных услуг, а также за счет средств добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц, предусмотренных Уставом образовательного учреждения, не влечет за собой снижение суммы бюджетного финансирования.
2. На территории области устанавливается целевой сбор на нужды образовательных учреждений.
Статья 10. Финансирование образовательных учреждений
1. Финансирование государственных областных, муниципальных образовательных учреждений области осуществляется на основе ежегодно утверждаемых в установленном порядке региональных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений, сельских малокомплектных образовательных учреждений - на один класс - комплект, группу с учетом Федерального норматива финансирования.
2. Региональный норматив финансирования должен учитывать специфику учреждения и быть достаточным для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
3. Местные нормативы финансирования разрабатываются на основе региональных нормативов и могут включать в себя расходы на дополнительную сеть, развернутую сверх действующих норм;
дополнительные расходы на заработную плату и другие компенсационные выплаты, производимые в территории сверх сумм, оговоренных в федеральных и региональных законодательных актах;
расходы на финансирование опытно - экспериментальной работы образовательных учреждений.
4. Затраты на обучение учащихся в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы основного общего образования, возмещаются органами местного самоуправления гражданину в объеме утвержденного регионального или местного норматива через систему адресного финансирования с использованием целевых платежных средств (ваучеров).
Предоставление услуг сверх базисного учебного плана и образовательного стандарта и дополнительных образовательных услуг при превышении стоимости реализации всех компонентов образовательной программы государственного норматива затрат доплачиваются гражданином за счет собственных средств.
Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ
Статья 11. Социальная защита и гарантии обучающимся, воспитанникам и работникам образовательных учреждений
1. В целях социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений Администрация области осуществляет контроль за выполнением Федеральных и региональных норм по социальной поддержке обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
2. Для выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений по представлению Ученого (педагогического) совета с учетом успешного прохождения педагогической практики при поступлении на работу в образовательные учреждения руководитель образовательного учреждения при наличии финансовых средств может установить повышенный с 9 по 11 разряд оплаты труда по Единой тарифной сетке.
Статья 12. Порядок вступления в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его опубликования в областных официальных изданиях.
Губернатор области
М.М.ПРУСАК
г. Новгород
12 сентября 1997 года
№ 113-ОЗ
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|