Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений Арбитражного суда, не вступивших в законную силу, от 23.05.2001 № А44-17/01-С6
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФОМС НА РЕШЕНИЕ ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РАСЧЕТАМ, ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2001 № А44-17/01-С6 данное постановление оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ
АРБИТРАЖНОГО СУДА, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2001 года Дело № А44-17/01-С6

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Новгородского областного ФОМС на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01.03.2001 по делу № А44-17/01-С6 (Судья Никитина Л.А.),

установил:

ОАО "Новоблкоммунэлектро" обратилось с иском к 1-й Новгородской городской больнице (ММУ "Первая городская больница"), Администрации Великого Новгорода и Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) о взыскании с надлежащего ответчика 2 470 114 руб. 87 коп., в т.ч. 2 080 729 руб. 27 коп. - задолженность по расчетам за потребленную электроэнергию, 389 385 руб. 60 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой платежа в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
По инициативе арбитражного суда к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика - Администрации Великого Новгорода привлечен Комитет по охране здоровья населения (преобразован в Управление).
Обжалуемым решением от 01.03.2001 арбитражный суд удовлетворил иск за счет ФОМС: взыскал с указанного ответчика задолженность по расчетам в предъявленной по иску сумме - 2 080 729 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 10 000 руб., снизив их по сравнению с предъявленной суммой на основании ст. 333 ГК РФ. В остальной части иска отказано.
Расходы по госпошлине со всей предъявленной суммы иска в сумме 23 950 руб. 57 коп. отнесены на ФОМС и взысканы с него в бюджет РФ.
ФОМС просит решение арбитражного суда изменить и в иске к нему отказать по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что решение арбитражного суда от 01.03.2001 подлежит изменению с удовлетворением иска за счет Администрации В.Новгорода частично по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается и ММУ "Первая городская больница" не оспаривается факт наличия задолженности ММУ перед ОАО "Новоблкоммунэлектро" по расчетам за потребленную электроэнергию. Согласно акта сверки расчетов, проведенной между ММУ "Первая городская больница" и ОАО "Новоблкоммунэлектро", по состоянию на 20.11.2000 сумма задолженности составляла 2 080 729 руб. 27 коп.
Из пояснений представителей ММУ и представленных ими документов следует, что задолженность по оплате электроэнергии образовалась из-за отсутствия планового бюджетного финансирования на эти цели. Данное обстоятельство не оспорили представители Администрации В.Новгорода и областного ФОМС.
При этом ФОМС ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрено обязанности ФОМС по финансированию медицинских учреждений для оплаты потребленной ими электроэнергии.
Администрация В.Новгорода ссылается на утвержденный администрацией Новгородской области в рамках Программы государственных гарантий обеспечения населения области бесплатной медицинской помощью перечень организаций здравоохранения, финансируемых за счет средств ФОМС, в который включено и ММУ "Первая городская клиническая больница".
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы областного ФОМС об отсутствии у него обязанности по оплате электроэнергии в спорном случае. ФОМС не является потребителем электроэнергии, об оплате которой заявлен иск; не состоит в договорных отношениях с ОАО "Новоблкоммунэлектро" или с ММУ "Первая городская больница", из которых вытекала бы обязанность ФОМС по оплате электроэнергии, потребленной ММУ.
Прямых указаний о наличии у ФОМС обязанности по оплате хозяйственных расходов, понесенных медицинскими учреждениями, действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ФОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ и изъятию не подлежат.
Областной ФОМС на основании ст. 22 названного Закона и в соответствии с п. 3.2 Положения о Новгородском областном ФОМС, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области 09.07.1996, в рамках Программы обязательного медицинского страхования осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого медицинскими страховыми организациями. Согласно разд. VI Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ 26.10.99, финансирование производится в пределах средств ОМС, сформированных с учетом подушевых нормативов финансирования здравоохранения. Подушевые нормативы определяются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания.
Таким образом, ФОМС обоснованно указывает, что финансовые средства Фонда законодательно ограничены, в соответствии с названным Постановлением Правительства РФ, "Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью" конкретизирован перечень расходов средств обязательного медицинского страхования. В указанный перечень включены следующие расходы:
оплата труда
начисление на оплату труда
медикаменты и перевязочные средства
продукты питания
мелкий инвентарь и оборудование.
Расходование средств ОМС на оплату коммунальных услуг, в т.ч. электроснабжения, не предусмотрено.
Финансирование страховых медицинских организаций ФОМС производит на основании заключенных с ними договоров о финансировании обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации, в свою очередь, в соответствии со ст. 23 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" заключают договоры с медицинскими учреждениями на предоставление медицинских услуг застрахованному страховой организацией контингенту. По договору, заключенному между СК "Аско" и МЦ "1-я городская больница" 24.01.1995 (пролонгированному в соответствии с п. 33 договора), страховая компания - "страховщик" - согласно п. 13 оплачивает МУ лечебно - профилактическую помощь, оказываемую учреждением застрахованным, по тарифам, согласованным в порядке, установленном Правилами обязательного медицинского страхования граждан Новгородской области и в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС. Оплата коммунальных расходов медицинского учреждения указанным договором также не предусмотрена.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что не имеется оснований взыскивать с областного ФОМС задолженность ММУ "Первая городская больница" по расчетам за потребленную электроэнергию.
Материалами дела подтверждается, что само ММУ "Первая городская больница" не имеет средств для погашения образовавшейся задолженности. Находящиеся в КБ "Славянбанк" на счете № 406... денежные средства ММУ "Первая городская больница" получены по линии ОМС и предназначены для покрытия затрат по вышеназванным статьям расходов (оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и оборудование). Денежные средства на счете № 407... получены от оказания платных медицинских услуг и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 789 от 28.10.88 также имеют целевое назначение. Кроме того, указанных средств явно недостаточно для погашения образовавшейся задолженности перед ОАО "Новоблкоммунэлектро".
В соответствии со ст. 120 ч. 2 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 1.4 Устава ММУ "Первая городская больница", имущество больницы является муниципальной собственностью. Соответственно, субсидиарную ответственность по обязательствам ММУ должна нести Администрация В.Новгорода.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ведении муниципальных образований находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения.
Ссылка Администрации В. Новгорода по настоящему делу на утвержденный в рамках Программы гос. гарантий обеспечения населения области перечень, разграничивающий обязанности по финансированию организаций здравоохранения между Администрацией В.Новгорода и областным ФОМС (приложения № 5 и № 6 к Программе), не может быть принята во внимание в качестве обоснования отказа в иске к Администрации. Из указанных перечней не усматривается, о финансировании каких затрат идет речь. Из самой Программы обязанность областного ОМС по финансированию затрат ММУ по оплате коммунальных услуг не усматривается. В то же время, из предлагаемого к заключению в рамках названной Программы примерного договора об участии в реализации Программы государственных гарантий (приложение № 7 к Программе), усматривается, что в обязанности Администрации вменяется обеспечение условий для бесперебойной работы систем жизнеобеспечения организации здравоохранения (тепло, вода, электроэнергия, канализация, телефон, ГСМ и т.п.) (пункт 2.1.3 договора).
Ссылка Администрации В. Новгорода на фактическое перечисление страховой компанией в адрес ММУ "Первая городская больница" денежных средств на оплату коммунальных услуг, в т.ч. энергоснабжения, со ссылкой на решение правления областного ФОМС от 22.02.2001 (платежное поручение № 707 от 13.03.2001) также не может быть учтена. Из представленных ФОМС документов (распоряжения ФОМС от 28.02.2001, 26.03.2001, 27.03.2001, платежные поручения № 365 от 28.02.2001, № 610 от 26.03.2001, № 617 от 27.03.2001) усматривается, что ФОМС перечислял страховой медицинской организации денежные средства на дополнительное финансирование Программы обязательного медицинского страхования; указание об использовании этих средств для погашения кредиторской задолженности медицинских учреждений по оплате коммунальных услуг в названных документах отсутствует.
В исключительных случаях при наличии задолженности администрации перед ФОМС по платежам на неработающее население, задолженности ФОМС перед страховыми медицинскими организациями по договорам на финансирование ОМС и задолженности страховых организаций перед медицинскими учреждениями по оплате медицинских услуг, оказанных застрахованным, ФОМС принимались решения о проведении взаимозачетов, в ходе которых медицинским учреждениям перечислялись денежные средства на оплату коммунальных услуг. Однако, указанные случаи не подтверждают обязанность ФОМС по систематическому финансированию медицинских учреждений для покрытия затрат на коммунальные услуги и обязанность фонда по погашению образовавшейся у ММУ кредиторской задолженности по оплате этих услуг.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что иск подлежит удовлетворению за счет Администрации В.Новгорода.
По сумме требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Из акта сверки задолженности, проведенной ОАО "Новоблкоммунэлектро" у ММУ "Первая городская больница", проведенной по определению арбитражного суда от 24.04.2001, усматривается, что при предъявлении иска о взыскании долга в сумме 208 729 руб. 27 коп. истцом не были учтены проплаты, произведенные комитетом по охране здоровья населения в погашение задолженности ММУ на сумму 145 500 руб. В иске на указанную сумму следует отказать с отнесением расходов по госпошлине на истца.
В связи с изменением решения арбитражный суд апелляционной инстанции учитывает также суммы, перечисленные ММУ "Первая городская больница" в погашение долга после вынесения решения арбитражным судом 1-й инстанции - 770 000 руб. и отказывает в иске на указанную сумму с отнесением расходов по госпошлине на ответчика. Включенные в акт сверки суммы текущих платежей за январь - март 2001 г. арбитражный суд не учитывает, т.к. иск на эти суммы в порядке ст. 37 АПК РФ не увеличивался. Иск о взыскании задолженности в сумме 1 164 529 руб. 27 коп. подлежит удовлетворению.
В иске о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой платежа, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, следует отказать по следующим основаниям.
ММУ "Первая городская больница" не является субъектом предпринимательской деятельности и в соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины. Материалами дела подтверждается, что задолженность по расчетам возникла у ММУ "Первая городская больница" в результате отсутствия финансирования; к получению денежных средств данный ответчик принимал меры, обращаясь в различные инстанции. Таким образом, вина ММУ в образовании задолженности перед ОАО "Новоблкоммунэлектро" отсутствует, и ответственность за неисполнение денежного обязательства на основании ст. 395 ГК РФ к нему не может быть применена.
По смыслу ст. 399 ГК РФ требования, подлежащие удовлетворению за счет лица, несущего субсидиарную ответственность, не могут быть больше, чем требования, подлежащие удовлетворению за счет основного должника.
Расходы по госпошлине с суммы предъявленных ко взысканию процентов 389 385 руб. 60 коп. относятся на истца в связи с отказом в иске.
Арбитражный суд считает, что, оплачивая за медицинское учреждение задолженность по расчетам за электроэнергию, необходимую для функционирования этого учреждения, Администрация В.Новгорода действует в общественных интересах, в связи с чем и в соответствии с п. п. 1 п. 3 ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине" освобождается от уплаты госпошлины.
Уплаченная истцом госпошлина с суммы обоснованно предъявленного иска подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 93, 95, 134, 155 - 159 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области по делу № А44-17/01-С6 от 01.03.2001 изменить.
Взыскать с Администрации Великого Новгорода в пользу ОАО "Новоблкоммунэлектро" основной долг 1 165 229 руб. 27 коп. Выдать исполнительный лист.
В иске о взыскании задолженности в сумме 915 500 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 389 385 руб. 60 коп. отказать.
В иске к ММУ "Городская больница № 1" и к Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования отказать.
В связи с освобождением ответчика от уплаты госпошлины выдать ОАО "Новоблкоммунэлектро" справку на возврат из бюджета РФ госпошлины по иску в сумме 18 764 руб. 25 коп.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы за счет Администрации Великого Новгорода и освобождением данного ответчика от уплаты госпошлины выдать Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования справку на возврат из федерального бюджета госпошлины по апелляционной жалобе 14 475 руб. 29 коп.

Председательствующий
Т.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
С.А.АЛЕКСАНДРОВ
А.В.ЧЕПРАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,