Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 18.06.2001 № А44-870/01-С3-К
<ИСК ООО "СП "НБИ "ТРАНСПОРТ - СЕРВИС" К НОВГОРОДСКОМУ РО ФСС РФ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ О НЕПРИНЯТИИ К ЗАЧЕТУ РАСХОДОВ СТРАХОВАТЕЛЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2001 года Дело № А44-870/01-С3-К

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "СП "НБИ "Транспорт - Сервис" к Новгородскому РО ФСС РФ (при участии третьего лица - КРУ МФ РФ по Новгородской области) о признании недействительным решения № 97 от 02.04.01,

установил:

Истец просит признать недействительным решение Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 02.04.01 № 97 о непринятии к зачету расходов страхователя по государственному социальному страхованию в сумме 374 728 рублей.
В судебном заседании истец поддержал свои требования, ссылаясь на то, что при проведении проверки КРУ МФ РФ по Новгородской области превысило свои полномочия на проведение проверки на предприятии с негосударственной формой собственности, поскольку в приказе руководителя КРУ о проведении проверки нет ссылок на постановление СУ при УВД с поручением на проведение проверки ООО СП "НБИ "Транспорт - Сервис". Кроме того, в акте фигурирует ныне ликвидированное АООТ "Новгородвнешавто" и констатируется ответственность ООО СП "НБИ "Транспорт - Сервис" за деятельность обеих организаций. Истец также полагает несостоятельными ссылки в акте на инструкции № 5-1 от 26.04.98 и № 64 от 06.08.97, утвержденные соответственно постановлениями Президиума ВЦСПС и ФСС РФ, т.к. вышеуказанные документы не могут рассматриваться как нормативные документы.
В качестве доводов, подтверждающих необоснованность решения, истец указывает на то, что большинство документов, указанных в акте КРУ, на момент проведения проверки на предприятии отсутствовали, т.к. были изъяты сотрудниками УВД Новгородской области. Кроме того, оспариваемое решение вынесено на основании повторной проверки КРУ, в охваченные проверкой периоды Фондом осуществлялись регулярные проверки, и каких-либо нарушений не выявлялось. Проведение повторной проверки в указанных обстоятельствах противоречит налоговому законодательству и законодательству о ФСС РФ.
Ответчик иск не признал, обосновывая это тем, что оспариваемое решение принято по указанию КРУ МФ РФ по Новгородской области об устранении выявленных в процессе ревизии нарушений в соответствии с разделом VII Инструкции о порядке расходования средств ФСС РФ от 09.02.2001 № 11. Основанием для вынесения решения послужил акт встречной проверки ООО СП "НБИ "Транспорт - Сервис" и АООТ "Новгородвнешавто". Непринятие к зачету средств социального страхования осуществлено в отношении ООО СП "НБИ "Транспорт - Сервис", поскольку указанные организации состояли на учете как единый страхователь, в соответствии с договором о совместной деятельности, и таким же образом получали путевки.
Представители третьего лица на стороне ответчика - КРУ МФ РФ по Новгородской области - против иска возражали, ссылаясь на то, что ревизия НРО ФСС РФ за период с 1996 года по июнь 2000 года проводилась по постановлению старшего следователя СУ при УВД Новгородской области Белого А.В. от 19.06.2000. В ходе ревизии проведены встречные проверки ряда предприятий и организаций, в том числе ООО СП "НБИ "Транспорт - Сервис" и АООТ "Новгородвнешавто". Результаты проверок обеих организаций изложены в едином акте в соответствии с договором о совместной деятельности, представленным истцом при проверке. Проведение встречных проверок предусмотрено как постановлением следователя, так и Положением о контрольно - ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Инструкции № 5-1 и № 64 действовали в проверяемый период и являются нормативными актами, обязательными для всех страхователей. Все перечисленные в акте документы, в том числе изъятые сотрудниками УВД, исследовались при проведении встречной проверки, и им дана оценка в акте проверки от 08.12.2000.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 117 АПК РФ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод истца о превышении КРУ своих полномочий при проведении проверки на предприятии с негосударственной формой собственности противоречит подпункту в п. 5 Положения о контрольно - ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.08.98 № 888. Проведение таких проверок предусмотрено также постановлением по уголовному делу № 57 от 19.06.2000 о назначении документальной ревизии в НРО ФСС РФ.
Ссылка истца на то, что в акте фигурирует помимо него АООТ "Новгородвнешавто", и констатируется его ответственность за деятельность обоих предприятий, несостоятельна, т.к. в соответствии с договором о совместной деятельности эти предприятия состояли на учете в фонде как единый страхователь. Это подтверждается расчетными ведомостями и актами проверок фонда.
Довод ответчика, что указанные в акте КРУ инструкции не являются нормативными актами, несостоятелен. Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101 (ред. от 23.12.99), предусмотрено право издавать акты, имеющие нормативный характер, в том числе и инструкции о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно - курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования. Регистрация этих документов в Министерстве юстиции РФ введена Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318. До издания Указа вышеназванные нормативные акты действовали без регистрации и имели обязательную силу как для работников фонда, так и для страхователей.
Вместе с тем, суд полагает необходимым признать решение НРО ФСС РФ № 97 от 02.04.2001 недействительным, т.к. оно принято не на основании акта проверки фонда, а по акту иного органа, что противоречит налоговому законодательству и законодательству РФ об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 4 п. 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что контроль за расходованием средств социального страхования возложен на "страховщика", т.е. на Фонд социального страхования.
Этой же статьей установлено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
Порядок осуществления контроля за расходованием средств социального страхования регулируется Положением о фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101 (в ред. 23.12.99), Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерацией, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 № 11, Порядком назначения, проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС РФ от 11.02.2000 № 19 (действует в части, не противоречащей гл. 24 НК РФ).
Из вышеперечисленных нормативных документов следует, что решения о непринятии к зачету произведенных страхователями расходов принимаются фондом по результатам собственных камеральных или документальных выездных проверок. Из пункта 7.2 Инструкции № 11 от 09.02.2001 усматривается, что проверкой может быть охвачен период, в общей сложности не превышающий три года, следовательно, и решение принимается за указанный период.
Пунктом 2.1.6 Порядка назначения, проведения проверок страхователей по средствам фонда социального страхования Российской Федерации и принятия мер по их результатам, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 11.02.2000 № 19, установлено, что исполнительный орган Фонда не вправе проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период, кроме случаев реорганизации или ликвидации организации, а также в порядке контроля вышестоящим органом фонда.
Оспариваемое решение НРО ФСС РФ вынесено не по результатам собственной проверки, за 4 года (1996 - 1999 годы). Кроме того, за указанный период проверки фондом уже проводились, и нарушений по вопросам получения, распределения, выдачи и учета путевок не выявлено.
Возможность выносить решения на основании актов проверок иных органов указанными нормативными актами не предусмотрена.
Ссылка ответчика на указания КРУ МФ РФ об устранении выявленных в процессе ревизии нарушений от 11.03.2001 не может быть принята во внимание.
Указания КРУ об устранении выявленных в процессе ревизии нарушений приняты в соответствии с подпунктом "е" п. 6 Положения о контрольно - ревизионном управлении Министерства Финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.08.98 № 888, и содержат лишь общее требование о принятии мер к устранению выявленных нарушений и к возмещению причиненного фонду ущерба, как это и предусмотрено указанным Положением.
Вместе с тем, принимаемые фондом меры должны соответствовать законодательству о государственном социальном страховании и не нарушать права и охраняемые законом интересы конкретного страхователя.
Решение НРО ФСС РФ № 99 от 02.04.2001 нарушает права истца, т.к. без составления акта проверки страховщиком (Фондом) страхователь (ООО СП "НБИ "Транспорт - Сервис") лишен возможности обжаловать действия страховщика в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Суд также учитывает, что п. 10 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации и п. 2.4 Инструкции от 09.02.2001 № 11 предусмотрена ответственность конкретных должностных лиц за правильное расходование средств государственного социального страхования, таким образом, у фонда имеются и иные способы устранения выявленных КРУ нарушений и возмещения нанесенного фонду ущерба, если таковой будет доказан в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 129, 135 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение НРО ФСС РФ от 02.04.2001 № 97 с момента принятия.
После вступления решения в законную силу выдать истцу справку на возврат из бюджета госпошлины в сумме 1 000 руб., уплаченной по платежному поручению № 414 от 25.04.2001, в связи с удовлетворением иска.

Председательствующий
И.Г.ЛАРИНА

Судьи
С.А.АЛЕКСАНДРОВ
А.В.ДЕГТЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,