
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 23.07.2001 № А44-1062/01-С12
<ИСК ЗАО МСК "ГАНЗАМЕД" К НОВГОРОДСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ФОНДУ ОМС О ВЗЫСКАНИИ ПЕНИ ЗА ПРОСРОЧКУ ПЛАТЕЖА>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 09.10.2001 № А44-1062/01-С12 данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2001 года Дело № А44-1062/01-С12
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО МСК "Ганзамед" к Новгородскому областному фонду ОМС о взыскании 227 242 руб. 86 коп.,
установил:
Истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку платежа за апрель 2001 года в сумме 227 242 руб. 86 коп., мотивируя это тем, что согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 договора о финансировании обязательного медицинского страхования № 3 от 25.12.96, действующему в 2001 году, Фонд ОМС обязан перечислять Страховщику - ЗАО "МСК "Ганзамед" денежные средства в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами до 15 числа каждого последующего месяца и авансовые платежи до 25 числа каждого месяца.
Ответчик своевременно не финансировал деятельность Страховщика, уклонялся от исполнения договорных обязательств за апрель месяц, мотивируя отказ в перечислении необходимостью корректировки объема финансирования, что противоречит условиям договора.
По условиям договора объем финансирования ОМС за апрель 2001 года составил 213 858 руб.
Срок окончательного платежа - 15.05.2001.
Авансовый платеж за апрель 2001 года (50 % от 145 298 руб.) в сумме 72 649 руб. подлежал оплате 25.04.2001, а перечислен 15.05.2001 лишь долг в сумме 2 403 руб.
За просрочку оплаты платежей ответчику начислены пени согласно п. 2.1 договора.
Истец в судебном заседании свои требования поддержал, сославшись в обоснование иска на п. 1.4 договора, на Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, разработанный в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 № 1499-1 (в редакции Закона РФ от 02.06.93 № 4741-1), зарегистрированный в Минюсте РФ 20.06.2001 № 2756, аналогичный ранее действующему, (что подтвердил ответчик) и п. 8 Порядка определения подушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования, на отсутствие подписанного ими муниципального заказа.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Арбитражный суд находит иск обоснованным.
Взаимоотношения сторон начиная с 1996 года и по настоящее время между Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования (именуемого в дальнейшем фонд) и ЗАО "Медицинская страховая компания "Ганзамед" (именуемая в дальнейшем Страховщик) по финансированию обязательного медицинского страхования регулируются договором № 3 от 25.12.96.
Согласно п. 1.1 указанного договора фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности Страховщика в объеме, обеспечивающем выполнение Страховщиком обязательств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования работающих граждан и договоров на предоставление лечебно - профилактической помощи.
Страховщик принимает на себя обязательства использовать полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.
Согласно п. 1.2 договора у фонда возникает обязанность на основании представленных Страховщиком договоров ОМС граждан перечислять ему денежные средства в соответствии с утвержденными дифференцированными подушевыми нормативами до 15 числа каждого последующего месяца.
Авансовый платеж составляет 50 % стоимости медицинских услуг, оплаченных Страховщиком за предыдущий месяц, перечисляется Страховщику до 25 числа каждого месяца (п. 1.3 договора).
Фонд согласно п. 1.4 договора вправе ежемесячно пересматривать дифференцированные подушевые нормативы финансирования ОМС и в течение 15 дней доводить их до сведения Страховщика.
Как установлено в судебном заседании, Фонд ОМС в январе - апреле 2001 года выполнял обязательства по доведению ежемесячно изменяющихся дифференцированных подушевых нормативов.
Об этом свидетельствует письмо Фонда от 27.04.2001 за № 658 в адрес МСК "Ганзамед" о доведении объемов финансирования за счет средств ОМС на апрель 2001 года.
Суду непонятна позиция ответчика о том, что исполнение Фондом своих обязательств по договору № 3 от 25.12.96 в январе - марте 2001 года по финансированию МСК в объемах, установленных Фондом и доведенных до Страховщика, является доказательством излишне перечисленной суммы 211 456 руб. за этот период, ссылка при этом на произведенную им корректировку финансирования, что не предусмотрено договором и действующим федеральным законодательством.
Уменьшение объема финансирования в апреле месяце 2001 года в одностороннем порядке без ссылки на конкретную статью договора, статью Закона, позволяющего уменьшать самим же фондом установленный объем финансирования задним числом, является, по мнению суда, попыткой изменения условий договора № 3 в одностороннем порядке, что недопустимо.
Ссылка ответчика на п. 1.4 договора, позволяющего ему ежемесячно пересматривать дифференцированные подушевые нормативы ОМС, является обоснованной, но не свидетельствует об обоснованности возражений.
Анализ указанного пункта в соответствии со ст. 431 ГК РФ свидетельствует о том, что фонд ежемесячно пересматривает нормативы финансирования ОМС. Доведя письмом от 27.04.2001 за № 658 (полученным МСК 07.05.2001, вход. 72) фонд ОМС воспользовался своим правом и пересмотрел подушевые нормативы по сравнению с мартом и предыдущими месяцами 2001 года.
Ответчиком не представлено убедительных доказательств невыполнения МСК "Ганзамед" своих обязательств по настоящему договору перед лечебными учреждениями, не установлены факты недофинансирования.
Ссылка фонда на анализ финансирования муниципального заказа через ЗАО МСК "Ганзамед" на 2000 год, в котором по плану Страховщику выделено 1 812 711 руб., а им оплачено лечебным учреждениям 1 343 697 руб., еще не является доказательством невыполнения МСК обязательств по договору № 3 по использованию полученных средств не в соответствии с их целевым назначением.
Для того, чтобы подтвердить этот факт, фонду ОМС необходимо было провести соответствующую проверку, оформленную надлежащим образом, ознакомить с ее результатами Страховщика.
О том, что такая проверка на момент принятия решения о корректировке объема финансирования за апрель месяц в сторону уменьшения на 213 858 руб. не проводилась, подтверждает справка от 18.07.2001, с которой ответчик не ознакомлен.
Ссылка ответчика на свое письмо от 25.04.2001 за исх. 642, адресованное МСК, в котором последняя уведомляется о сокращении объемов финансирования на апрель месяц на 211 456 руб. по причинам, изложенным в этот письме, наоборот подтверждает обоснованность позиции истца, т.к. через два дня после этого - 27.04.2001 за исх. № 658 в адрес МСК был направлен объем финансирования за счет средств ОМС на апрель 2001 года, исчисленный и рассчитанный фондом дифференцированного подушевого норматива 13 руб. 06 коп.
Ссылка ответчика на утвержденные межведомственной бюджетной комиссией по здравоохранению распределения муниципального заказа является несостоятельной, так как согласно ст. 7 Областного закона "Об основных принципах реализации государственных гарантий по предоставлению населению области бесплатной медицинской помощи" № 101-ОЗ от 03.12.99 решения указанной комиссии носят рекомендательный характер (л. д. 30), участвующих в реализации программы государственных гарантий.
Невыполнение МСК условий договоров перед лечебными учреждениями в части недостаточного и несвоевременного финансирования по ОМС, если это действительно имело место в 2000 - 2001 годах, финансирование по тарифам, действующим в 1999 году, по мнению суда, не является основанием для невыполнения фондом ОМС договорных обязательств по финансированию ОМС в установленных объемах и установленные сроки.
Истец не оспаривает права фонда ОМС осуществлять контроль за правильностью обоснованности расходования выделенных МСК средств по ОМС и принятых к нарушителю действующего законодательства соответствующих мер, предусмотренных законом, договором № 3.
Ссылка ответчика на п. 1.2 договора, позволяющего ему производить корректировку финансирования объемов МСК в нарушение самим же утвержденных и доведенных до сведения МСК ежемесячных подушевых нормативов (в т.ч. на основе представленных МСК счетов о финансировании ЛПУ), является несостоятельной.
Утверждение ответчика о том, что его письмо от 17.05.2001 за № 724, адресованное МСК, не противоречит п. 1.4 договора № 3 и не нарушает его действий, является необоснованной, так как в этом же письме фонд ОМС предлагает истцу изменить пункты 1.6, 1.10 и 1.11 вышеназванного договора.
В частности, ответчик предлагает изменить п. 1.10 и 1.11 в редакции, не принятой МСК.
Ссылка ответчика на Постановление Администрации Новгородской области № 309 от 02.11.2000 "О порядке определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование", позволяющего производить ему корректировку утвержденных и доведенных до Страховой компании объемов финансирования, является необоснованной, так как такого права фонду указанное постановление не предоставляет.
Учитывая изложенное, суд полагает, что истец доказал обоснованность своих требований в части взыскания долга в сумме 211 455 руб. за апрель 2001 года.
По условиям договора объем финансирования за апрель 2001 года составил 213 858 руб.
Срок окончательного платежа - 15.05.2001.
Авансовый платеж за апрель 2001 года (50 % от 145 298 руб.) в сумме 72 649 руб. подлежал оплате 25.04.2001, а оплачен 21.05.2001.
За просрочку оплаты аванса с 26.04. по 21.05.2001 ответчику начислены пени в размере, предусмотренном п. 2.1 договора (0,5 % за каждый день просрочки оплаты) в сумме 9 444 руб. 24 коп.
Срок оплаты по долгу 15.05.2001. Задолженность ответчика перед истцом составила 213 858 руб. минус 2 403 руб. (перечисленных 21.05.2001) = 211 455 руб.
Просрочка оплаты долга с 16.05.2001 по 21.05.2001 составила 6 дней, за которую ответчику начислены пени в размере, предусмотренном п. 2.1 договора п. 3 в сумме 6 343 руб. 62 коп.
Учитывая явную несоразмерность последствий нарушенного обязательства допущенным нарушениям, учитывая незначительный срок нарушения обязательства, арбитражный суд полагает необходимым применить ст. 333 ГК РФ и уменьшить размер взыскиваемых пеней до размера подлежащих взысканию за этот же период времени процентов за пользование чужими денежными средствами, т.е. до 2 192 руб. 78 коп.
Учитывая имущественное положение ответчика, арбитражный суд, руководствуясь п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", счел возможным снизить размер подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета госпошлины с 6 144 руб. 85 коп. до 2 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 330, 333 ГК РФ, ст. ст. 124 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования в пользу закрытого акционерного общества "Медицинская страховая компания "Ганзамед" долг в сумме 211 455 руб. и пени в сумме 2 192 руб. 78 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Новгородского областного фонда ОМС в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Судья
А.В.ЧЕПРАСОВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|