Законодательство
Новгородской области

Бланк претензии на некачественный товар
Батецкий р-н
Боровичский р-н
Валдайский р-н
Волотовский р-н
Демянский р-н
Крестецкий р-н
Любытинский р-н
Маловишерский р-н
Маревский р-н
Мошенской р-н
Новгородская область
Новгородский р-н
Окуловский р-н
Парфинский р-н
Пестовский р-н
Поддорский р-н
Солецкий р-н
Старорусский р-н
Хвойнинский р-н
Холмский р-н
Чудовский р-н
Шимский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 20.08.2001 № А44-1307/01-С14
<ИСК ОАО "ПЛАНЕТА" К ОТДЕЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИИ МНС РФ ПО В.НОВГОРОДУ О ПРИЗНАНИИ НЕПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И УМЕНЬШЕНИИ ПЕНИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.1999 В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 09.07.1999 № 155-ФЗ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2001 № А44-1307/01-С14 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2001 года Дело № А44-1307/01-С14

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Планета" к Отделению Пенсионного фонда РФ по Новгородской области, Инспекции МНС РФ по В.Новгороду о признании неправомерными действий руководителя Пенсионного фонда РФ по Новгородской области и уменьшении пеней по состоянию на 01.01.1999,

установил:

Открытое акционерное общество "Планета" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ по Новгородской области (далее - Фонд) о признании неправомерным действия руководителя Пенсионного фонда РФ по Новгородской области, выразившегося в отказе произвести перерасчет пеней в соответствии со ст. 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ).
В судебном заседании Общество поддержало свои требования, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.07.1999 № 155-ФЗ) суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
У ОАО "Планета" имелась просроченная задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд на 01.01.1999 - 5 430 091 руб., и сумма пеней на просроченную задолженность - 12 162 523 руб. Общество полагает, что Фонд должен был уменьшить сумму взыскиваемых пеней в соответствии со ст. 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ), однако, несмотря на неоднократные обращения по данному вопросу (как устные, так и письменные), Фондом, согласно сопроводительной описи № 56 от 30.05.2001, был передан в налоговую инспекцию акт сверки расчетов по страховым взносам без учета уменьшения пеней согласно Федеральному закону от 09.07.1999 № 155-ФЗ, на что Обществом был составлен протокол разногласий.
Фонд с исковыми требованиями Общества не согласен, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 № 155-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах с 18.08.1999, что же касается ст. 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ), в соответствии с которой суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора), то указанные ограничения на суммы уплачиваемых пеней действовали в период с 01.01.1999 до 18.08.1999, следовательно, Фонд полагает, что он не вправе был производить уменьшение пеней, поскольку на тот момент не являлся участником налоговых правоотношений. Кроме того, Фонд полагает, что он не имеет правовых оснований для уменьшения пеней с ОАО "Планета", поскольку, в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ, с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
В качестве соответчика для участия в деле привлечена Инспекция МНС РФ по В.Новгороду (далее - Инспекция), которая с исковыми требованиями Общества не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснение представителей сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 № 155-ФЗ государственные внебюджетные фонды включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и наделены полномочиями налоговых органов (п. 7 ст. 9, ст. 31, ст. 34 ч. 1 НК РФ). Следовательно, с момента введения в действие (18.08.1999) вышеупомянутого Закона к отношениям с участием Фонда подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие полномочия налоговых органов как участников отношений, определенных ст. 2 ч. 1 НК РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г. на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой действовавшей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 % в день. При этом размер пеней, включая пени, начисленные до 1 января 1999 года, не может превышать для налогоплательщиков (плательщиков сборов) неуплаченную сумму налога (сбора). Указанные ограничения на размер процентной ставки и суммы пеней действуют в период с 1 января 1999 г. до 18 августа 1999 г.
Пункт 3 статьи 5 ч. 1 НК РФ предусматривает обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов.
Как установлено в судебном заседании, у общества имелась просроченная задолженность на 01.01.1999 в размере 5 430 091 руб., пеня на просроченную задолженность составляла 12 162 523 руб., следовательно, Фонд, являясь участником правоотношений, регулируемых Налоговым кодексом РФ, обязан был, руководствуясь п. 3 ст. 5 ч. 1 НК РФ, а также ст. 8 ФЗ РФ от 09.07.99 № 155-ФЗ, уменьшить сумму пеней на 01.01.1999 до 5 430 009 руб.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь данной нормой Закона, Фонд сопроводительной описью № 56 от 30.05.2001 передал акт сверки расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2001, в т.ч. и по пени без учета ее уменьшения согласно ст. 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ).
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Признать неправомерными действия руководителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, выразившиеся в отказе произвести начисление и взыскание пеней в соответствии со ст. 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ).

2. Обязать Инспекцию МНС РФ по Великому Новгороду уменьшить сумму взыскиваемых пеней по состоянию на 01.01.1999 до 5 430 091 рубля в соответствии со ст. 8 ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 155-ФЗ).

Судья
Н.В.ЯНЧИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров,