
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 29.11.2001 № А44-2599/01-С15-К
<ИСК ФГУП "123 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД МО РФ" К ИНСПЕКЦИИ МНС РФ ПО Г. СТАРАЯ РУССА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ОТКАЗА НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ВОЗВРАТЕ НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2002 № А44-2599/01-С15-К данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2001 года Дело № А44-2599/01-С15-К
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГУП "123 Авиационный ремонтный завод МО РФ" к Инспекции МНС РФ по г. Старая Русса о признании недействительным отказа налогового органа в возврате налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 774 737,0 руб.,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "123 Авиационный ремонтный завод МО РФ" (далее - ФГУП "123-АРЗ") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Инспекции МНС РФ по г. Старая Русса (далее - Инспекция) о признании незаконным отказа в возврате налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 724 727,0 руб. (письмо Инспекции от 26.10.2001 № 10-/10662).
Истец считает отказ Инспекции в возврате налога незаконным, т.к., по его мнению, положения статьи 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пункта 5 "Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области" (утв. постановлением Новгородской областной Думы от 27.12.1996 № 476-ОД) противоречат Конституции РФ (ст. 57). В частности, истец считает, что указанными нормативными актами в нарушение ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса РФ не установлены такие существенные элементы, как срок уплаты, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления налога. Соответственно, налог на пользователей автомобильных дорог, перечислявшийся ФГУП "123-АРЗ" в 1998 - 2001 гг. в федеральный и территориальный фонды, не может рассматриваться как законно установленный.
Следовательно, по мнению истца, налог в сумме 20 724 737,0 руб., уплаченный ФГУП "123-АРЗ" в течение 1998 - 2001 гг. в соответствующие бюджеты, должен рассматриваться как излишне уплаченный и в порядке ст. 78 (пункт 9) Налогового кодекса РФ подлежит возврату.
Инспекция с исковыми требованиями не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Так, ответчик считает, что Постановление ВС РФ от 23.01.1992 № 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ", которым установлены сроки уплаты налога, входит в систему законодательных актов Российской Федерации и является действующим нормативным актом. Указанный срок уплаты налога продублирован положениями Инструкции МНС РФ № 59 от 04.04.2000.
Налоговая база, по мнению ответчика, определена в ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" как выручка от реализации продукции (работ, услуг), налоговым периодом для указанного налога, по мнению ответчика, в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса РФ является календарный год.
Таким образом, Инспекция считает, что все существенные элементы налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог присутствуют, и просит суд истцу в исковых требованиях отказать.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования как "признание недействительным отказа Инспекции МНС РФ по г. Старая Русса в возврате налога на пользователей автомобильных дорог, изложенного в письме от 26.10.2001 № 10-/10662".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ФГУП "123-АРЗ" в течение 1998 - 2001 гг. перечислило в федеральный и территориальный дорожный фонды 20 724 737,0 руб. налога на пользователей автодорог (сведения об исчисленных и уплаченных суммах налога, л. д. 8; хронология расчетов ФГУП "123-АРЗ" по налогу на пользователей автодорог с 01.01.1998 по 27.11.2001).
28 сентября 2001 г. ФГУП "123-АРЗ" обратилось в Инспекцию с заявлением (л. д. 10) о возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 724 737,0 руб.
Инспекция письмом от 26.10.2001 № 10-10662 (л. д. 9) отказала заявителю в просьбе, указав, что законных оснований для возврата налога не имеется.
Суд полагает, что отказ Инспекции в возврате ФГУП "123-АРЗ" налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 724 737,0 руб. является обоснованным. Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Система налогов, взыскиваемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом (ст. 75, часть 3).
Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (статья 5, пункт 1) устанавливается обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 2 (п. 1, 2) названного Закона порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом; порядок образования использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации. Указанное означает, что законодатель, устанавливая налоги, определяет как их систему, так и все элементы налоговых обязательств, в т.ч. порядок исчисления и уплаты налогов, объект налогообложения и т.д.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.01.1992 № 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ" (пункт 10) установлены сроки перечисления налога в бюджет до 15 числа каждого месяца (действие приостановлено с 01.01.2001 Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ).
Указанный нормативный акт входит в систему законодательных актов Российской Федерации и не был отменен на момент введения в действие части первой Налогового кодекса РФ (01.01.1999).
Пунктом 24.1 Инструкции ГНС РФ от 15.05.1995 № 30 и пунктом 38 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 № 59 определен порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в срок, установленный вышеназванным Постановлением ВС РФ № 2235-1 от 23.01.1992, т.е. срок уплаты налога остался прежним.
Законодательным актом субъекта Федерации - "Порядком образования и использования территориального дорожного фонда области", утвержденным Постановлением Новгородской областной Думы № 476-ОД от 27.12.1996, установлен срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд, имеющий отсылочный характер (срок, определенный законодательными актами и инструкциями о дорожных фондах). С 25.12.2000 Порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда регулируется областным законом от 25.12.2000 № 157-ОЗ (ред. 01.10.2001).
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с утверждением истца, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как существенный элемент налогообложения не установлен.
Статьей 5 (пункт 2) Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 определяются ставки налога на пользователей автомобильных дорог (зачисляемого как в федеральный, так и в территориальные фонды) и объект налогообложения - выручка от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Согласно статье 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Данное законоположение означает, что налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является календарный год, а ежемесячные платежи, вносимые налогоплательщиками, являются авансовыми, возможность уплаты которых по результатам отчетного периода, по результатам реальных финансовых результатов экономической деятельности подтверждена Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 (пункт 20).
С учетом изложенного суд полагает, что доводы истца о незаконности установления налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в федеральный и территориальный дорожный фонды, необоснованны.
Следовательно, исковые требования ФГУП "123-АРЗ" о признании недействительным решения Инспекции об отказе в возврате из бюджета 20 724 737,0 руб. налога на пользователей автомобильных дорог удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 132, 134 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
1. Федеральному государственному унитарному предприятию "123 Авиационный ремонтный завод МО РФ" в исковых требованиях отказать.
Председательствующий
О.В.ПЕСТУНОВ
Судьи
Л.А.КУРОПОВА
Н.В.ЯНЧИКОВА
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|