
|  |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Новгородской области от 09.01.2002 № А44-2795/01-С12
<ИСК ОАО "НОВГОРОДТЕЛЕКОМ" К МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РФ В ЛИЦЕ УФК ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РФ О ВЗЫСКАНИИ УБЫТКОВ, ПОНЕСЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЗ "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ">
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 9 января 2002 года Дело № А44-2795/01-С12
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Новгородтелеком" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Новгородской области и Министерству обороны РФ о взыскании 59 650 руб. 97 коп.,
установил:
Истец просит взыскать с Министерства финансов РФ в лице УФК по Новгородской области и Министерства обороны РФ солидарно убытки в сумме 59 650 руб. 97 коп., мотивируя это тем, что в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при установке квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими предоставлял перечисленным в вышеназванном законе категориям военнослужащих и их семей льготы в размере 50 %.
Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, должны производиться за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 10 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"), который до настоящего времени не разработан.
Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом допускается предоставление льгот для отдельных потребителей.
С учетом вышеназванной нормы права ОАО "Новгородтелеком" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность независимо от наличия соответствующего возмещения из федерального бюджета.
В течение 1998 - 2000 годов на основании справок, предоставляемых военнослужащими, и договоров об оказании услуг телефонной связи, истец предоставлял льготы по оплате абонентской платы в размере 50 % на общую сумму 41 853 руб. 97 коп., не получая при этом никаких компенсаций из федерального бюджета, что повлекло за собой убытки на вышеназванную сумму.
Кроме того, в соответствии с решениями Солецкого районного суда, Новгородского районного суда, Новгородского городского суда, а также в соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Новоблсуда с ОАО "Новгородтелеком" взыскано 50 % оплаты за установку телефона военнослужащим в сумме 17 797 руб., которая до сих пор не возмещена из федерального бюджета.
Общие убытки от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих" за 1998 - 2000 годы составили для истца 59 650 руб. 97 коп.
Существовавший ранее порядок выплаты компенсаций военнослужащим, предусмотренный п. 7 Постановления Правительства РФ № 790 от 12.07.1996 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 11.11.1997 № 1287, решением Верховного Суда РФ от 12.02.1998 признан недействительным (незаконным).
В пункте 3 действующей редакции Постановления Правительства РФ № 790 от 12.07.1996 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих", возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими, предусмотрено производить за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
Истец в судебном заседании свои исковые требования поддержал, уточнив, что просит взыскать 59 650 руб. 97 коп. с Министерства обороны РФ, являющегося главным получателем и распорядителем федерального бюджета для воинских организаций и учреждений, а также с Министерства финансов РФ. Свою позицию письменно изменил в дополнении к исковому заявлению, которое считает выступлением в судебном заседании. Кроме того, предоставил суду доказательства направления Минфину РФ копии искового заявления.
Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещенное о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, возражений на иск не представило.
Министерство финансов РФ, извещенное о времени рассмотрения дела, в суд не явилось, отзыв на иск не представило.
УФК по Новгородской области иск не признало по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Учитывая неявку в судебное заседание Минфина и Минобороны РФ надлежащим образом извещенных о времени рассмотрения дела, отсутствие отзывов на иск, Арбитражный суд, с учетом мнения истца, руководствуясь ст. 119 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Заслушав представителей истца и УФК по Новгородской области, исследовав материалы дела, Арбитражный суд установил:
Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей, а также гражданам, уволенным по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно - штатными мероприятиями при установленной этим законом продолжительности военной службы предоставляются льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 %.
Согласно абз. 9 п. 10 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Указанный порядок Правительством Российской Федерации установлен не был, однако согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", отсутствие подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок возмещения указанных расходов или их несвоевременная компенсация, не могут служить основанием для отказа в предоставлении этих льгот.
Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. С учетом вышеназванной нормы ОАО "Новгородтелеком" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность независимо от наличия соответствующего возмещения из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.
ОАО "Новгородтелеком" в течение 1998 - 2000 годов на основании справок, предоставленных военнослужащими, и договоров об оказании услуг телефонной связи предоставило льготы по оплате абонентской платы в размере 50 %, не получая при этом никаких компенсаций из федерального бюджета.
Данные обстоятельства повлекли возникновение убытков у ОАО "Новгородтелеком" в сумме 41 853 руб. 97 коп.
Кроме того, в соответствии с решениями Солецкого, Новгородского районных судов, Новгородского городского суда, а также в соответствии с определениями судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда, оставившими в силе решения судов первой инстанции, с ОАО "Новгородтелеком" взыскана 50 % оплата за установку телефонов военнослужащим. Все эти решения исполнены и за период с 1998 по 2000 год военнослужащим выплачено 17 797 руб., которые до сих пор истцам из средств федерального бюджета не возмещены.
Таким образом, расходы, понесенные ОАО "Новгородтелеком" в связи с отсутствием компенсации из федерального бюджета льгот, предоставляемых военнослужащим в соответствии с законодательством, являются убытками ОАО "Новгородтелеком" и подлежат возмещению на основании статей 1069, 1071 ГК РФ.
В соответствии с вышеназванными статьями вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет, соответственно, казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие органы, в данном случае Минфин РФ.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействиями) соответствующих должностных лиц или органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий в порядке субсидиарной ответственности, от имени казны Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ от 15.08.1996 "О бюджетной классификации Российской Федерации" Министерство обороны является получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для воинских организаций и учреждений, в связи с чем и несет ответственность за понесенные ОАО "Новгородтелеком" убытки.
Руководствуясь п. 2 ст. 426, ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 95, 119, 124 - 127, 134 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ 59 650 руб. 97 коп.
В иске к Министерству финансов РФ и УФК по Новгородской области о взыскании 59 650 руб. 97 коп. отказать.
Выдать справку ОАО "Новгородтелеком" о возврате из федерального бюджета РФ госпошлины в сумме 2 389 руб. 53 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Судья
А.В.ЧЕПРАСОВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|